Значение насекомых в природе и жизни человека



Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса

«Значение насекомых в природе и жизни человека»

Цель: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека и охране.

Задачи:

Расширение метопредметных связей

Развитие коммуникативных навыков и умение работать в команде

Научиться создавать коллаж по теме

Выявить учащихся способных делать мультимедийные презентации

Развитие творческих способностей учащихся через защиту презентаций подготовку агитбригады

Ход мероприятия.

1. Оргмомент.

Вступительное слово.

Представление команд, название и девиз.

Представление волонтеров. У каждого класса есть свой старшеклассник для помощи в работе команды.

Представление жюри, болельщиков.

Объяснение условий игры.

2. Повторение основных отрядов насекомых.

Выступление агитбригады, которое сопровождается слайдами (вставить агитбригада)

Агитбригада «Знакомство с отрядами насекомых».

Сопровождается показом презентации

О многих шестиногих

Прекрасных и убогих

Мы каждому из вас

Расскажем без прекрас

Крылья жесткие надставили

А прозрачные под них,

Жук красивый получился

И прекрасен его лик.

Ротовой аппарат грызущий

Развитие полное

Вот известные жуки.

У божьей коровки крылышки тонкие,

Надрылышки красные в черных

На кончик травинки она заползает, —

Надкрылки подняв вертолетом взлетает.

Безлистный куст картофельный пожух

Листву его съел колорадский жук.

Объели поле все, не пощадив тоненькой былинки.

Жуки прожорливые и их белые личинки.

Не понимаю хоть убей, как жук навозник скарабей стал древним

Египтянам надежным талисманом.

Если хочется красы и радоваться чуду

Мы крылья заменим

Смотрите любуйтесь и бабочек

Отряд осчастливить всех вас рад.

Ротовой аппарат сосущий, а

У гусениц грызущим.

Издалека узнаешь махаона

По солнечной тропической красе.

Пронеся вдоль муравчатого склона

И сел на одуванчик у шоссе.

Живет собою Землю украшая,

Порхая с лепестка на лепесток.

При этом тишину не нарушая,

Она сама — летающий цветок.

Белыми крылышками

Машет капустница.

Только поднимается –

Тут же опустится.

Носиком водят

По краю ромашки

Мед или чай в этой беленькой чашке.

С этой смесью ты с детства знаком

Матка и тружни, отряд

Рабочих пчел,

Крылья перепончаты

Их друзей конечно знаем

Осы, шмели, муравьи.

Пчелка золотая сладенький медок

Собрала летая в глиняный горшок.

Собрала, летая по полям, лугам

Устали не зная, дар бесценный нам.

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом

У них обычаи свой и муравейник дом.

В тельняшках полосатых осы как матросы.

Владеют как кинжалом осы своим жалом.

Того кто им мешает, злые осы жалят.

Покуда же ужалят в кое не оставят.

Одни крылья уберем и

Заменим глазки.

Сразу видно изменилось

В муху быстро превратилось.

Муха сев на потолок

Смотрит сверху на пирог.

« Откусить бы хоть разок,

Самый лакомый кусок».

Дождь прошел

Свежо и тихо

РаспищаласьКомариха–

Радостно на свете жить.

Но кого бы укусить.

Если ножки мы изменим

Крылья тоже мы заменим

Прямокрылый вот кузнечик,

Ну совсем как человечек,

Родственница саранча,

Не очень добрая сестра.

Кузнечик как никто другой

Гордится левою ногой,

Он ей стихи не пишет,

Ногой кузнечик слышит.

Огромной тучей саранча

Кружит над полем стрекоза.

Мы долго вас не тревожили

Лишь урожай собрать поможем.

Медведка подземные роет тоннели –

Медведка настойчиво движется к цели:

Корни растений, личинки жуков –

Такой при удаче будет улов.

Крылья равные у тли

Аппарат колюще — сосущий

Развитие неполное

На листочке тля сидела

И сыночку песню пела

— Завтра утром мы вдвоем

Весь горошек погрызем.

Не смолкает серенада

Ум ца-ца поет цикада

Но берёшь цикаду в руки, затихают сразу звуки.

Полужесткокрылые или клопы

Известные особи точно они

Колюще-сосущей ротовой аппарат

Забраться стоит им в кровать

Не сможем мы спокойно спать.

Хоть в пруду как рыбы живет, —

то воде бежит, не плывет!

Рыбам всем не в пример,

Тонконогий водомер.

3. Задание: «Вопрос – ответ».

Каждой команде подготовлен 1 или 2 слайда о значении насекомых в природе.

Внимательно рассмотрев слайд, команда дает ответ. (Слайдовая презентация. Примерные ответы:

7 б – роль в цепях питания.

Насекомые – важнейший элемент пищевых пирамид. Насекомыми питаются многие животные: рыбы, земноводные (у лягушки до 95% рациона), пресмыкающиеся (ящерицы поедают до 10 -20 насекомых в сутки), птицы, млекопитающие ( чисто насекомоядными являются землеройки, кроты, летучие мыши, муравьеды, броненосцы, как дополнение к основной пище насекомые служат многим другим видам). Среди беспозвоночных, употребляющих в пищу насекомых, скорпионы, фаланги, сольпуги, сенокосцы, пауки, сколопендры, костянки и огромная армия насекомых – энтомофагов (хищников и паразитов).

