Здоровьесберегающие технологии в начальной школе_24298



Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

 

 Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья детей в нашей стране стало общегосударственной проблемой.

Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими приёмами, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

На состояние здоровья школьников влияет стиль общения педагога с учащимися. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.  В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот приём также помогает решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Дифференциация обучения была разработана для положительного воздействия на здоровье учащихся в системах малых групп — обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Необходимо учитывать возрастные психологические особенности своих учеников, продумывать число видов учебной деятельности на уроке, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Каждый учитель  должен продумать приёмы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся,  идти в класс с системой логически выстроенных вопросов, стараться прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Учебная нагрузка должна быть рационально распределена по дням недели.

Расписание уроков необходимо составляться с учётом изменений дневной и недельной динамики умственной трудоспособности учащихся. На протяжении дня основные, трудные или новые для учащихся дисциплины должны проводиться на втором — третьем уроке, которые соответствуют высокому уровню трудоспособности школьников. В течение недели большую часть уроков, наиболее сложных для учащихся, можно включать в школьное расписание во вторник, среду.

Домашнее задание тоже должно соответствовать возрастным особенностям детей. Суммарное время выполнения учащимся домашней работы не должно превышать во 2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах- 1,5ч. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно составлять во 2 классе – не более 20 мин, в 3 — 4 классах – не более 30 мин.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Систематически в процессе обучения в начальных классах  в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения, совершают прогулки и игры  на свежем воздухе.

Воспитанию у школьников внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают не одно занятие, а целый ряд внеклассные мероприятия. Среди них — классные часы, беседы о вредных привычках, о том, как заботиться о своем здоровье, анкетирование, выполнение режима дня, уроки здоровья, праздники.

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Такая организация учебно-воспитательного процесса позволит достичь следующих результатов:

1. Снижение заболеваемости среди детей.

2. Создание сплоченного коллектива учащихся.

3. Личностный рост учащихся.

4. Повышение качества обучения.

5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.



sitemap
sitemap