Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе_89282



Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Садыкова Сирина Давлетгараевна учитель физики МБОУ »Абдрахмановская СОШ «

Альметьевского муниципального района РТ

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.От правильной организации урока, уровня его гигиенической направленности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Основная задача школы не только дать необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения здоровье детей.Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

— создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

— использование проблемных творческих заданий;

-стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

-рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;

что? – отбор и структура содержания;

как? – оптимальная организация учебного процесса;

с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;

кто? – реальный уровень квалификации учителя;

так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока. 4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся должна вестись во внеурочное время.

Должны стать традиционными в нашей школе уроки здоровья, Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». Работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами классов по футболу, легкой атлетике, пионерболу и др. А одним из основных направлений образования должно быть – формирование у обучающихся здорового образа жизни.

В своей педагогической деятельности я реализую современные здоровье сберегающие технологии. Моя цель – поддержать интерес к учебе, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.

Для создания здоровьесберегающего пространства на уроке применяю индивидуальный подход с учётом психофизических возможностей ребёнка, проведение оздоровительно-профилактических мероприятий (пропаганда здорового образа жизни), отбор содержания материала учебных предметов, стимулирующих развитие познавательных процессов и сенсорной сферы, групповые и индивидуальные занятия.

По методике В. Ф. Базарного провожу упражнения для глаз по специальной схеме “зрительно-двигательных траекторий”. Специально для этого изготовила офтальмотренажёр для зрения (висит на стене класса), и упражнения выполняются стоя под музыку .Для поддержания интереса к учебе и снижения утомляемости провожу физические упражнения с выполнением учебных заданий, с темой урока, но несущие минимальную нагрузку.

Изучив методику влияния цвета на познавательные процессы, в своей практике использую здоровье сберегающую технологию цветового воздействия при обучении. Таким образом, с помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память.

1. Над доской в классе висят 4 круга (диаметр 20 см): красный, желтый, зеленый, синий цвет.

Каждый цвет выполняет определённую функцию.

Красный: активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон

Зелёный: цвет гармонии, равновесия; успокаивает.

Жёлтый: цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все физиологические процессы (перед диктантами, изложениями, контрольными работами).

Синий: тормозит физиологические процессы, но активизирует химические.

Рекомендуется восприятие этого цвета перед решением задач.

Обучение здоровому образу жизни начинается, прежде всего, с ежедневных физкультминуток до начала занятий. В каждом классе выбраны члены спортивной комиссии, которые разрабатывают комплекс упражнений для класса вместе с учителем физической культуры и проводят сами физкультминутки. Традиционно в феврале в школе проводятся занятия Школы Здорового образа жизни. Ее сотрудники, через лекции и психологические тренинги, помогают формированию у детей позитивных жизненных навыков, позволяющих учащимся сопротивляться негативным явлениям. Врачи – наркологи из РНД проводят профилактический осмотр среди учащихся 8 -10 классов для выявления детей «группы риска» (осенью и весной).

В школе проводится большая работа по профилактике законопослушного поведения учащихся с привлечением специалистов различных учреждений системы профилактики. Для детей проводятся тематические классные часы, беседы с привлечением психологов Центра «Нур», школьного инспектора. Чтобы научить школьников принимать рациональные решения в ситуациях, связанных с риском здоровью и жизни, обучающие занятия с учащимися проводят инспектор ПДН, участковый _МавлетбаевР.Р.,классные руководители. В октябре и ноябре были проведены инспектором ПДН беседы с подростками группы риска на тему «Употребление спиртных напитков и наркотических веществ». Учителя начальных классов организовали конкурс рисунков «Здоровый мир в ярких красках» во 2-4 классах, конкурс плакатов и сочинений на тему «Мир в ярких красках» в 5-10 классах.

Классные руководители провели классные часы на темы: «Моя жизнь в моих руках», «Как сказать нет и отстоять свое мнение», «Преступление против здоровья и жизни». В конце января библиотекарь Сираева Г.Р. представила учащимся и педагогам выставку литературы по профилактике наркомании. В феврале классные руководители школы провели декаду классных часов на тему «Мы за здоровый образ жизни».

Особое внимание в школе уделяется физическому воспитанию учащихся. В зимнее время на пришкольной ледовой площадке учителем физкультуры организуются хоккейные турниры, турниры по футболу с мячом на снегу. Все занятия в урочное зимнее время проводятся на лыжах. В пришкольном летнем оздоровительном лагере учащиеся участвуют в соревнованиях «Веселые старты» в 1-4 классах, футбол среди 6-7 классов, волейбол среди 8-10 классов. 24 марта 2011 года школа провела День здоровья. Учащиеся 5-6 классов соревновались в баскетболе(25 чел.). 7-ые классы подготовили буклеты по ЗОЖ в акции «Жизнь в стиле ЭКО» 9-10 классы играли в волейбол(15 чел.). Учащиеся 1-8 классов провели конкурс плакатов и рисунков по ЗОЖ. В течение всего 2011-2012 учебного года классные руководители проводили «Олимпийские уроки». В 8 — урок-круглый стол, в 1- 5-веселый урок здоровья, в 7 — «Популярные виды спорта в США, Англии и России», в 6 «Олимпизм- философия жизни», в 10-11 «Олимпиада в г. Сочи». Во 1 -4-х классах проведены спортивные уроки.

Систематически в школе проводятся Дни Семьи, организуются детские и семейные праздники. В программу праздников включаются спортивные соревнования для детей и родителей, которые наравне с детьми участвуют в конкурсах и развлечениях. Ежегодно в сентябре проводится День Здоровья, в феврале — спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», где наряду с веселыми заданиями старшеклассникам нужно показать и свою физическую подготовку.. В 2011 году был организован спортивный праздник «Будь здоров» совместно с Советом старшеклассников. Смешанные команды из представителей разного возраста и учащихся школы с увлечением выполняли несложные элементы «Веселых стартов». В школе организованы общедоступные кружки и спортивные секции. Занятия ритмикой, организованные в начальной школе, учат правильно держать осанку. А старшеклассники уже по желанию занимаются в клубе «Каратэ»., танцами через ДК село Абдрахманово, через ЦДЮТ.В целях пропаганды на здоровый образ жизни, развития состязательности и соревновательности в его достижении оформлен информационный стенд «Наша спортивная жизнь», проходит общешкольный конкурс «Самый здоровый класс»

Свои достижения, умения и навыки, полученные в спортивных секциях, учащиеся демонстрируют на традиционном школьном фестивале «Минута славы». Многим создать свою музыкально-спортивную композицию выступления помогают родители. С удовольствием приветствуем и тех родителей, которые сами принимают участие в этом конкурсе.

Занятия спортом позволяют нашей школе, не только активно участвовать в городских спортивных мероприятиях, но и занимать там призовые места: по хоккею, волейболу,баскетболу,легкой атлетике , и лыжам, где завоевали призовые места.

Осенний кросс-25.09.2021г.Юноши:1 место,девочки-1 место

Мини футбол-12.10.2012-девочки:3место,мальчики 4 место

Баскетбол-29.11.2012.-юноши:2 место,девочки- 3 место

Волейбол-14.04.2013-юноши: 3место,девочки- 3место.

Легкая атлетика-12.05.2013-юноши: 1 место,девочки 1 место

1 место ежегодной спартакиаде среди школ пайона.

Школьная агитбригада волонтеров в октябре2012 и апреле 2013 учебного года выступали перед односельчанами на тему «Мы за здоровый образ жизни». Волонтеры из 9 класса представили компьютернуюпрезентаци. Лекторий для учащихся по плану школы «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» (Профилактика клещевого энцефалита, вредных привычек).

Индивидуальное консультирование родителей специалистами служб сопровождения по вопросам здоровья, коррекциидевиантногоповедения.

Классными руководителями проведено анкетирование учащихся «Где я буду проводить лето» (составление карты занятости уч-ся на лею команды «Здрайверы», девиз и песню, рекламу ЗОЖ и были отмечены похвальной грамотой.

Педагогический коллектив школы старается своевременно выявлять учащихся, требующих особого внимания, оказывать родителям и учащимся своевременную психолого-педагогическую помощь. С родителями и подростками, требующими особого внимания, проводится индивидуальная работа с привлечением различных учреждений и органов системы профилактики. Родители приглашаются на занятия «Школы для родителей», «Родительского лектория».



sitemap
sitemap