7 д опыление растений

Более 80 % растений опыляются насекомыми, и можно с уверенностью сказать, что цветок – результат совместной эволюции растений насекомых. Приспособление цветковых растений для привлечения насекомых разнообразны: пыльца, нектар, эфирные масла, аромат, форма и окраска цветка.

Приспособления насекомых: сосущий хобо тсоок бабочек, грызуще – лижущий хоботок пчелиных; особые пыльцесобирательные аппараты – у пчелы и шмелей щеточка и корзинка на задних ногах, у пчел-мегахил – брюшная щеточка, многочисленные волоски на ногах и теле.

7 е почвообразование и санитары.

Огромную роль насекомые играют в почвообразовании. Такое участие связано не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными насекомыми и их личинками, но и с разложением растительных и животных остатков – опада растений, трупов и экскрементов животных, одновременно выполняется санитарная роль и круговорот веществ в природе.

Санитарную роль выполняют следующие виды насекомых:

Жуки-навозники, мухи-навозницы, коровницы;

Жуки-мертвоеды, могильщики, мухи-мясоедки, падальницы;

Насекомые-разрушители отмерших растительных остатков: древесины, веток, листьев, хвои-жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок, рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и т. д.;

Насекомые-санитары водоемов питаются взвешенными или осевшими на дно гниющими органическими веществами (детритом) – личинки комаров-дергунов, или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором ее санитарного состояния.

7 з – биологические способы борьбы.

Примерный ответ.

Насекомые-энтомофаги, хищники и паразиты помогают в борьбе с вредителями сельского хозяйства и леса, знание особенностей их биологии составляет основу биологического метода борьбы с вредными насекомыми. Наиболее эффективные энтомофаги: наездники-афелинусы, трихограммы, ооэнциртусы, муравьи, осы-хищные жуки и клопы, сетчатокрылые.

Божья коровка, стрекоза.)

После этого конкурса выступление 7 б класса с защитой презентации: «Муравьи — общественные насекомые»

4. Задание: «Значение насекомых в жизни человека».

Команды вместе с волонтерами за 10 минут должны подготовить коллаж о значении насекомых в жизни человека.

Все необходимое: картинки, ножницы, клей, маркеры, лист формата- А-3.

Болельщики в это время заполняют таблицу на знание отрядов насекомых.

Конкурс болельщиков.

Характеристика

Название отряда

1

Надкрылья кожистые, выпрямленные на спине; задние крылья – веером ротовые органы – грызущие; задние ноги обычно прыгающие.

2

Колюще-сосущий ротовой аппарат; надкрылья неоднородные: толстые, жесткие, а на вершине – мягкие, тонкие; пахучие железы.

3

Жесткая первая пара крыльев; вторая пара – перепончатые; все тело покрыто толстым слоем хитина; ротовой аппарат грызущий.

4

Две пары больших крыльев, покрытых чешуйками; ротовой аппарат сосущего типа; ножки слабые, но цепкие.

5

Две пары прозрачных крыльев, прочно сцепленных между собой; ротовой аппарат грызущие или сосущие; яйцеклад или жало.

6

Одна (передняя) пара крыльев; жужжальца; ротовые органы колющие или лижущие; лучшие летуны; личинки безногие, безголовые или с головой.



7

Колюще-сосущий хоботок; две пары прозрачных крыльев; питаются исключительно соками растений.

Далее команды защищают свой коллаж, время 2 минуты.

После защиты выступает 7з класс с презентацией: « Роль пчел в жизни человека».

5. Задание: «Насекомые- вредители».

Команда одновременно участвует в двух конкурсах.

4 человека в конкурсе «Да-Нет», им выдаются соответствующие карточки.

Вопросы к «да» и «нет».

Капустная белянка относится к отряду равнокрылых?

Тля образует многочисленные скопления – колонии?

У комнатной мухи колюще-сосущий ротовой аппарат?

У комнатной мухи развитие с полным превращением?

Личинка майского жука развивается на верхних частях растений?

Правда ли что майский жук во Франции считается лакомством? Повар получил специальную премию за пирог с личинками майского жука.

Личинка капустной белянки питается листьями растений?

Правда ли что в биологическом способе борьбы с вредителями наши друзья – божья коровка, стрекозы, жужелицы?

Правда ли что насекомых – вредителей меньше всего в отряде перепончатокрылых?

Правда ли что в пищеварительной системе термитов живут бактерии симбионты помогающие им перерабатывать древесину?

4 человека работают с препаратами, определяют вредителей сада, огорода, поля, леса, пишут название отряда тип развития.

После выполнения задания 7д класс выступает с презентацией: «Саранча».

7з защищает тему: «Непарный шелкопряд».

Все конкурсные задания выполнены.

Жюри подводит итоги.

Все участники смотрят презентацию: «Насекомые из Красной книги».

Конкурс по насекомым.

Приветствие команд

Конкурс презентаций

Значение в природе вопрос

Коллаж

Насекомые вредители



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap