Знакомство с понятиями приставка и суффикс_13400



МБОУ Екатериновскаясош

Матвеево-Курганского района, Ростовской области

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЯМИ

ПРИСТАВКА И СУФФИКС

Урок русского языка

2 класс, УМК «Гармония»

Учитель начальных классов

Владышникова

Людмила Александровна

2013 г.

Тема: Знакомство с понятиями приставка и суффикс.

Цель: 1) Подвести детей к пониманию того, как образуются новые слова.

Задачи: способствовать:

развитию речи, мышления, коммуникативных способностей;

формированию ценностных ориентиров: чистота и точность русского языка;

развитию интереса к родному языку и, как следствие, потребности в его изучении.

Ключевые понятия: корень, окончание, изменение слова, однокоренные слова, приставка, суффикс.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Русский язык» 2 класс УМК «Гармония», рабочие тетради «К тайнам нашего языка» ч.3, доска SMART Board, флеш-файлы в программе SMART Notebook, музыкальное сопровождение физминутки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

Задача этапа:

организация класса

-Прозвенел звонок,

Начался урок.

Детям знания нужны-

Они для жизни так важны!

Учиться всегда пригодится!

2.Подготовительный

Задача этапа: подготовить детей к изучению нового материала.

1)-Ребята! Какими знаниями нужно обладать, чтобы писать грамотно?

-Предлагаю вам сегодня стать теоретиками и практиками.

— Каковы будут ваши задачи?

2) –Из чего состоит наша речь?

-А предложения?

-Как из слов получаются предложения?

-Можно ли из слов: брат, сестра, читать, рассветать, старший, вкусный составить предложение?

-Что можно сделать со словами?

-Этого оказалось достаточно?

— О чём ещё нужно помнить?

— Составьте предложение правильно.

— Что произошло с отдельными словами?

— Что поменялось в словах?

— Без окончания мы никак не обошлись бы при составлении предложения.

— Для чего же служит окончание?

Групповое взаимодействие.

Обдумывают и дают ответы:

-Знать правила правописания и уметь их применять при письме.

-Вспоминать сведения, данные в учебнике, и пользоваться ими в практической деятельности.

-Из предложений.

-Из слов.

-4 слова могут составить предложение (брат, сестра, читать, старший), но это набор слов.

— Изменить их порядок.

-Слова в предложении должны быть связаны по смыслу.

Старший брат читает сестре.

-Они изменились.

-Окончание. (Выделяют окончания)

-Для связи слов в предложении.

3. Основной этап

Задача этапа: подвести детей к пониманию того, как образуются новые слова.

4.Физминутка

Задача:снять утомление.

1)-Что ещё может происходить со словами?

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.(Слайд 1 в программе SMARTNootebookостепенно появляются корни, ствол, ветви дерева)

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.

Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, округлый и уютный.

-А сможете ли вы, ребята, отыскать в словах корень и построить ему такой же домик? (Предлагаются слова: садовник, водный, ученик)

2)- Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово – слово- корень, Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

— Составьте новые слова.

(Флеш-файл 1.)

— Выделите корень.

— Что вы заметили?

— Их называют суффиксы и обозначают их так: ^

3)Долгое время на волшебной поляне корни и суффиксы жили одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось.

Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрые, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться, а ещё и построить им домики перед своими в знак уважения к женщинам. (Ведь приставки женского рода).

Вместе с корнями и суффиксами приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов.

— Составьте новые слова.

(ФЛЕШ –ФАЙ Л№1) Выше расположены приставки: по-, пере. С их помощью необходимо составить новые слова).

4)-Хотите выполнить ещё одну работу конструктора?

— Но сначала продолжите строки стихотворения:

…Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл …………..(подснежник)

-Почему его так назвали?

Упр. 509 учеб.с.105,ч.2

-Сложи слово подснежники из частей, как из деталей конструктора. (ФЛЕШ-ФАЙЛ №2)

— Скажите о работе корня и окончания.

— Какую работу выполняют суффикс и приставка?

-Узнай об этих частях слова из материала учебника на с. 106.

Вспоминают: корень-это общая часть родственных (однокоренных) слов.

Выделяют корни, подбирая однокоренные слова.

