Знатоки фразеологизмов_13406



План – конспект урока — турнира

Тема «Знатоки фразеологизмов».

Аблемова Румия Ханжяровна

МОУ – СОШ с. Полековское Марксовского района

Учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 4.

Цель: создать условия для обобщения и систематизации умений и навыков ( применять фразеологизмы в речи).

Задачи:

Обучающие:

— формируем умение составлять предложения с использованием фразеологизмов;

– формируем умение правильного применения фразеологизмов в речи.



Развивающие:

– развиваем умение наблюдать, анализировать, делать обобщения, сравнивать;

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам).

Воспитательные:

– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, работать в группе.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: карточки, компьютер, проектор.

Структура и ход урока:

Приветствие учителя.

— Я рада приветствовать вас на турнире знатоков фразеологизмов. В нём примут участие 2 команды. Победителя турнира определит компетентное жюри в составе… (представляются члены жюри).

— Итак, команды готовы? Объявляю начало первого тура.

Первый тур

Представление команд: название, девиз.

Второй тур. Разминка Загадки для команд.

I

1.По полю ходила –

Клювиком водила.

II

1.Человечки чёрные,

Умные, учёные.

Стёжечку оставила-

Точечку поставила.

(Ручка)

2. На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу-

Разогнуться не могу.

(Вопросительный знак)

3. Вверх тормашками торчу!

Восхищаюсь,

Возмущаюсь

И кричу!

(Восклицательный знак)

Друг за другом стали в ряд,

Молча с нами говорят.

(Буквы)

2.На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

(Запятая)

3. Я маковой крупинкой

Упала на травинку,

Остановила вас —

Закончила рассказ.

(Точка)

IV. Третий тур

Замените выражения словами, которые отвечают на вопрос как?

I

Капля в море (мало)

Без сучка и задоринки (хорошо)

День за днём (постепенно)

Как снег на голову (неожиданно)

В темпе (быстро)

Как дома (свободно)

Как зеницу ока (заботливо)

II

В одну минуту (быстро)

Всей душой (сильно)

Как по маслу (легко)

Рука об руку (вместе)

На скорую руку (быстро)

Битый час (долго)

Шаг за шагом (постепенно)

Четвёртый тур

— Замените выражения близкими по смыслу глаголами:

I

— Болеть душой (волноваться)

— Брать за душу (волновать)

— Держать в уме (помнить)

II

— Попасть в точку (угадать)

— Дрожать как осиновый лист (мёрзнуть)

— Бить тревогу (беспокоиться)

Пятый тур

— К данным выражениям подберите синонимы из колонки справа (на карточках):

I

Золотые руки

Закрывать глаза

Плечом к плечу

Одним словом

II

Как снег на голову

Капля в море

Один на один

Бить баклуши

Короче говоря

Бок о бок

Мастер на все руки

Смотреть сквозь пальцы

С глазу на глаз

Лодыря гонять

Кот наплакал

Неожиданно

Шестой тур.

— Каждой команде выдаются карточки, на которых записаны вопросы. Ответить на них, подобрав данные фразеологизмы (разыграть диалог).

I

Твой друг живёт близко от тебя?

_________________________________________

Ты давно изучаешь английский язык?

_________________________________________

Ты часто встречаешься с нашими бывшими учениками?

_________________________________________

(Нет, от случая к случаю. Нет, без году неделя. Да, в двух шагах от моего дома.)

II

Бабушка любит свою внучку?

По – твоему, твой друг хорошо потрудился?

Скажи, Никита неправду говорил о том, что видел?

(Да, он кривил душой. Да, она в ней души не чает. Нет, он палец о палец не ударил.)

Седьмой тур

Капитаны, пришла пора скрестить шпаги. К каждому рисунку подобрать фразеологизм.

Задание капитану I команды. Слайды

(сесть в калошу) (водить за нос)

Задание капитану II команды.

( крокодиловы слёзы) (спустя рукава)

Итог

Вот и закончился наш турнир. Хочу поблагодарить вас за активное участие, за отличное знание родного русского языка. По выражению В.Г. Белинского, фразеологизмы составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство». Изучайте русский язык. Заключительное слово предоставляется жюри.

Награждение.

Литература:

Учебно – методическое издание «Я иду на урок в начальную школу».

Редактор – составитель Козлова Маргарита Анатольевна, 2001

Источники картинок: http://images.yandex.ru/yandsearch?text








sitemap
sitemap