Знаки препинания в конце предложения



Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учитель начальных классов, логопед: Новикова Н.Ю.

Тема

Знаки препинания в конце предложения



Цели

Образовательные:

Уточнять знания о грамматических признаках предложения.

Расширить знания детей о знаках препинания в предложениях.

Закреплять знания о предложении и тексте.

Развивающие:

Развивать речь учащихся, учить выразительно читать тексты, используя постановку знаков препинания.

Развивать и обогащать словарный запас детей.

Развивать познавательную активность учащихся.

Развивать каллиграфические навыки.

Воспитательные:

Прививать интерес к русскому языку.

Воспитывать аккуратность при письме.

Ресурсы

— методические

— дидактические

— технические

Русский язык. Поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой. — М.: Дрофа, 2011

Русский язык. 2 класс. 1 ч. / Т.Г. Рамзаева. — М.: Дрофа, 2011

Стилизованное изображение букы б – белка; карточки со знаками препинания; шапочка «божья коровка», таблица «Предложения» каждому ученику, кластер «Предложения».

Презентация «Физминутка. Делай как я»; физминутка для глаз.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Мотивирование к учебной деятельности

3

Создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Откроем тетради. Запишем число, классная работа.

Чтобы красиво написать разомнем пальчики.

Пальчиковая игра:

1,2,3,4,5-

поочередно загибаем пальчики на одной руке



1,2,3,4,5.

поочередно загибаем пальчики на другой руке

десять пальцев, две руки, все твои помощники!

сжимаем и разжимаем кисти рук.

Актуализация знаний

5

Повторение изученного материала. Выявление уровня знаний.

На доске: а с о б к а

Назовите буквы, записанные на доске.

Какие звуки они обозначают?



Разделите их на две группы. Почему? (гласные и согласные)

Какая буква, обозначающая согласный звук лишняя? (Б-обозначает звонкий согл. звук)

Чистописание

Запишем заглавную и строчную буквы. Бб

Кто нам помогает запомнить написание строчной буквы б?

(Стилизованная картинка белка для коррекции оптической дисграфии)

Постановка и решение проблемы

12

Знакомство с новым материалом.

Постановка проблемного вопроса

Постановка проблемного вопроса

Составьте из букв, записанных на доске слово. (картинка собака)

Загадка, если не составили:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

Это новое словарное слово, написание которого мы должны запомнить. Запишем его в словарик, поставим ударение, подчеркнем букву, которую надо запомнить. Сколько слогов в этом слове? Разделите на слоги.

Составьте предложение с новым словом.

Что такое предложение?

Составьте предложение из слов и прочитайте так, чтобы это было простое сообщение.

кошку лает собака на

Собака лает на кошку.

Что поставим в конце предложения? (точку)

— Какая у неё роль?

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

Этот знак пришёл к нам (показ карточки), чтобы рассказать одну

забавную историю.

Сценка:

Брошенный кем-то тетрадный листок

Божьей коровки вниманье привлёк.

— Что здесь написано?

Каждую строчку лапками щупала

Долго она.

И наконец обнаружила … точку!

Божья коровка удивлена:

— Кто умудрился, и главное, как

Снять у меня со спины этот знак?

-Какой знак надо поставить в предложении, в котором о чем-то спокойно сообщается? Такое предложение, в котором спокойно сообщается, повествуется, называется повествовательное. Запишем предложение в тетрадь. (Один ученик у доски)

— Как напишем первое слово в предложении?

Составьте предложение из слов, прочитайте так, чтобы это был вопрос.

лает собака как

Как лает собака?

Ученик составляет предложение на доске.

Что надо сделать, чтобы в предложении был вопрос?

Что поставим в конце 2 предложения?

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом?

О каком это знаке?

(карточка с ?)

Разные вопросы задаёт он всем: Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Каким? О чём?

Вот какой он мастак – вопросительный знак.

-Кто догадался, как называется предложение с вопросительным знаком в конце? Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительное. Запишем предложение в тетрадь.

Составьте предложение из слов, прочитайте так, чтобы прозвучало сильное чувство.

очень я собак люблю

Я очень люблю собак!

Что надо сделать, чтобы предложение читалось с сильным чувством?

Что поставим в конце 3 предложения?

Бурным чувствам нет конца,

Пылкий нрав у молодца.

Обычно в предложении стоит он для того,

Чтоб выделить волненье, тревогу, восхищенье,

Победу, торжество…!

(карточка с ! )

Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце ставится восклицательный знак, а предложение называется восклицательное.

Детям раздаются опорные таблицы «Предложения»

Физминутка

3

Физминутка с презентацией «Повторяй за мной»

Первичное закрепление.

10

Первичное обобщение.

Работа с текстом на карточках.

Вы были в осеннем лесу какая тишина вокруг только листья шуршат под ногами.

Что затрудняет чтение текста? Сегодня на урок к нам пробрался ластик-проказник и стер все знаки препинания. От этого безобразия большие буквы превратились в маленькие.

Предположите, сколько в этом тексте предложений? (3)

— Давайте проверим ваши предположения. Почему вы сделали такой выбор?

— Какой знак препинания вы поставите после первого предложения?

— Почему? После второго, третьего?

Самостоятельная работа

7

Организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Запишем текст в тетрадь.

Взаимопроверка.

Включение в систему знаний и повторение

3

Автоматизация умственных действий по изученным нормам.

Составление кластера.

Задание на листах в клетку. Я читаю предложения, а вы ставите только знаки, которыми заканчивается предложение. Каждый знак в новой клеточке в строчку.

Дети идут в школу.

Как прекрасно весной в лесу!

Вы любите читать?

Сколько ребят в нашем классе?

Кошка — домашнее животное.

Самопроверка по образцу.

-Какие же бывают предложения?

-Что содержит повествовательное предложение? Что ставим в конце?

-Что содержит вопросительное предложение? Что ставим в конце?

— Как произносится восклицательное предложение? Что ставим в конце? (по ходу беседы составляется кластер)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

повествовательное восклицательное вопросительное

.!?

Рефлексия деятельности

2

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Оцените свою работу на уроке.

Оцените свою работу на уроке (дерево с листьями: красный – все задания выполнил — 5; задания выполнил, но были ошибки – 4; многое не получилось, надо постараться — 3 )

— Каким для вас был урок? Выберите «смайлика», который соответствует вашему настроению (у детей на партах лежат три разных выражения лица).

Знаки нужно уважать,

Правильно употреблять…

Никогда не забывать!

Я заканчиваю строчку,

Ставлю маленькую точку.








sitemap
sitemap