(ФЛЕШ-ФАЙЛ №1)1. Вверху над деревом расположены части слов: овник, -овод, —ик).Необходимо переместить их на ветви деревьев и затем рядом составить всевозможные слова: садик, садовник, садовод.

Работа с интерактивной доской SMART Board

-Появились новые части слов после корня.

Работа с интерактивной доской.

(ФЛЕШ-ФАЙЛ №1) Приставки по-,

пере- перемещают, добавляют другие части слов, конструируют новые слова: посадка, пересадка.

Выделяют части слов.

Высказывают предположения.

Знакомятся с информацией в учебнике.

Конструируют слово на интерактивной доске, выделяют части слова.

(ФЛЕШ-ФАЙЛ №2)

Знакомятся с материалом учебника. Проверяют правильность выполнения задания из упр.105.

Под звуки мелодии …..

дети выполняют упражнения, снимающие усталость с мышц спины.

5.Закрепление.

Задача этапа:закрепить умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

1)-Перечислите части слова.

Проблемный вопрос:

-В чём сходство и различиечастей слова?

Игра «Словесный конструктор».

— Образуйте несколько слов.

Упр.511рабочей тетради №3,с.5

(Класс делится на 3 команды. Каждая команда предлагает 2-м другим по 3 задания «Скажи одним словом».

(Закрепляют и повторяют изученный материал).

Оцените работу своей команды.

-Оцените работу класса.

2)-Над чем ещё нужно поработать на ваш взгляд?

Упр.512 в рабоч. тетради №3 с. 6

— Вставь буквы антонимы допиши.

Давайте вспомним, что такое антонимы.

— Какие части слов помогли образовать антонимы?

3)Задание повышенной трудности.

Упр.513 задачника, с.6.

«Толковый и «бестолковый» словарь».

-Как бы вы ответили девочке на вопрос: «Бывает ли словарь «бестолковым»?

Используют для ответа информацию в учебнике.

Работа в команде.

(Задача команд верно назвать слово, записать на доске, не допустив ошибок,объяснить написание слова при необходимостибозначить все части слов.)

Дети анализируют ошибки, допущенные в ходе работы в команде.

Определяют, чему ещё надо учиться.

(Слова, противоположные по значению-антонимы)

Дети работают со словарями.

Толковать — давать чему-либо какое-нибудь объяснение, определять смысл чего-нибудь.

Толковый – 1.Дельный, разумный, с толком. человек;

2. Ясный, понятный. рассказ;

3.Содержащий в себе толкования, объяснения. Т. словарь русского языка.

6. Рефлексия.

Задача:дать оценку своей деятельности на занятии.

Слушать и слышать.

1)-Попробуйте объяснить разницу между «слушать» и «слышать».

— Прочитай слова на экране:

слушать

слышать

послушать

услышать

заслушаться

прислушаться

выслушать

подслушать

прослушать(ФЛЕШ -ФАЙЛ № 3)

-Чем они похожи и чем отличаются?

— Какая часть слова сделала слова разными?

-Какое слово показывает, что человек слушает с огромным интересом?

— Cуважением к говорящему?

— Кого ты обычно слушаешь внимательно, с интересом? Почему?

— Какую работу в слове выполняют приставки? А суффиксы?

2)-Оцените себя. Вы были внимательны на уроке? Да. Нет.

(подчеркните)

Почему?

Мне было неинтересно;

Я узнал много нового;

Мне понравилось работать;

Я плохо себя чувствовал;

Я устал.

(поставьте)

Анализируют слова по структуре (составу), выделяют корни, приставки.

(ФЛЕШ — ФАЙЛ №3)

(Вопросы даны на листочках)

Дети производят самооценку своего внимания на уроке? Устанавливают причины невнимательности, если таковая присутствовала.

7.Итог.

Задача этапа:подвести итог работы.

Сегодня мы узнали ещё одну тайну русского языка – как образуются новые слова.

Наш язык богат и красив, и впереди нас ждут новые открытия.

8. Домашнее задание.

1) Повторить сведения на с. 106;

2)Выполнить упр. 514, с. 106-107.

-Благодарю за работу!

Материал, используемый на уроке:

1.Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание. 1995, с.126,142.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap