Знакомство с пермогорской росписью



Цели и задачи занятия:

Познакомить детей с техникой пермогорской росписи. Сюжет, композиция и элементы пермогорской росписи

Развивать интерес к народному творчеству, творческое отношение к трудовой деятельности

Воспитывать любовь к труду, интерес к знаниям, эстетический вкус

Оборудование:

Музыкальный ряд: русские народные мотивы.

Зрительный ряд: демонстрационный материал, эскизы, шаблоны основных элементов распечатки «продолжи узор».

Ход занятия

1. организационный момент и подготовка рабочего места.

Нам сегодня понадобится альбомный лист, кисточки, гуашевые краски, баночка с водой, простой карандаш.

Молодцы!

2. Постановка темы и целей занятия.

— Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с техникой пермогорской росписи. Попробуем сами изобразить орнамент, используя основные элементы данной техники.

Беседа.

Демонстрация иллюстраций с изображением изделий народных мастеров украшенных пермогорской росписью, а так же альбома с элементами росписи.

— Мы уже знаем, что роспись по дереву – наиболее самобытный вид русского народного творчества. На Руси из дерева строились жилища, изготавливались телеги и сани, хозяйственный инвентарь и детские игрушки. Все это было богато украшено резьбой по дереву и росписью.

И в Пермогорье круг бытовых предметов, которые украшались росписью, был очень велик. Это телеги, дуги, санки, ткацкие станки, сундуки, прялки, рукомойники, блюда. Все это, казалось бы, – обычные предметы крестьянского быта. Но роспись превращала их в подлинные произведения искусства.

Пермогорскую роспись называют белофонной. Это название связано с техникой росписи: сначала обработанное дерево грунтовали мелом и клеем, покрывали белилами. Затем по высохшему белому фону, как по бумаге, гусиным пером делали черный рисунок, который потом заполнялся цветом – красками, разведенными на яичном желтке. Законченное изделие покрывалось олифой.

На первый взгляд палитра, используемая в пермогорской росписи, может показаться бледной. Всего четыре краски. Но красная, желтая, зеленая и черная на белом фоне производят яркое, праздничное впечатление.

Первоначально для пермогорской росписи было характерно изображение львов, единорогов, птиц-дев и других мифологических существ. Но в последствии они сменились разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни, пышным букетом расцвел растительный узор. Традиционным стало и изображение птицы Сирин. Это сладкоголосая дева-птица пришла к нам с Востока, но оказалась близкой и понятной русскому человеку. У крестьян ее образ ассоциировался с благополучием. Птицу Сирин называли «птицей счастья», «райской птицей».Роспись создавалась с учетом определенных правил. Основные узоры пермогорской росписи – это цветы, побеги, листья, ягоды, животные и птицы. Располагая сюжет, художник невольно получал некие пустоты, которые заполнял растительным орнаментом. Характерны для данной техники и рамки, которые отсекают одно поле с сюжетом от другого. Они могут быть узкими, в виде линии, и широкими, заполненными геометрическим или растительным орнаментом.К сожалению, дерево – материал не долговечный. Предметы, изготовленные из него, быстро изнашивались и приходили в негодность, сгорали в пожарах. Тем не менее, мы и сейчас можем любоваться предметами быта с пермогорской росписью. Сохранившиеся в музеях до наших дней образцы росписи рассказывают нам о высоком мастерстве русских художников. На предметах быта можно обнаружить следующие сюжеты «Птица Сирин», «Посиделки», «Свадебный обряд», «Доение коровы», «Стадо» и многие другие, рассказывающие о жизни крестьянина.

— Что является характерными элементами пермогорской росписи? (Птица Сирин, курочки, цветы, побеги, листья, ягоды.— Какие цвета используются в росписи? (Красный, желтый, зеленый, черный.)

С помощью шаблонов, которые лежат у вас на столах вам необходимо продолжить узор,затем самостоятельно попробовать карандашом изобразить композицию по пермогорским мотивам.

5. Выполнение работы

Воспитанники объединения самостоятельно выполняют работу по шаблонаморисовывая и обводя карандашом элементы пермогорской росписи, затем под руководством педагога пытаются составить на альбомном листе композиции по мотивам пермогорской росписи.

— Ребята, вы справились с заданием. Я наблюдала за процессом вашей работы, все хорошо поработали. Молодцы!

(Выставка работ.)

7. Подведение итогов. Уборка рабочих мест.

— Что нового вы сегодня узнали на занятии? С чем познакомились? (Ответы детей.) На следующих занятиях мы продолжим с вами знакомство с этим видом северной росписи и вы выполните роспись деревянной доски.

— А теперь убираем свои рабочие места.

Спасибо за работу. Наше занятие окончено.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 2

Методическая разработка занятия

«знакомство с пермогорской росписью«

Объединение «Народные промыслы»

СОСТАВИТЕЛЬ:

педагог дополнительного образования

Фармагей Ольга Сергеевна

г. Заполярный

2011– 2012г.



sitemap
sitemap