Здоровьесберегающие технологии_95733



Здоровьесберегающие

технологии



на уроках

физической культуры

Здоровьесберегающие технологии

на уроках физической культуры.

В школе уроки физической культуры проводятся с учетом индивидуальных особенностей учащихся и с учетом их медицинских групп здоровья. Основное направление работы заключается в сохранении здоровья школьников.

1. Деление ребят на группы здоровья.

Все знаем, что уровень здоровья у каждого разный: кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Поэтому, в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, (уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности) школьников распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К какой медицинской группе относится ученик, определяет только врач.

Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред его здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому, в начале каждого учебного года, с учеников требуются справки о состоянии здоровья. В справке указана группа здоровья и диагноз заболевания. Впоследствии справка вкладывается в его медицинскую карту.

В основную медицинскую группу включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья. Они выполняют всю учебную программу в полном объеме.

В подготовительную медицинскую группу включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии (недостаток веса, лордозы и кифозы) и состоянии здоровья.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, занимаются с классом. Оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебных контрольных упражнений в противопоказанных им видах физических упражнений. Чтобы узнать, какие упражнения нельзя выполнять учащимся подготовительной группы, учитель физической культуры советуются с врачом. Врач, на основании справки, в которой указан диагноз заболевания, обозначает упражнения или вид деятельности, которые противопоказаны данному учащемуся. Это фиксируется учителем в личной «тетради здоровья» по каждому ученику. В соответствии с указанием врача учитель строит свою работу с данным учеником.



Например: у ученика подготовительная медицинская группа. Тест – прыжок в длину с места. Если нет противопоказаний, то прыжок выполняется, если противопоказания есть, то прыжок не выполняется, а оценивается устный ответ по технике выполнения прыжка. Тем самым бережем здоровье ученика.

В специальную медицинскую группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводится по специальной программе и отдельно от класса.

«Физическая культура» с учащимися

подготовительной группы здоровья

2. Поощрение учеников в подготовительной медицинской группе

Из своего опыта работы, я сделала вывод, что ученики подготовительной группы здоровья, из-за слабого физического развития имеют низкий уровень физической подготовленности. Вследствие этого ученик за выполнение контрольного упражнения получает низкую отметку. Это приводит к — плохой оценке за четверть – пропадает интерес к занятиям – не желание заниматься – нанесение вреда здоровью. Чтобы этого не произошло, к оценке за упражнение в качестве поощрения за выполненную работу он получает дополнительный балл и положительные эмоции (ученик доволен).

3. Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении

В среднем и старшем звене увеличиваются индивидуальные различия школьников в физическом развитии. Поэтому, в процессе обучения, выборе содержания и методов проведения урока, оценке успеваемости обязательно учитываются:

— половые особенности учащихся. Юноши сильнее, чем девушки. Метание мяча у мальчиков составляет 40м, у девочек того же возраста 25м.

— физическое развитие (рост, вес, мышечная масса тела). Например: прыжки через скакалку выполняет мальчик с избыточной массой тела. Количество прыжков на «5» он не выполнил, но с учетом его индивидуальных особенностей, старания ученик получает «5».



При подборе упражнений, выборе подвижных игр учитывается

— двигательная подготовленность, двигательный опыт и возрастные особенности. Технически сложное двигательное действие (нападающий удар в волейболе) применяется в старшем возрасте, а в среднем звене берется более простой элемент (передачи через сетку).

4. Оздоровительная направленность

Наряду с образовательными и воспитательными задачами большое внимание уделяется и оздоровительным задачам. Успешному решению оздоровительных задач способствует проведение занятий на открытом воздухе (первую четверть – сентябрь, октябрь и четвертую четверть – апрель, май). Для занятий физкультурой учитель требует обязательное наличие спортивной формы и спортивной обуви, соответствующей гигиеническим требованиям. Без спортивной формы ученик к занятиям не допускается во избежание травм. Начиная с младшего школьного возраста, учим ребят, самостоятельно выполнять и проводить комплекс утренней гигиенической гимнастики.

5. Теоретические знания

На уроках физ. культуры учащиеся получают теоретические знания, которые помогут им сохранить здоровье, а также использовать полученные знания во время самостоятельных индивидуальных и групповых занятиях физкультурой, во время активного отдыха, в походах. Изучаем на уроках следующие темы по теории физ. культуры:

— личная гигиена,

— влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, обмен веществ),

— о здоровом образе жизни, организации режима дня,- методы самоконтроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями, оказание первой помощи при травмах и т.д.

6.Техника безопасности.

В начале четверти учитель проводит общий инструктаж по технике безопасности. Но урок физической культуры представляет собой постоянные перемещения в зале, взаимодействия 2-3-х и более учеников, выполнение определенных упражнений, требующих не только хорошо развитых двигательных качеств, но и знаний по технике безопасности. Во избежание травм и сохранения здоровья учитель на каждом уроке обязательно рассказывает, как технически правильно и безопасно выполняется любое даже простое упражнение.

7. Комплексы ОРУ.

В водной части урока, для подготовки организма к предстоящей нагрузке, во избежание травм провожу разминку. В неё обязательно включаю выполнение комплексов ОРУ с предметами — скакалкой, обручем, мячами и без предметов. Использую комплексы общеразвивающих упражнений для:

— формирования правильной осанки,

— профилактики плоскостопия,

— развития координации движений,

— развития гибкости;

— упражнения на дыхание.

7. Оценка успеваемости

Одной из задач здоровьесберегающих технологий является приобретение знаний и выработка умений использовать средства ф.к. для укрепления здоровья. Это нашло отражение в современных критериях выставления оценок. Если раньше, решающим условием было выполнение нормативов (должен быть конкретный результат в цифрах), то в настоящее время результат составляет, лишь 1/6 оценки, в оставшиеся 5/6 входит:

1. полнота приобретенных знаний — теории (спортивной терминологии, техники выполнения упражнений, тактики игры, правил соревнований и судейства и т.д.);

2. прочность освоения двигательных навыков;

3. умения самостоятельно выполнять доступные физические упражнения;

4. активность на уроках физической культуры.

5. желание выполнять поставленные перед учеником задачи.

Оценка должна стимулировать активность ученика, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить свой результат.

Вывод:

Современная физическая культура в нашей школе выполняет главную задачу здоровьесберегающих технологий: главное не результат, а здоровье. А учитель старается создать условия для укрепления и сохранения здоровья школьников.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СО ШКОЛЬНИКАМИ, ОТНЕСЕННЫМИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Придавая важное значение организации занятий по физической культуре с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, в нашей школе приняты конкретные меры к проведению таких занятий, рассматривая их, как составную часть процесса физического воспитания в школах.

Учащиеся школы проходят медицинский осмотр не реже одного раза в течение учебного года (в основном в первом полугодии). На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физическими упражнениями на основную, подготовительную и специальную медицинские группы.

Такие занятия планируются расписанием и проводятся после уроков из расчета двух раз в неделю по 40 минут.

Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, в группы для занятий физической культурой производится по заключению врача и оформляется приказом директора школы.

Группы для занятий физической культурой комплектуются в количестве не более 10 – 12 человек. Комплектуются эти группы с учетом принципа объединения учащихся по классам и по характеру заболевания. Занятия с ними проходят при строгой дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся.

Посещение таких занятий учениками специальной медициной группы является обязательным. Ответственность за посещаемость занятий, организованных для учащихся специальной медицинской группы, возлагается на учителя, ведущего эти занятия, классного руководителя и контролируется завучем и врачом.

Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, с которыми проводятся занятия по физической культуре, проходят дополнительное медицинское обследование в течение учебного года.

Для занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе

привлекаются учителя физической культуры, имеющие высшее физкультурное образование и прошедшие специальные семинары. Такие семинары организовывают органы народного образования и здравоохранения на базе институтов усовершенствования учителей или физкультурных диспансеров.

Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача-педиатра и учителя физкультуры.

Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр. Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьником.








sitemap
sitemap