Здоровьесбережение в начальной школе



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемичкинская основная общеобразовательная школа»

Здоровьесбережение
в начальных
классах

Составитель: учитель начальных

классов Бондаренко Л.И

Введение

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика физиологического, психического и функционального развития ребёнка с высоким уровнем адаптированности к среде, — основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно, если в школе не созданы условия, позволяющие не только сохранить, но и укрепить здоровье ученика.

Выдающийся филосов XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Оказывается,детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний?

Повышенные психо-эмоциональные нагрузки, зачастую сопровождающие процесс обучения, оказывают на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление. Другими словами, условия школьной жизни во многом определяют состояние здоровья учащихся, в связи с чем особого внимания заслуживает организация процесса обучения.

В современной системе образования урок – это основная форма организации обучения в школе. Основные задачи урока – обучающая, развивающая и воспитательная. Здоровьесбережение как задача современного урока ставится очень редко, поэтому повышается «цена» обучения, наносится ущерб здоровью учащихся. К тому же степень утомления учащихся определяется не одним, а комплексом факторов, к которым можно отнести следующие: чрезмерная длительность урока и отдельных компонентов учебной деятельности (чтение, письмо, просмотр фильмов и др.), преобладание книжных форм обучения, состояние стресса, отсутствие мотивации к обучению, неспособность справляться с учебной нагрузкой, несоответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ученика, продолжительные статические нагрузки, нарушение гигиенических условий на уроке и др. [9 ]

В связи с тем, что урок, являясь основной формой обучения, оказывает значительное влияние на работоспособность и состояние здоровья учащихся, педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования организации современного урока в соответствии со здоровьесберегающими принципами, такими как сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся.

В основу принципа сохранения здоровья учащихся входит создание на уроке условий, не приносящих вреда их здоровью, что реализуется через соблюдение гигиенических норм и требований при организации процесса обучения, учёт возрастных, половых и индивидуальных особенностей школьников, рационально организованный урок.

Принцип укрепления здоровья предполагает наличие способов повышения адаптивности учащихся к стрессогенным факторам процесса обучения, т.е. оптимизации функционального состояния учащихся на уроке с помощью различных приёмов и методов.

Наконец, принцип формирования культуры здоровья осуществляется через содержание учебного материала, раскрывающего сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни; через организацию взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и определённые способы его достижения.

Реализация данных принципов возможна при соблюдении основных требований к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической науки и практики, полагающейся на здоровьесберегающие принципы.

Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов и потребностей.

Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее полученными знаниями и умениями.

Активизация развития всех сфер личности учащихся.

Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке (физкультминуток, подвижных игр, мероприятия по снятию утомления и др.).

Формирование практически необходимых умений и навыков здорового образа жизни, рациональных приёмов мышления и деятельности.

Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

Формирование умений учиться, заботясь о своём здоровье.

Тщательное прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учётом особенностей возрастных, половых и индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Актуальность данной проблемы заставила меня изучить материал по данной проблеме, разобраться в ней. Познакомившись с данными официальной статистики и результатами эпидемиологических исследований я поставила перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья детей через обучение и воспитание.

Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:

— изучить теоретическую и методическую литературу по данной теме;

— отобрать способы и приёмы, способствующие формированию умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности;

— изучить и определить наиболее эффективные условия организации урока, не приносящих вреда здоровью учащихся;

— подобрать и оформить материал по теме в форме учебно-методического пособия для учителей и методических рекомендаций для родителей.

Глава 1. ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ

Здоровье – это не только отсутствие

болезней и физических дефектов, а

состояние полного физического, душевного

и социального благополучия.

Это определение дано Всемирной Организацией здравоохранения в 1948 году.

По прошествии многих лет мы не можем утверждать, что обладаем вышеназванным благополучием. Более того, его становится всё меньше. Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий. Интенсивности учебной нагрузки, методическим требованиям, эмоциональному климату в классе. (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.09.2000г. № 2021/11-11)

В мире много богатств, но здоровье – самое главное богатство человека. И это богатство надо укреплять и сохранять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Распространены такие заболевания как плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, резкое снижение зрения. Почему так происходит? Видимо дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное – хорошо учится. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.

Я считаю, что сегодня нам нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом личностных, психофизиологических, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.

Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д.

Видимо поэтому наши учащиеся среди исследуемых приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье.

Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.

Известно, что организм ребёнка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

Принято считать, что напряжённая ситуация со здоровьем школьников возникла лишь в последние годы. Однако это не так. Школа и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет её задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования.

Таким образом мы видим, что в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней – всё это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования.

Глава 2. ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями я понимаю комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Основной целью здоровьесберегающего образования является сохранение и укрепление здоровья детей через обучение и воспитание.

Здоровьесберегающее образование детей я осуществляю через урочные и внеурочные формы деятельности.

Элементы уроков здоровья я включаю в содержание следующих учебных дисциплин:

Окружающий мир

Природоведение

Физическая культура

Обучение здоровому образу жизни осуществляю через :

Уроки;

Классные часы;

Внеклассные мероприятия: ролевые игры, диспуты, тренинги, праздники, олимпиады, дни здоровья.

Среди всех стрессовых факторов школьной жизни особое внимание учителю следует уделять ограничению двигательной активности учащихся, снижение которой ведет к ухудшению их физической и умственной работоспособности.

Двигательная активность – один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней среды.

В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе – устойчивости умственной работоспособности и психической активности. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) в школьные годы отрицательно влияет на физическое развитие, работоспособность, психоэмоциональное и функциональное состояние учащихся [12].

Специальными исследованиями установлено, что в условиях школьного режима двигательная потребность детей удовлетворяется только на 18-20 %. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20-40 %. Для удовлетворения естественной потребности школьников в движении суточный объем их физической активности должен быть не менее 2-х часов, а недельный не менее 14 часов [8].

Однако, если в рамках школьной программы предусмотрены дисциплины двигательного характера (ритмика, хореография, спортивные игры и т. п.), то на уроке учащиеся большую часть времени проводят сидя за партой.

2.1. ОБУЧЕНИЕ В РЕЖИМЕ «ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ»

Статическая работа гораздо утомительнее для организма, чем динамическая. Поза сидя требует напряжения примерно 250 мышц из 600, имеющихся у человека. Для удержания этой позы необходимо преимущественная работа мышц-разгибателей: затылочных, спинных, мышц тазового пояса, которые у ребенка младшего школьного возраста еще недостаточно развиты. Время, в течение которого учащийся способен удерживать статическую позу с напряжением мышц-разгибателей, тем короче, чем меньше его возраст. Таким образом, относительная слабость названных мышц диктует малую длительность непрерывных занятий в позе сидя. Первые признаки утомления, когда мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления, проявляются у детей 6 лет на 5-6 минуте, в 7 лет – на 7-9 минуте, в 8 лет – на 9-10 минуте [20]. Это проявляется в изменении посадки, «двигательном беспокойстве», которое связано со свойственным детям повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу. Проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой, выражающаяся в склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клетки, одновременно служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.

Задача педагога – не только научить школьника принимать такие рабочие позы за партой и столом, которые соответствуют анатомо-физиологическим особенностям его организма и гигиеническим нормам, но и правильно организовывать деятельность ребенка на уроке, чередуя статические и динамические усилия. Поскольку младший школьник не способен самостоятельно сохранять правильную позу в положении сидя в течение всего урока, необходимо специально планировать меры профилактики утомления и снятия напряжения с опорно-двигательного аппарата.

Полезное действие на функционирование организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. В. Ф. Базарным разработана и апробирована методика обучения детей с использованием «динамических поз» [2], которая заключается в переходе учеников во время урока из положения «сидя» в положение «стоя», и может проводиться в форме свободного стояния или с использованием настольной конторки.

Режим «динамических поз» с использованием позы свободного стояния проводится следующим образом: учитель периодически (примерно через каждые 10-12 мин.) переводит детей из положения «сидя» в положение «стоя». Целесообразно использовать это положение, когда дети слушают объяснение педагога или отвечающего ученика. Продолжительность свободного стояния в зависимости от характера урока может быть от 3-х до 7-ми минут. Чем более продолжительное время учащиеся занимаются в режиме «динамических поз», тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния.

