Здоровый образ жизни школьника



Принята на заседании Утверждаю

педагогического совета МБОУ Директор школы /В.И.Гераськин/

«Мордовско-Козловская СОШ»

30 августа 2013 года. 30 августа 2013г.

Протокол № 1.

 

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «Мордовско Козловская средняя общеобразовательная школа»

«Здоровый образ жизни школьника»

2013–2018 ГОДЫ

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Согласно ст. № 28,34,37 Закона РФ «Об образовании» №273 ФЗ, где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем — одна из главных задач школы.

Образование — необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Рост наркомании и, как следствие, преступности подростков сегодня выдвигают еще одну, не менее значимую, задачу перед педагогическим коллективом — совершенствование профилактической работы и правового воспитания. Наши дети сегодня — это наше общество завтра. Будет ли это общество здоровым, будет ли оно способно к воспроизводству, — об этом необходимо думать уже сегодня.

Министерство образования Российской Федерации инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.

Формированию здорового образа жизни школьников может способствовать реализация школьной программы «Здоровье», так как укрепление здорового образа жизни россиян возможно только на пути воспитания.

I. Концепция программы.

В настоящей концепции понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние физического, душевного и социального благополучия человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьника представляет интегративный критерий качества современного образования. Подготовить учащегося к самостоятельной жизни — это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному жизнепроживанию. Деятельность по созданию условий для сохранения здоровья учащихся в обязательном порядке должна учитывать те факторы, которые влияют на здоровье ребенка: и экологические, и социальные, и санитарно-гигиенические. Однако школа не в силах заменить медицинские учреждения и вылечить заболевание. Школа лишь может создать условия для профилактики новых заболеваний и сохранению здоровья, может содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни, может научить учащихся защищать свою жизнь и сохранять свое здоровье. Необходимо сформировать у детей устойчивые мировоззренческие представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений. Поэтому процесс формирования здоровья невозможен без целостной системы воспитания. Настоящая программа предполагает дальнейшие действия по созданию условий для сохранения здоровья учащихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни.

 

II. Цель и задачи Программы.

 

Основной целью программы является представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптивного, физически развитого выпускника.

 

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования потребности здорового образа жизни.

2.     Выявить настоящее состояние физического и психического здоровья детей через привлечение к данной проблеме медицинских работников, родителей.

3.     Улучшить материально-техническую базу, приобрести современное спортивное оборудование.

4.     Внедрить современные методы мониторинга здоровья.

5.     Пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, классные часы, лекции, беседы).

6.     Сформировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой.

7.     Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.

8.     Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья ребенка.

9.     Вовлекать учащихся в занятия утренней пробежки, физической культуры и спорта.

10. Создать условия для полноценного питания школьников.

11. Воспитать негативное отношение к вредным привычкам.

III. Программа разработана в соответствии с:

 

        законом РФ «Об образовании»;

        Конвенцией о правах ребенка;

        Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998г.);

        новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для школ. – М: ТЦ Сфера, 2004;

        «Оценкой физического развития и состояния здоровья детей и подростков». М: ТЦ Сфера, 2005;

        Методическими рекомендациями, утвержденными Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.96. №01-19/31-17).

 

IV. Прогнозируемый результат.

 

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

 

V. Участники программы.

 

        учащиеся;

        классные руководители;

        учителя-предметники (ОБЖ, биология, физкультура и др.);

       участковая медсестра, закрепленная за учреждением;

        родители.

 

VI. Педагогические средства.

 

        Пакет диагностик состояния здоровья учащихся.

        Анкета склонности к вредным привычкам.

        Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков.

        Программа учебных предметов (ОБЖ, физическая культура), формирующих основы здорового образа жизни.

       Дни здоровья.

       Программа летнего оздоровительного сезона.

       Программа ОУ «Здоровье образ жизни школьника».

        План системы мероприятий по укреплению здоровья обучающихся.

