Здоровьесберегающие технологии на уроке биологии



Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.

Здоровьесберегающие технологии — предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.  Одним из главных направлений здоровьесбережения я считаю создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету. В связи с этим   рационально чередую виды учебной деятельности; придерживаюсь уважительного стиля общения;  провожу на уроках физкультурные паузы; слежу за правильной  рабочей позой учащихся и  положительными эмоциями. Огромную роль в укреплении здоровья учащихся отвожу и экологическому пространству: обязательное проветривание, достаточное освещение.

Курс биологии  выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьесбережения. Особенно выделю программу 8 класса: ребята, изучая основы анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются в процесс: находят информацию в интернете,  создают презентации, готовят сообщения на предмет здоровья. Например, на  уроке «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения» у меня  есть возможность разъяснять учащимся отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки, заставить подростка задуматься о необходимости физических упражнений на формирование системы опоры и движения, ознакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки. Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания, усвоение учащимися первичных знаний по теме культура питания возможно на уроках при изучении пищеварительной системы. Дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления, проводят мини-исследования продуктов питания. Школьный возраст – может стать периодом приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, к наркотикам. Алкоголизм, токсикомания и наркомания губят не только здоровье отдельных людей, но и нарушают нормальный ритм жизни общества. Прогулы, несчастные случаи, многочисленные аварии, преступления, допускаемые людьми, употребляющими наркогенные вещества, затрудняют нормальный рабочий ритм многих производств, транспорта, создают опасность для имущества граждан, разрушают семьи, уродуют детей, наконец, ставят под удар здоровье и жизнь граждан, с которыми сталкиваются эти люди. Профилактику  таких вредных привычек можно проводить, например, во время урока «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье», где  всесторонне возможно охарактеризовать воздействие никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека; сформулировать правила сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни и особенно репродуктивного периода. При изучении системы органов дыхания также продолжаем  формирование понятия — здоровый образ жизни, знакомим с характеристикой и профилактикой наиболее распространенных заболеваний органов дыхания, режимом во время болезни, гигиеной органов дыхания; рассказываем о методиках  тренировки дыхания, демонстрируем, возможно, экспонат в музее или фото легких курильщика.  

А также в 8 классе для ребят был подобран ряд упражнений по темам уроков.На уроке, тема которого “Строение мышц. Обзор мышц человека”, предлагается сделать упражнение для расслабления мышц шеи. Упражнение называется “Любопытная Варвара”. Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, дышать трудно. Расслабьтесь, слушайте и делайте: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед, тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. На уроке, тема которого “Осанка. Предупреждение плоскостопия”, предлагаются упражнения, которые улучшают осанку ученика. Упражнение называется “Птица перед взлетом”. Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).На уроке, где мы изучаем зрительный анализатор, используется упражнение для глаз:вверх — вниз, влево — вправо, по и против часовой стрелке, по восьмерке. Упражнение выполняется стоя.



На уроках можно проводить оживлялки”, которые помогают снять усталость “Оживлялка” . Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто бы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Повторите 3 раза.

“Оживлялка”. Разотрите хорошенько уши ладонями — вначале мочки, а потом целиком: вверх — вниз, вперед — назад, при этом поцокайте языком (15 — 20 секунд).Литература:1.      Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М.,19682.      Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,20013.      Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,20024.      Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, С-П.,2002








sitemap
sitemap