Зимняя экскурсия по экологической тропе школы



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

Полужская основная

общеобразовательная школа имени Ф.Е.Стрельца

ИНН 3208003574 ОГРН 1023201937230

243370, Брянская область, Выгоничский район, пос. Хутор-Бор,

ул. Луговая, дом 1 Тел. 89051015449 emailpoluzje2012@yandex.ru

Зимняя экскурсия по экологической тропе школы

Методическая разработка зимней экскурсии в лес по экологической тропе школы для учащихся 5-6 классов

Разработана учителями высшей кв. категории :

Никитиной Людмилой Яковлевной,

Чикалиной Татьяной Яковлевной

Время проведение экскурсии декабрь 2012 год

Цель экскурсии:

Научить учащихся видеть происходящее в окружающей природе и явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов, показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о жизни деревьев, кустарников зимой; развивать понятия о побеге и почке; сформировать понятия о вечно-и зимнезелёных растениях; Научить определять древесные и кустарниковые растения по силуэтам и почкам.

Воспитательные: Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу, рассматривая исторически сложившиеся взаимосвязи между неблагоприятными условиями зимы и приспособлениями растений к их перенесению и эстетическое восприятие зимних пейзажей; формировать культуру поведения в природе.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, умение работать в группе, в парах, творческое воображение в процессе знакомства с лесным сообществом; учить видеть красоту леса, воспитывать чувства бережного отношения к обитателям леса.

Место проведения экскурсии : Экологическая тропа школы,

Стоянка № 1.

Продолжительность экскурсии : 1 час

Рекомендации по подготовке к экскурсии.

Помнить, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

Изучить место проведения экскурсии. Составить её план.

Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

Рассказывать на экскурсии только то, что можно показать,

Избегать длинных объяснений.

Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.

Уметь вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.

Закрепить материал экскурсии на следующем занятии.

Зимняя экскурсия состоит из двух частей:

Предполагает приобретение знаний.

Упражнения, использование полученных знаний на практике.

А.Я.Герд писал «… Всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру, чтобы быть в состоянии и уже издали приветствовать дерево его именем, чтобы дерево оживляло для него каждый ландшафт.»

Ход экскурсии.

Привет тебе, приют свободы и покоя

Родного севера неприхотливый лес !

Ты полон свежести и всё в тебе живое

И столько у тебя загадок и чудес!

Экскурсия начинается с определения природного ландшафта. По дороге проводится конкурс на наблюдательных и смышлёных учащихся. Им предлагают называть встречающиеся деревья и кустарники.

Придя на место проведения экскурсии, определяем в каком лесу находимся. Учащиеся рассказывают почему этот лес называют смешанный, каковы особенности его естественного развития.

Непременная часть экскурсии – самостоятельные наблюдения каждого ученика.

Учащиеся разбиваются на 2 группы. Каждая группа получает задания.

Определить какое это растение.

Группа № 1

Хвоя с ясно выпуклыми четырьмя гранями, грани жесткие, острые. шишки висячие, бурые или коричневые. Высокое дерево (30 – 50 м) с остропирамидальной кроной и горизонтально отходящими или несколько вниз наклонёнными ветвями… (ель обыкновенная)

Группа № 2

Хвоя расположена пучками по две. Хвоя жёсткая. Гладкая, острая с одной стороны выпуклая, темно-зелёная, с другой – сизо-зелёная. Каждая пара хвоинок при основании одета трубчатой перепонкой. Шишки повислые. На ветвях можно увидеть три рода шишек: мелкие – на конце побега, зелёные, нераскрывающиеся и раскрывающиеся от вершины шишки на две трети её длины. Дерево до т40 метров, с прямым высоко очищенным от ветвей стволом, крона округлая, кора вверху медно-красная, шелушащаяся в трещинах …… (сосна обыкновенная)

Определение растений по их силуэтам и почкам.

Задания прилагаются.

Конкурс творческих заданий.

О чём поведала вековая ель. Материал прилагается.

Легенда о дубе. Материал прилагается.

Литературная страничка.

Пословицы о деревьях леса — Народная фенология.

Где росла сосна, там она и красна.

Что не толкуй, а сосновый лес елового краше.

Всякая сосна своему лесу весть подаёт.

Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьёт.

Эти толки не с ёлки.

В лесу дуб – рубль, в столице — по рублю спица.

Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой.

Олень с дубом бодался, да рога сломал.

Где ольха, там сена вороха.

Сосна кормит, липа одевает.

Верба – что луговая трава: её выкосили, а она снова выросла.

Приживчивое дерево – ива: из тычка растёт.

Значение растений леса для человека. (Берёза, дуб, липа)

Берёза

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – скрип утешать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвёртое дело – чистоту соблюдать.

Люди освещали дома берёзовыми лучинками; дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс чтобы не скрипели; От болезней почек, печени и лёгких помогает отвар берёзовых почек; полы мыли да парились берёзовыми вениками.

Берёза выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.

Из этого дерева самые лучшие дрова.

Из коры дерева делают много полезных вещей.

Это самое любимое русское дерево, которое является символом России.

Дуб

Дерево может жить до двух тысяч лет.

В воде ствол не гниёт, а только чернеет и становится крепче.

Из него делают бочки и паркет.

Дерево одевающееся листвой позже всех.

Липа

Из его цветков лучший мёд.

Из коры липы делают ложки и лапти.

Цветёт летом и очень душистая.

Птички там любят вить гнёзда потому что там много колючек.

В заключении экскурсии поднимает вопрос о бережном отношении к растениям леса.

Останьтесь на земле осина, дуб и клён

Я показать хочу живую землю сыну –

Высокий мощный дуб и тонкую осину

На полотне весны, где свет со всех сторон.

/ А. Макаров /

Домашнее задание.

Сделать коллекцию хвоинок голосеменных растений.

Написать отчёт о зимней экскурсии.

Литература:

И.В.Измайлов, Л.С.Шубкина «Биологические экскурсии» Книга для учителя. М., «Просвещение», 1993 г.

И.Н.Чижевская «Сбережём природу своего края» Брянск БИПКРО, 2005

В.В.Балобанова «Биология, экология, здоровый образ жизни» Волгоград, изд. «Учитель», 2001 год.

Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия» учебно-методическое пособие «ЦГЛ» Москва, 2003 год.

Л.В.Сорокина «Край родной» Москва ТЦ «Сфера» , 2006 год.



sitemap
sitemap