 

VI. Основные направления работы по реализации программы.

 

Медицинское — предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, проведение физминуток, организация питания учащихся.

Просветительское — предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; работа по предупреждению детского травматизма на дорогах; работа по предупреждению роста заболеваемости учащихся школы. Особое место отводится работе с родителями, так как прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на учащихся и их родителей.

Психолого — педагогическое — предполагает прежде всего использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребенка, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.

Спортивно — оздоровительное — предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.

 

VII. Предлагаемые формы работы по реализации программы.

 

1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

    Работа спортивных секций;

  Открытые уроки учителей физического воспитания;

Проведение открытых мероприятий

Разработка и соблюдение валеологических требований на всех учебных занятиях.

Организация в школе физминуток для учащихся.

2. Соревнования и спортивные праздники:

Спортивные турниры;

Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;

Товарищеские встречи по различным видам спорта;

Подготовка сборных команд школы для участия в районных и республиканских соревнованиях, спартакиаде школьников района;

3. Туризм, краеведение:

    Туристические слёты;

    Общешкольные Дни здоровья;

    Участие в играх «Зарница» и «Безопасное колесо»;

    Походы выходного дня;

    Прогулки на свежем воздухе.

4. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:

    Беседы и лекции;

    Встречи с медработниками;

    Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, куриного гриппа, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

5. Исследовательская работа. Мониторинг.

    Анкетирование.

    Диагностика;

    Подведение итогов внутришкольных соревнований.

 

VIII. Функциональное обеспечение создания реализации программы.

 

1.         Функции медицинской службы :

    Проведение диспансеризации учащихся школы;

    Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

    Выявление учащихся специальной медицинской группы.

 

2. Функции директора и его заместителей:

    Общее руководство разработкой и реализацией программы;

    Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;

    Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

    Общее руководство по обеспечению правильного режима работы и отдыха учащихся в школе;

    Организация контроля уроков физкультуры;

    Обеспечение работы спортзала во внеурочное время, во время каникул и работы спортивных секций;

    Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

    Организация работы классных руководителей по программе «Здоровый образ жизни школьника» и ее контроль;

    Организация реализации программы «Здоровый образ жизни школьника» через работу детской организации «Земля»;

    Организация отдыха детей во время каникул в лагере дневного пребывания (1-6 классы) и контроль за качеством работы;

    Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

    Организация работы психолога в школе.

 

3. Функции классного руководителя в аспекте реализации программы:

    Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

    Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

    Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

    Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

    Организация и проведение профилактической работы с родителями;

    Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками;

    Организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы…) в рамках программы «Здоровый образ жизни школьника»;

    Организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

    Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, ПДД, правовой культуры.

 

IX. Материально-техническая база.

 

Для реализации программы «Здоровый образ жизни школьника» в школе имеются санитарно-гигиенические условия и материальная база для успешного прохождения УВП:

         спортивный зал;

душевые кабины;

  футбольное поле с искусственным покрытием;

       хоккейный корт;

        столовая;

игровая комната.

 

X. Ожидаемые результаты.

 

1.     Создание безопасных условий жизнедеятельности обучающихся и охрану труда работников.

2.     Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.

3.     Создание системы мониторинга состояния здоровья детей;

4.     Уменьшение детей склонных к вредным привычкам;

5.     Усвоение основных понятий, определяющих управление собой;

6.     Улучшение качества знаний по всем предметам школьной программы;

7.     Повышение общей культуры учащихся и их родителей;

8.     Соблюдение режима труда и отдыха;

9.     Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам ЗОЖ.

 

КЦП «Здоровый образ жизни школьника» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию (срок действия программы неограничен).

 

Общая модель реализации программы «Здоровье»

 

 

 

 

Медицинская служба 

 

 

 

 

 

 

Медицинское, правовое обеспечение реализации программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация профилактической работы.

 

 

 

 

 

 

 

ОП №15 Атюрьевского района

КДН Атюрьевского района.

 



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap