Земля-планета Солнечной системы Разработка урока по природоведении 5 класс



Природоведение. Урок- концерт в 5 классе. Учитель биологии Конгар М. А.

Тема: « Земля – планета Солнечной системы »

Цель урока:

Формирование единства знаний о живой и неживой природе, развитие общих представлений о солнечной системе, форме и значении солнца для жизни на земле, движении земли и солнца, способствовать правильному пониманию учащимися природных явлений и взглядов на окружающий мир.

Воспитание нравственных и эстетических качеств личности, развитие речи и таланта учащихся.

Развитие работы по формированию и развитию навыков работы с карточками, наглядными пособиями, развитие творческой активности учащихся, пробуждение интереса к природе связывая с музыкой, литературой.

Оборудование: 1)Опорные схемы-сигналы «Природа»; 2)Теллурий; 3) Таблица «Движение Земли вокруг Солнца»; 4) Географические атласы 5 класс; 5) Карточки- задания; 6)Мел, указка; 7)Баян; 8)Два платка, палка для представлений.

I. Оргмомент урока. Приветствие.

Цель урока довести до учащихся.

II. Прогноз погоды и местные признаки изменения погоды, изложенные в стихотворной форме.

-Ребята, каждый день мы наблюдаем за погодой. Какая сегодня погода?

-Состояние неба-

Осадки-

Направление и скорость ветра-

Температура воздуха:

Относительная влажность воздуха-

Учитель: Погода очень изменчива. Только в нашей местности в течение суток погода может меняться несколько раз.

-Приведите, пожалуйста, местные признаки изменения погоды, которыми пользовались наши далекие предки, основываясь на народной мудрости, на различных приметах.

1 ученик: Низко ласточки летают

О дожде предупреждают;

А летают высоко-

Значит, дождик далеко.

2 ученик: Дым из труб и от костра

Кверху поднимается-

Значит, ясная погода

Завтра ожидается.

3 ученик: Если больше, чем обычно,

Над цветами вьётся пчел,

Нужно будет опасаться,

Как бы дождик не пошел.

4 ученик: С неба солнце светит ярко,

Верба ранняя цветет,

Прилетели трясогузки-

Скоро будет ледоход.

5 ученик: Если солнце село в тучи,

Словно зарево, закат,

«Завтра будет сильный ветер»,-

Старожилы говорят.

6 ученик: Кукушки стали куковать-

Морозам больше не бывать.

Цветы черемухи цветут-

Похолоданье тут как тут.

Учитель: Многими из этих примет мы пользуемся и в наше время. Но, чтобы правильно предсказать погоду, надо воспользоваться не одним , а несколькими местными признаки. А теперь, вернемся к природе.

III. Схема- сигнал: живая и неживая природа. По прочитанному стихотворению вам предстоит определить предметы неживой природы.

Ученик читает: (стихи «Наше море и земля». Альберт Лочмелис)

Наше море

Синее море,

Синие горы,

Синие реки,

Просинь озера

Солнце на ниву,

Бредет с небосвода

Чьи эти земли,

Чьи это воды?

К морю янтарному

Берег прилег

Латвия наша

Синь- василек.

Учитель: Назовите предметы неживой природы? (Море. горы, реки, озера, солнце, земли, вода)

Учитель: Назовите предметы живой природы? (Василёк).

Учитель: Какими признаки отличаются предметы живой природы от неживой? ( Живая природа, для нее характерно дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ. Это растения, насекомые, животные, люди).

IV. Земля- планета солнечной системы.

Учитель: Какова форма Солнца? Какое значение имеет солнце для жизни на земле?

Ответ: Солнце имеет шарообразную форму. Без солнца не могут жить растения, животные и люди.

Задание- карточка: Расположите правильно планеты солнечной системы по отношению к солнцу таким образом, как записываются ноты на нотном стане по порядку.

Учитель: Проверка заданий-карточек учащихся.

Ну, а теперь покажите вращение земли вокруг своей оси на приборе: теллурий. За какой промежуток времени земля совершает один оборот вокруг своей оси?

Ученик показывает вращение земли вокруг своей оси и отвечает, что земля совершает один оборот вокруг своей оси за 24 часа.

Учитель: Может ли Солнце осветить все стороны Земли?

Ученик: Нет, т. к. земля имеет форму шара, то Солнце освещает ее половину , освещенная сторона солнцем- день , а та сторона находящейся в тени – ночь. Причины смены дня и ночи – вращение земли вокруг ее оси.

Учитель: Почему наступает зима, весна, лето, осень?

Ученик: Земля совершает полный оборот вокруг солнца за год. Сохраняя постоянный наклон оси, земля освещается солнцем по- разному. Когда к солнцу обращено северное полушарие, оно получает больше тепла и света- здесь лето. А в южном полушарии это время-зима. Мы живем в северном полушарии, у нас –лето.

Ученик читает :стихотворение «Лето» Н.П. Греков.

Зарумянились вишня и слива,

Налилась золотистая рожь,

И как море волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскаленных от зноя небес,

Пахнет липа душистая медом,

И шумит полный сумрака лес…

Исполнение песни «Арыкчыгаш» (Ручеек), муз: С.Базыр-оол , Сл..: Ч.Серен-оол, олицетворяющий природу в летнее время.

Учитель: Прошло полгода, а теперь в каком полушарии будет зима?

Ученик: через полгода южное полушарие будет получать больше тепла и света –теперь здесь лето, а в северном полушарии –зима.

Ученик читает: стихотворение «Зима» А. А. Блок

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит

Бабушка- старушка

Из окна глядит.

Внукам- шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег…

Бегают смеются

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом

Исполнение песни «Чунгуувуста» (На катке) Муз: Альберт Танов, Сл.: Екатерина Танова

исполняют учащиеся 5 класса.

Учитель: А теперь, прослушав стихи, угадайте ребята времена года.

Первый ученик читает: (Отрывок из стихотворении Ф. И. Тютчева «Весна»)

Зима недаром злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось

Все нудит зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Второй ученик читает: («Осень». А.А.Фет)

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали



Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Ученик: если оба полушарии освещены одинаково, то наступает весна и осень и в стихах мы узнали эти времена года.

Учитель: правильно ребята. Ну. а теперь, покажите нам часы юмора из нашей жизни.

V. Минуты юмора и сатиры, ролевая игра. (Небольшая сценка из жизни « Бабушек»)

Сценка: «Бабушки и внуки».

На сцене появляются две старушки.

Первая: Здравствуйте, голубушка моя! Пойдемте гулять в парк.

Вторая: Да что вы, я еще уроки не сделала… Опыт по биологии надо провести, фасоль вырастить.

Первая: А, да-да, я помню, вы у меня брали фасоль.

Вторая: Да что-то не растет эта фасоль. Видно не качественная.

Первая: Как некачественная? Ну вот, делай людям добро! Можно сказать, от себя фасоль оторвала- вынула из супа.

Вторая: Погоди-погоди, как – из супа? Это я, выходит, растила вареную фасоль. Спасибо, удружила…

Первая: Ну я же не знала, зачем вам фасоль, не обижайтесь!

Вторая: Как вы считаете, если мы и дальше так упорно будем учиться, может, нам какую – то оценку поставят?

Первая: (шепотом)- Кол!

Вторая: За что же такая плохая оценка?

Первая: За то, что мы занимаемся не своим делом.

Старушки уходят со сцены.

Учитель: Дорогие ребята, взрослые — они вам никого не напоминают? О чем речь идет в этой сценке?

Ученик (примерно): Взрослые за детей все делают, даже уроки, а надо нам учащимся самим все делать, быть самостоятельными.

VI. Итоги урока. Оценки.

Спасибо за внимание. Занавес закрыт.








sitemap
sitemap