Здоровый ребенок- успешный ребёнок



Истомина Н.П. учитель начальных классов школа №33

В последние годы особо остро в стране и в наших школах стоит вопрос детского здоровьесбережения. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н.А.Семашко, в России сегодня около 40% детей можно считать условно здоровыми.

По данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровы лишь 11– 12% детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. По данным Института возрастной физиологии РАО за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.

Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи–практики отмечают нарушение интеллектуального, эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

Изучив мониторинг заболеваемости детей 1 класса, было выявлено, что в классе нет практически здоровых детей. У половины детей имеется по 2-3, а то и более заболеваний

Так возникла необходимость создания программы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников.

Цель программы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» – формирование основ

здорового образа жизни; создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности; научить школьников быть здоровыми душой и телом, стремиться укреплять своё здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Через каждодневные утренние гимнастики, физкультминутки, игры, спорт у учащихся развивается воля, находчивость, самообладание, быстрая ориентировка.

Важнейшие моменты работы, направленные на укрепление здоровья детей – это: подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, праздники здоровья, экскурсии в природу.

Отчего зависит наше здоровье? Лишь на 8–10 % от медицины, на 20 % от наследственности, на 20 % от внешней среды, а на 50 % определяется образом жизни человека. Известно, что проблема формирования образа жизни может решаться с разных позиций посредством:

просветительской деятельности;

изучения особенностей своего организма;

изменение установки по отношению к себе и окружающей действительности;

формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.

Методика работы строится в направлении личностно–ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.)

Содержание занятий наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Используются и другие специфические для детей виды деятельности – изобразительная, театральная и др.

Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Поэтому задачи программы по здоровьесбережению ставлю такие:

Воспитывать культуру отношения к своему здоровью;

развивать физическую культуру, то есть способность человека на протяжении всей жизни использовать движение во благо своему здоровью;

развивать физиологическую культуру, то есть знание своей физиологии плюс способность управлять ей;

развивать психологическую культуру (научить человека управлять собственными эмоциями, но не подавлять!);

развивать культуру интеллектуальную (управлять собственными мыслями);

просвещать родителей в вопросах здоровьесбережения детей.

Программа “Здоровый ребёнок- успешный ребёнок” помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

любящий свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.



sitemap
sitemap