Значение исторического подхода в модернизации системы профессионального образования



ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В МОДЕРНИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В наше время происходит постоянное изменение структуры

существующих профессиональных учебных заведений согласно доктрине

образования Российской федерации на период до 2025 года. При этом

современное реформирование системы не всегда учитывает наработки

прошлого. Без учета традиций изменяется статус учебного заведения,

нередко закрываются профессии, подготовка по которым осуществлялась

десятилетиями. Попытки по формальному признаку приспособить

образование к нуждам повседневной жизни в новых экономических

условиях, попытка эклектически перенести опыт запада на российскую

почву, не приносят должного успеха без осмысления прошлого собственного

опыта.

Заслуживает внимание исторический подход к модернизации

образования. В связи с этим представляет интерес работа в фондах музея

профессионального образования, в архивах и библиотеках по поводу

организации универсального заведения с непрерывным циклом профессионального образования. Для нас представляется важным обобщить

материалы и предложения по реформированию комиссии министерства

народного просвещения в 1902 году и дальнейшей работы третьего съезда

деятелей по техническому и профессиональному образованию России.

В императорской России термин техническое образование возник в

середине 19 века. Он подразумевает закрепление обособления

гуманитарного образования от технического. Изменилась точка зрения

государства, признавшего его право на существование, но только в узком

специальном значении.

Закончился период, когда не стыдились громко говорить, что народу не

нужна грамотность, которая только развращает, что есть нужды города куда

более неотложные, что нужно прежде всего заботиться об уменьшении

расходов. Данная позиция была связана с бурным ростом промышленного

производства, требовавшего грамотных кадров.

К этому времени количество учебных заведений выросло в разы.

Городская профессиональная сеть была представлена практически всеми

действовавшими в тот период типами и видами образовательных

учреждений, подчинявшимися различным министерствам и ведомствам и

имевшими различное финансирование. Существовало множество частных

учебных заведений. Министерство народного просвещения приступает к

сертификации профессиональных технических учебных заведений.

В 1878 году оно предлагает составить общий нормальный план

развития профессионального образования в России известному профессору

технологического института А. Вышнеградскому, назначенному позднее

министром народного просвещения. В1887 году А. Вышнеградский

министр финансов и член Государственного совета Российской империи.

В 1888 году последовало утверждение положения о промышленных

училищах. Правила провозглашали, что промышленные училища для

мужского населения имеют целью распространение во всем населении

образования технического, средней и низшей степени и ремесленного. При

этом среднее профессиональное образование определялось как завершающая

ступень образования, не допускавшая возможность поступить в университет.

Министерству народного просвещения предоставлялось право утверждать

устав, корректировать программы и отчетность, экзаменационные

требования, определять статус школы и оставлять за собой право закрывать

учебные заведения.

Предлагалась создание следующей системы профессионального

образования:

организация средних технических училищ со сроком обучения

четыре года с целью создания специалистов-техников, по уровню подготовки

приближающихся к инженерам и руководителям производств;

средние технические училища со сроком обучения три года, где

наряду с обучением приемам какого-либо определенного производства

давались знания и умения, необходимые ближайшим и непосредственным

руководителям труда рабочих мастеров; ремесленные училища, имеющие целью практически обучать

приемам какого либо производства и сообщать знания и умения,

необходимые для осмысления работы. В средние учебные заведения по

замыслу реформаторов могли поступать юноши только с законченным

средним образованием.

Следует заметить, что среди министерств и министров не было единого

мнения о степени вмешательства государства в сферу образования.

Поэтому в 1896 году под крылом министерства финансов за счет

купеческого сословия создаются общеобразовательные коммерческие

училища, пытающиеся повысить свою автономность и социальный статус,

создать конкуренцию гимназиям и реальным училищам. Немалую

протекцию им уделял заменивший на посту министра финансов А.

Вышнеградского С. Витте, основавший политехнический университет.

Министр подал в 1898 году докладную записку царю о необходимости

дальнейшей реформы образования, в том числе и профессионально-

технического.

К началу 20 века умножилось количество учебных заведений. Многие

из них открывались на деньги богатых людей из народа. Новые меценаты, не

скупясь на финансовые вложения, требовали поднять престиж подопечных

заведений для приобретения различных льгот, которые предоставлялись

исключительно выпускникам гимназий (отсрочка от армии, возможность

поступать в университет, на государственную службу др.).

Администрация и преподаватели коммерческих учебных заведений

получали на 25-80% большую зарплату, чем в министерстве просвещения,

отчего лучшие учителя старались переходить на службу в министерство

финансов.

В условиях постоянного давления общественности и неопределенного

поведения царя, поощрявшего, до известной степени, интриги между

министерствами (должности председателя правительства не было),

министерство народного просвещения создает комиссию по

реформированию и обобщению опыта профессионального образования. При

этом техническое образование понималось по-прежнему как специальное,

дающее навык к какой-либо профессии. Министерством отстаивалась

позиция на приоритет гимназического образования над техническим и

сохранение идеологического контроля над учебными программами.

Обобщая материалы, комиссия выявила проблемы средних

технических заведений.

Прежде всего она обратила внимание на состав учащихся и

некомплектность классов. Причина этому прием только лиц с полным

образованием. Многие из них неудачники, не поступившие в университет.

Они не желают учиться и не хотят работать. Более того, некоторые

брезговали практикой и открыто говорили, что техниками не станут.

Комиссия предлагает изменить контингент поступающих с целью

улучшения наполняемости классов. Открыть доступ к нему лиц с более

низким образованием: воспитанникам кадетских корпусов, представителям семинарий, народных училищ, сделать возможным перевод потерявших

надежду закончить реальное училище, с условием, чтобы в дальнейшем

закрыть им доступ в университеты и тем самым ограничить доступ к

государственным должностям, сохраняя сословность в образовании.

Комиссия предлагает несколько понизить высокую планку среднего

технического образования, зато повысить качество низшего технического

образования.

Она рекомендует открыть подготовительные классы для пополнения

знаний поступающих, а возможно в выпускной класс для специалистов более

высокого уровня. Срок обучения не должен существенно превышать время

среднего образования. Дети поступают в возрасте 12-15 лет.

При этом по результатам экзаменов существующий в заведении

попечительский совет может решать, кто именно достоин высокого звания

техника.

Касаясь программы обучения, комиссия отмечала, что если

технические предметы еще могут быть восполнены уроками математики и

химии, то проблемы гуманитарного образования так и останутся ничем

незаполненными. Поэтому она рекомендует увеличить число гуманитарных

дисциплин.

Учебный план комиссия разрешила дифференцировать по местным

условиям так, чтобы практические занятия составляли не менее трети

учебной нагрузки. За дополнительную плату по желанию воспитанники

могут заниматься иностранными языками, стенографией, гимнастикой,

работой на пишущей машинке и др. Не сдавшие экзамены остаются на

второй год (приблизительно от 10 до18 %). В каждом классе наполняемость

не более 40 учеников, если более, то открывать параллельные классы. При

школе может быть пансион. Учителя и учащиеся носят форму. В училище

обязательно находится врач.

Заслуживает интереса внутренний порядок управления заведением.

Управляет учебным заведением Попечительский совет. Он имеет право

приобретать недвижимость, заказывать за границей пособия, освобождаемые

от пошлины, весом до одного пуда. Училище получает деньги от

министерств, города и меценатов. Кроме того, устанавливается плата за

обучение, которая определяется Попечительским советом и утверждается

министерством. Ее вносят один раз в полгода. Неоплатившие обучение в

срок считаются выбывшими из школы. Они зачисляются при внесении

платежа вновь, если совет не найдет к этому препятствий. Попечительский

совет освобождает от платы за обучение и устанавливает премии для

наиболее одаренных учащихся.

Непосредственное заведование осуществляет инспектор, избранный

советом из учителей и утвержденный министерством. Главная обязанность

инспектора надзор за ходом учебного процесса. При этом инспектор

преподает один из специальных предметов, но не более 12 часов в неделю.

Штатные преподаватели преподают не менее 12 часов в неделю. В итоге комиссия высказалась за создание нового типа учебного заведения, которое,

по современной терминологии, являлось симбиозом техникума и ПТУ.

Новое типовое учебное заведение позволяло разгрузить гимназии и

реальные училища от неуспевающих. При этом коллегия отмечает, что,

возможно, данный контингент, поступив в училище, не ставит перед собой

цель получить профессию и стать техником. Они будут манкировать и

лениться, поскольку уже имеют определенные знания. Но для этой категории

обучение будет иметь прежде всего не профессиональное, а воспитательное

значение. Вместе с тем комиссия считает, что данное учебное заведение

поможет людям низкого благосостояния, стремящимся к получению

технических знаний, получить достаточное системное образование для

дальнейшего трудоустройства на должность более высокую, чем могут

рассчитывать рабочие.

Комиссия, естественно, признала невозможным распространить льготы

гимназий на данное учебное заведение и запретила выпускникам поступать в

университет.

Идею о совмещении среднего и низшего профессионального

образования поддержал третий съезд деятелей технического и

профессионального образования России 1903 года. Однако депутаты, прежде

всего, видели в этом возможность получить доступ к высшему образованию

для обширной части населения в обход гимназического. Хотя Российское

техническое общество ( РТО), под эгидой которого проходил съезд , было

подразделением министерства народного просвещения, оно имело мощную

коллективную подпитку. В нем работали на безвозмездной основе

выдающиеся общественные деятели. Обществу покровительствовал

президент Российской академии наук великий князь К. Романов. Поэтому на

форуме предложения комиссии получили неожиданное развитие.

За расширение возможностей технического образования высказался



председатель девятого особого отдела РТО А.Г. Небольсин.

В дальнейшем идея развивалась в выступлении председателя

московской комиссии по техническому образованию К. К. Мазинга. Он

поделился опытом открытия дополнительного класса для училища с

повышенным курсом. Делегат рассказал об интригах с министерством,

временных правилах. В итоге инициатива закончилась переводом училища в

разряд частных учебных заведений без всяких льгот, поскольку

«неожиданно» выяснилось, что именно таких учебных заведений Москва за

свой счет содержать не может. К.К. Мазинг требовал предоставить равные

права средним техническим заведениям с возможностью поступать в

высшие. Позднее он пойдет дальше и предложит создать коммерческий

университет, где на платной основе могли бы учиться люди, не прошедшие в

университет финансов.

Эмоционально прозвучало выступление только что уволенного в

отставку товарища министра финансов В.И. Ковалевского, раскрывшего

«министерские секреты.». Некоторые профессиональные школы у нас не

возникали потому, что им не было места в общей системе типов, потому что их нельзя было уложить в заранее подготовленные рамки.. Коммерческая

школа выгодно отличается от других не столько по задачам, сколько по

духу, внутреннему укладу и порядку правления. Главнейшими чертами ее

должна быть гибкость, приспособляемость к жизни. Депутат заметил, что не

жизнь должна равняться по школе, а школа по жизни.

Директор Е. Владимиров предложил открыть в училищах

трехгодичные курсы ремесленного обучения, куда после первого года

направлять неуспевающих и таким образом освобождаться от балласта. Он

подчеркнул, что некоторым лучше сократить время обучения, предоставив



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap