Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе



Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Здоровьесберегающие технологии очень важны в учебно-воспитательном процессе, ведь образование ни в коем случае не должно отражаться на здоровье учащихся.

Как учитель может сохранить здоровье детей?

Такая проблема, как здоровье детей, на сегодняшний момент актуальна как никогда раньше. И именно педагог  может помочь ребенку сберечь и даже улучшить свое здоровье.  Учителю необходимо работать таким образом, чтобы обучение  не наносило ущерба здоровью учеников. Здоровьесберегающие технологии в образовании  включают  в себя формирование и воспитание культуры  здоровья у школьников и укрепление их здоровья. 

Главным направлением в работе педагога должна стать подготовка к здоровому образу жизни учащегося, основанная на здоровьесберегающих технологиях. Реализуются такие технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Данные технологии относятся к факторам, позволяющим учащимся учиться жить вместе и дружно.

Сохранить и укрепить здоровье своих учеников — это важнейшие задачи, которые учитель должен ставить перед собой, ведь от бодрости детей зависит их умственное развитие, желание учиться, познавать новое, вера в свои силы и прочность знаний. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал в своих работах, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Работу, направленную на формирование здорового образа жизни,  реализовывать можно через внеклассную работу или оздоровительные паузы на уроках физической культуры; а также через работу с родителями.  На мероприятиях по сохранению здоровья школьников необходимо закладывать  гигиенические навыки и навыки правильного режима дня, негативное отношение к вредным привычкам,  изучать особенности организма человека, повышать интерес к учебе.

Наиболее трудными в начальной школе считаются предметы русский язык и литературное чтение. Поскольку ученикам приходится много писать и читать, они быстро утомляются. На данных уроках необходимо проводить гимнастику для глаз.

Чтобы дети не утомлялись быстро, необходимо строить урок так, чтобы избежать однообразия. В этом помогут тестовые задания и игровые  задания, развивающие фантазию,  кроссворды и ребусы, задания на распознавание ошибок или на их поиск, загадки. А для того, чтобы снять эмоциональное напряжение можно использовать игровые технологии, оригинальные и необычные задачи.

Очень нравятся детям интересные задания на  расширение кругозора, они формируют положительное отношение к предмету. Задания предлагать нужно дифференцированно, так, чтобы каждый ученик смог создать себе на уроке ситуацию успеха.

Любой учитель знает, как важны физкультминутки. Но чтобы они принесли пользу, нужно проводить их грамотно. И обязательным условием является положительный эмоциональный фон. Для этого можно включить музыку или проводить физкультминутки в стихах, делать зрительную гимнастику и др. Если грамотно сочетать умственную и физическую нагрузки, то легко можно предупредить утомление и переутомление учеников. Конечно же, физкультминутки имеют и оздоровительную направленность. Не нужно из урока в урок проводить одни и те же упражнения: изменяйте темп, меняйте сами упражнения или музыкальный фон. После физкультминуток дети становятся активнее и усерднее, они приносят детям большую радость. Именно по этой причине оздоровительные физкультминутки должны стать неотъемлемой частью системы здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Очень важно сохранить детям физическое и психическое здоровье. Для этого нужны двигательные минутки, позволяющие отдохнуть и расслабиться. Для укрепления нравственного и физического здоровья ребенка подойдут уроки физкультуры, подвижные игры на переменах и в группах продленного дня, а также классные часы, беседы, «уроки здоровья» и работа с родителями.

Помимо работы на уроках, нужно проводить веселые старты, различные соревнования и игры, спортивные праздники во внеурочное время.

Работу с родителями необходимо проводить по таким темам, как  “Формирование у детей основ здорового образа жизни” и “Игра в укреплении здоровья”.

Работа, направленная на формирование здорового образа жизни приносит хорошие  результаты: дети начинают бережно относиться к своему здоровью, получают радость и чувство удовлетворения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий позволяет школьникам успешно адаптироваться в социальном и образовательном пространстве.

Использованная литература

1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.

2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.



sitemap
sitemap