Значения суффиксов_13376



Урок русского языка по программе «Начальная школа 21 века.»

Тема урока: Значения суффиксов.Цель урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.Задачи урока:

предметные-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;-углублять представления о значении суффикса в слове;-обогащать словарный запас учащихся;

метапредметные-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Оборудование:-ноутбук, проектор, презентация к уроку;-карточки для индивидуальной работы и работы в парах;-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по литературному чтению(1 часть, автор Л.А.Ефросинина);-справочник по литературному чтению «Книгочей»;-таблицы с суффиксами и значениями суффиксов.

I.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Организационный момент.— Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок.- Проверьте готовность к уроку.-Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)

-Вспомните правила работы в паре.

Сообщение темы и задач урока.

-На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) (слайд №1)

Чистописание.1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И, и и соединений с этими буквами. (Слайд №2)

Ии ии ие ик ил ищ ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)

— Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами.2) Игра с суффиксами.-Кто это? (кот) (Слайд №3)- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.-Как кот превратился в котище? -Какое значение придал суффикс –ищ- слову?- А как превратить в маленького кота? Котик (Слайд №4)

-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову?

Аналогично разбираются слова домик-дом-домище-Запишите слова и выделите суффиксы.

Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

-Найдите верные утверждения и подчеркните их. (Слайд №5)

(задание на индивидуальных карточках)

Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова..

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.101) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

После корня он стоитПеред окончанием.Его я если заменюДругое слово получу.Обозначу уголкомНазываю …(суффиксом).-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

Работа над новым материалом.

1.Откройте учебники и найдите урок №48 (стр.103-106)

2. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. (Слайд №6)-Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня. Кому трудно, обратитесь к справочной литературе или к учебнику по литературному чтению.

-Найдите в литературном справочнике «Книгочей» или в учебнике по литературному чтению определение, что такое басня?

-Как работать со справочником? (работа в парах) (Слайд №7)

-Прочитайте баню.

-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.

-Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).

-Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова) -Выпишите эти слова в столбик.

— Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?

— Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.

3.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.

-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев.Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят слова.

Заполнение кластера. (Слайд №8)

Части слова

Корень Суффикс Окончание

Общая часть для образования для изменения

родственных слов новых слов формы слова

-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. (Слайд №9)

Ветерок — ?

1. Найти окончание(изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс

–ок-.

— Работа в парах. Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах . (Слайд №10)

-Проверка на доске-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

Физкультминутка(зарядка для пальцев и глаз). (Слайд №11, 12, 13)

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов можно образовать ласковые формы имён.-От первых трёх имён образуйте ласковую форму.

Проверка.-К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным)

2.Давай подумаем. (Слайд №14)

Серёжа написал:»Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;»Алёшинька», потому что сочетания жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

3. Образование отчеств.-Рассмотрите схему образования отчеств. (Слайд №15)-Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?

-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску).-Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд №16)Андрей -Роман -Кузьма –

-Проверка.

-Запиши своё отчество, выделите суффикс.

-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, —евич-, -ович-, иничн-.-Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?

Итог урока.

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?-На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Если ответ «да» поставьте в кружке галочку. (Слайд №17)-Понимаю, что такое суффикс.-Умею находить суффикс в слове.

-Знаю три значения, которые может иметь суффикс.-Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.-Положите карточки в папку по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание.Стр.107 упражнение №2.

Положительный настрой на урок.Сравнение.Способы взаимодействия.

Целеполагание (постановка учебных задач)

Сравнение и анализ.

Рассуждение.

Поиск информации,

анализ, обобщение.Умение работать в паре.

Подведение промежуточного итога.Оценка.

Поиск необходимой информации (умение пользоваться справочной литературой), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.

Прогнозирование.

Обобщение.

Планирование учебной деятельности.

Оценка

Контроль.

Сравнение и анализ.

Сравнение, установление аналогий.

Рассуждение

Контроль.

Оценка.

Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.



sitemap
sitemap