Одним из способов внедрения методики динамических поз является разработанная еще в 80-х годах специалистами института медицинских проблем СО АМН СССР настольная конторка, которая устанавливается на школьный стол стандартного размера. Можно применять настольную конторку с наклонной поверхностью. Достаточно иметь по одной конторке на столе. Сама конторка занимает половину стола, что позволяет одному из учеников сидеть за столом, а второму – работать за конторкой. В процессе урока один из учеников становиться за нее, второй сидит, периодически по команде учителя дети меняются. Эффективным можно считать режим, включающий 3-4 периода работы в позе «стоя» по 3 минуты каждый на 1-3-м уроках и от 4-х до 5-ти периодов на 4-5-м уроках.

Чередование рабочей позы на уроке активизирует мышечный тонус и моторно-координационную систему организма, обеспечивая тем самым согласованность работы опорно-двигательного аппарата. «Стояние» облегчает работу сердца и легких, снимает «синдром склоненной головы», который развивается при позе «сидя», способствует улучшению кровообращения, замедляя тем самым наступление периода утомления.

2.2. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МИНУТКИ НА УРОКЕ

Одной из основных форм повышения уровня двигательной активности учащихся, а также предупреждения утомления и активизации их умственной деятельности на уроке является физкультурно-оздоровительная минутка.

Рекомендуется проводить от 2-х до 3-х физкультурно-оздоровительных минуток для учащихся младшего и среднего школьного возраста, для старшеклассников достаточно одной за урок, продолжительностью 1-1,5 минуты. При этом учитель должен четко представлять себе, на что направлены те или иные упражнения, чередуя и комбинируя их.

1-я минутка проводится в начале урока, ее значение заключается в подготовке организма к предстоящей деятельности через повышение умственной и физической работоспособности, активизацию внимания и формирование положительной установки на учебу. Это способствует сокращению периода врабатывания. После урока физической культуры рекомендуется в первую минуту урока провести тренинг, направленный на снятие эмоционального возбуждения и повышение концентрации внимания.

2-я минутка должна проводиться в конце периода оптимальной работоспособности: для учащихся 1-3-х классов на 10-15 минуте с начала урока, 5-9-х классов – 15-20 минуте, 10-11-х классов – 25-30 минуте, и направлена на сохранение высокого уровня физической и умственной работоспособности, предупреждение развития утомления.

3-я минутка проводится во второй половине урока на 25-30 минуте на спаде работоспособности учащихся с целью снятия физического и умственного утомления, психо-эмоционального напряжения, напряжения зрительного анализатора и пр.

Набор упражнений, входящий в одну физкультурно-оздоровительную минутку, различен, так как зависит от возраста ребенка, изучаемого предмета, вида деятельности на уроке, очередности урока и предполагает широкий спектр воздействия на разные функции организма ученика через физические упражнения, пальцевые упражнения, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, средств самомассажа, психологические тренинги и т. п. [7].

2.2.1. Комплексы физических упражнений (физкультминутки)

Физкультурные минутки являются непродолжительным активным отдыхом на уроке. Их значение заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, снимающей утомление, положительно влияющей на физическое состояние, умственную работоспособность и его психо-эмоциональное состояние.

По содержанию комплексы физкультминуток могут быть различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Физические упражнения должны вовлекать в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на уроке и могут быть предназначены для общего воздействия, улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, снятия утомления с кисти рук и пальцев, снятия утомления с туловища и ног.

Комплексы физических упражнений общего воздействия направлены на активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности учащихся через увеличение мышечной деятельности во время урока. Физкультминутки общего воздействия имеют особое значение для учащихся младших классов, так как неподвижное сидение во время урока представляет для них наибольшую трудность.

Каждый комплекс физкультминуток состоит, как правило, из 3–4-х упражнений. Варианты выполнения различны: сидя за партой, стоя около парты, в кругу или в шеренгах, если позволяет помещение классной комнаты. (Приложение № 1)

Комплексы физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения включают движения головой (наклоны, повороты), руками, верхней частью туловища и дыхательные упражнения. Они оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышая их эластичность, активируют деятельность вестибулярного аппарата, вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга.

Рекомендуется проводить данные комплексы в начале урока с целью активизации мозговой деятельности и во второй половине урока (особенно на последних уроках) для снятия утомления. (Приложение №2)

Комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук включают динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных групп мышц плечевого пояса и рук. Проводить их рекомендуется после письменной работы на уроке. (Приложение №3)

Использование комплексов физических упражнений для снятия утомления с кисти рук и пальцев имеет особое значение в начальной школе.

Несмотря на довольно высокий уровень формирования основных двигательных качеств у детей младшего школьного возраста, выполнение тонко-координированных действий для них затруднено. Так, письмо, особенно безотрывное, шариковой ручкой, весьма утомительно для младшего школьника. Это обусловлено морфофункциональными особенностями детей: формирование кисти руки продолжается еще длительное время после начала систематического обучения до 9-10 лет. Поэтому неслучайно более 90 % трудностей, испытываемых детьми в начале обучения, связано именно с письмом.

По данным А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой [20], общая продолжительность письма на уроке в 1-2-х классах, не причиняющая ущерба правильному развитию кисти руки и эффективному формированию навыка письма, не должна превышать 7 мин., а длительность непрерывного письма – 3 мин. Н. Н. Куинджи считает, что длительность непрерывного письма у первоклассников должна составлять в начале урока 3 мин., в середине урока – 2 мин., а в конце – около минуты. В 3-4-х классах время непрерывной продолжительности письма можно постепенно увеличить до 20 мин. Чтобы не нанести вреда учащимся, гигиенические регламентации следует соблюдать достаточно строго.

Письмо шариковой ручкой требует от ребенка постоянного мышечного и волевого напряжения. Уровень энергетического обмена при этом повышается на 20-50 %. При письме чрезвычайно важно не только умение напрягать мышцы, но и расслаблять их, что достаточно трудно для детей, поэтому на уроке целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для кисти рук и пальцев. Такие упражнения, если их повторять по 2-3 раза, повышают работоспособность детей, способствуют развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды.

В младшем школьном возрасте более эффективной формой проведения гимнастики для пальцев и кисти рук является игровая. Ко всему прочему, пальцевые упражнения могут служить не только в качестве средства для снятия утомления с кисти рук и пальцев, но и как способ развития памяти, внимания, координации движения и т. п. (Приложение №4)

2.2.2. Гимнастика для глаз

Известно, что напряжение зрительного анализатора отражает напряжение функционирования всего организма [1,2]. Для наших глаз наиболее адекватным режимом деятельности является дальнее зрение. В то же время занятия в школе проводятся в условиях закрытых помещений и ограниченных пространствах, в условиях ближнего зрения, когда глаза ребенка постоянно напряжены при рассматривании книги, тетради, информации на доске. Поэтому необходимо там, где это возможно, переводить процесс ближнего зрения в режим дальнего, так как последний физиологически наиболее важен для развития функций зрения.

Зрительное восприятие при чтении требует быстроты различения знаков, напряжения внимания, памяти. Читая, школьник производит движения глазами вдоль строки и от строки к строке, при этом большую нагрузку испытывают глазодвигательные мышцы. Текст воспринимается в момент остановок глаз, число которых тем больше, чем меньше возраст читателя. Так, если старшие школьники останавливаются на строке 4-6 раз, то младшие – 10-15 раз. Учащенное число установок требует большой работы глазодвигательных мышц. Особенно утомительны обратные движения глаз, обусловленные потерями читаемого текста и необходимостью в связи с этим возвращения к уже прочитанному. У младших школьников со слабосформированным навыком чтения обратных движений глаз до 10 раз больше, чем у старшеклассников.

В связи с трудностью для детей, особенно младшего школьного возраста, процесса чтения необходимо строго регламентировать зрительную нагрузку в течение урока. По данным гигиенистов, целесообразная непрерывность продолжительности чтения составляет для учащихся 1-го класса 7-10 мин., для школьников 2-го класса – 15 мин. и для детей 3-го класса – 20-25 мин. Для ослабленных и близоруких детей при любых видах учебной деятельности непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии не должна превышать 10 мин. [15].

Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессивности, а также оптимизации состояния зрительной функции, следует использовать комплексы упражнений и специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж, который необходимо организовывать 2-3 раза во время учебного дня, направленный на:

улучшение циркуляции крови в органе зрения;

укрепление мышц глаза;

улучшение процесса аккомодации;

снятие зрительного утомления.

Количество используемых упражнений определяется учителем в зависимости от содержания учебного материала, возраста обучающихся, продолжительности зрительной работы на уроке, интенсивности зрительной нагрузки и т. д. [13]. (Приложение №5)

Гимнастика для глаз, проводимая на уроке учителем, позволяет не только снять утомление со зрительного анализатора учащихся, но и служит средством предупреждения развития близорукости.

2.2.3. Дыхательная гимнастика

Интенсивная учебная деятельность на уроке сопровождается активацией головного мозга и повышением нервно-психического напряжения учащихся. С целью улучшения кровообращения головного мозга, повышения умственной работоспособности, снижения нервно-психического напряжения учащихся необходимо включать в комплексы физкультурно-оздоровительных минуток дыхательные упражнения. (Приложение №6)

2.2.4. Самомассаж

Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления учащихся на уроке является использование элементарных приемов самомассажа, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал ребенка, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий [11].

Самомассаж может проводиться через поглаживание, растирание, нажимание, разминание и вибрацию пальцами рук ученика тех участков своего тела или отдельных групп мышц, которые испытывают напряжение. Проводить подобные мероприятия лучше в конце урока и на последних уроках. (Приложение №7)

Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

По результатам исследований российских психологов в среднем дети в начальной школе, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. А ведь к этому нужно добавить и уроки в школе.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязаны достигать определенного результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы со здоровьем, так же появляются трудности в учении.

Давайте рассмотрим факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье учащегося.

Эндогенные (внутренние)

1.Возрастные (особенности развития учащегося);

2.Половые(различия между мальчиками и девочками);

3.Наследственные (генетические):

а) типологические (связанные с типом телосложения, темперамента и т.п.);

б) индивидуальные.

4. История развития ребенка:

а) нарушения развития;

б) перенесенные заболевания ( в том числе травмы).

Экзогенные (внешние)

1.Внешкольные:

а) экологические:

* абиогенные (например, климатические),

* биогенные ( зависящие от воздействия животных и растений),

* техногенные ( зависящие от влияния технических устройств),

* социогенные ( зависящие от влияния общественных явлений или событий),

б) экономические,

в) социальные (семейные, социо-культурные).

2.Внутришкольные:

а) педагогические: учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания;

б) физиолого-гигиенические: режим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия;

в) социопсихологические: мотивация учащихся, взаимоотношения «ученик – учитель», взаимоотношения «ученик – класс», взаимоотношения «учитель – родители».

Все перечисленные выше факторы могут быть разделены на 3 категории:

Неизбежные (НФ) – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;

Корректируемые (КФ) – действие которых можно в некоторых случаях регулировать;

Устранимые (УФ) – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Все ЭНДОГЕННЫЕ факторы относятся к группе НФ. Мы обязаны их учитывать, но не имеем возможности на них воздействовать.

Среди ЭКЗОГЕННЫХ факторов к НФ относятся внешкольные факторы групп А и Б, тогда как группа В относится к КФ

Все ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ факторы относятся к КФ или УФ, то есть именно на них и должно быть направлено наибольшее внимание работников системы образования.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей (школьные факторы риска –ШФР), но и просмотреть их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:

1)стрессовая педагогическая тактика ( или тактика педагогических воздействий);

2)интенсификация учебного процесса;

3)несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

4)нерациональная организация учебной деятельности ( в том числе физкультурно-оздоровительной работы);

5)низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно ( в течение 10-11 лет, ежедневно). И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что негативные влияния ШФР приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, на период наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям, а значит, способны оказывать неблагоприятное воздействие.

Глава 4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

ПОДХОДА НА УРОКЕ

Изучение и анализ возрастно-половых и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе – важный шаг на этапе подготовки учителя к уроку. Учет учителем особенностей развития детей и их индивидуально-типологических характеристик позволит не только избежать переутомления на уроке, но и будет способствовать успешному усвоению учебного материала учащимися.

4.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Не нужно забывать, что большое значение в организации учебных занятий имеет знание темперамента каждого ребенка. Поэтому нужно подбирать те формы и методы воздействия, которые применительны к каждому ребенку в отдельности. Давайте вспомним краткую характеристику каждого темперамента в отдельности:

Флегматик – медлительный, уравновешенный, оптимально – возбудимый. Его речь замедленная, но правильная, богат запас слов. Они кропотливо выполняют задания и настойчивы в преодолении трудностей. Таким детям необходимо активизировать деятельность, формировать эмоциональное отношение и к тому, что они делают, и к окружающему миру.

Сангвиник – оптимально – возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Ему свойственна высокая работоспособность, хорошо модулированная речь с большим запасом слов, общительность, инициативность. Но такие дети не усидчивы, легкомысленны, торопливы, имеют неустойчивые интересы, несерьезны, и учителю следует обратить внимание на воспитание этих качеств.

Холерик – неуравновешенный, безудержный, легко – возбудимый тип. У таких детей наблюдается неустойчивое настроение, неадекватные эмоциональные реакции. Речь быстрая, эмоциональная. По отношению к таким детям нужен спокойный, тихий голос, которым воспитывать сдержанность в поведении и в отношении с другими людьми, последовательность и аккуратность в учебе. Холерик не любит однообразной работы, но его инициативу, активность следует поощрять.

Меланхолик – слабый, понижено – возбудимый тип. Ему свойственно быстрое утомление, нервные расстройства. Речь нечеткая, словарный запас беден, выражает свои мысли неэмоционально. Нужно обращать на это внимание и развивать общительность, вовлекать их в совместную работу, дав задание или поручение.

Теперь, сравнив краткие характеристики, можно сделать вывод, что не каждый метод или форма реализации учебно-воспитательного процесса приемлемы к каждому ребенку в отдельности, т.к. для каждого утомление и перенапряжение приходит на разных этапах деятельности, что влечет за собой ослабление организма. Именно учитель создает здоровый психологический климат, выстраивая позитивные и конструктивные отношения с учениками, и учеников друг с другом.

Создавая здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке, необходимо способствовать развитию здоровой личности, созданию здорового психологического климата в классе. А здоровый психологический климат, это важный компонент здоровьесберегающего урока. И огромное значение в его создании имеют эмоции. Во время выполнения упражнений можно использовать музыкальное сопровождение. Положение детей может быть различным:

— стоя у парты

— сидя за партой

— стоя у тренажера.

Нужно стараться реагировать на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая тем самым ему осознать, почему он чувствует то, что чувствует, проявляя искреннюю реакцию на действия ребенка, его успехи. При этом важно, чем больше позитивного внимания уделяется ребенку в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют от учителя на уроке нарушители дисциплины.

На первое место работы педагога должны выноситься проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребенка обусловливает успехи в учебе и уровень его общего развития. Вот некоторые интересные факты зависимости физического состояния школьника от состояния его здоровья. И мы, педагоги, и ученики должны знать, что головная боль, нервозность связаны у школьников с ухудшением зрения. Во время урока можно использовать элементы методики офтальмолога Базарного «Зрительные тренажёры». По рекомендации В.Ф.Базарного они должны размещаться на потолке. Однако, можно ограничиться изображением их на листе ватмана. Такие тренажёры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.

В 70% случаев постоянная раздражительность, вспыльчивость, неадекватная реакция учащихся вызвана заболеваниями желудочно-кишечного тракта или отсутствием нормального сна. Врачи считают, что если у школьника хронические кашель и насморк, то это явление может быть симптомом возможного заболевания селезенки, надпочечников, желез внутренней секреции.

4.2.УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности, при которых проявляются половые и индивидуальные различия [19].

В последние годы в научной литературе исследователи обращают внимание педагогов на важность учета соответствия биологического возраста детей календарному при поступлении в школу и в процессе обучения [7, 19]. Однако существующая практика обучения в современных образовательных учреждениях ориентируется, в основном, на уровень умственного развития ученика. В то же время значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дают основание для введения такого понятия, как биологический возраст [6].

Биологический возраст – понятие собирательное, отражающее индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем и организма в целом.

У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают, но встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстает от него.

Морфологическими показателями биологической зрелости ребенка принято считать:

темпы роста, оценивающиеся по результатам измерения длины тела ребенка, которая затем сравнивается с возрастно-половыми оценочными таблицами [17];

Филиппинский тест, который является положительным в тех случаях, когда пальцами правой руки, положенной на голову при ее вертикальном удержании, ребенок 6,5 — 7 лет достает до левого уха или перекрывает ушную раковину;

— зубную зрелость, которая определяется методом сравнения количества постоянных зубов ребенка с возрастными нормами (табл. 1) [14].

Таблица 1

Возрастные нормативы прорезывания постоянных зубов

(Организация медицинского контроля, 1995)

Возраст

Пол

мальчики

девочки

5,5

От 0 до 3

От 0 до 5

6

1-5



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap