Земля — наш дом



АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«ЧИСМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

143650 Московская область http://www.chismenshooll.ucoz.ru

Волоколамский район e-mail: [email protected]

п. Чисмена, ул. Школьная, д.1 телефон: 8 (49636) 66-190

факс: 8( 49636)66-236

_____________________________________________________________________________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

во 2 классе

«Земля — наш дом»

2013- 2014 учебный год

Автор-составитель-

учитель начальных классов

высшей категории

И.Е.Кудряшова

Волоколамский район, 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель и задачи курса «Земля – наш дом»

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы — исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Тема обучения — «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип наглядности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип краеведческий;

принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

Земля — единая экосистема.

Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год– 33 часа,

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

— интерес к познанию мира природы;

— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

— преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

— планета Земля — наш большой дом;

— Солнце — источник жизни на Земле;

— неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

— влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

— самоценность любого организма;

— значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

— значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

— многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

— основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

— человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

— различия съедобных и несъедобных грибов;

— позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология — наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

— узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Тематическое планирование.

Содержание программы.

2 класс

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» — 33 час

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1. Введение (1 час)

1

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1



2. Дикие животные ( 19 часов)

9

10

2

Заяц — «Длинное ухо»

0,5

0,5

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

0,5

0,5

4

Серый хищник — волк

0,5

0,5

5

Хозяин леса — медведь

0,5

0,5

6

Любознательный зверёк -белка

0,5

0,5

7

Куница — охотник на белок

0,5

0,5

8

Лесной красавец — лось

0,5

0,5

9

Сердитый недотрога- ёж

0,5

0,5

10

Подземный житель — крот

0,5

0,5

11

Всеядное животное — барсук

0,5

0,5

12

Бобр-строитель

0,5

0,5

13

Запасливый бурундук

0,5

0,5

14

Кабан — дикий родственник домашней свиньи

0,5

0,5

15

Мышка-норушка

0,5

0,5

16

Рысь — родственник кошки

0,5

0,5

17

Соболь — «дорогой» зверёк

0,5

0,5

18

Тигр — самая большая кошка на Земле

0,5

0,5

19

Косуля — самый маленький европейский олень

0,5

0,5



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap