Здоровьесберегающие технологии на уроках математики



Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Автор: Трыкина О.В.. , Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11им.А.И.Фатьянова».

«Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье»

Генрих Гейне.

В последнее время мы все чаще задумываемся о своем здоровье и здоровье наших детей. Но далеко не всегда видим истинные причины ухудшения здоровья. Рост заболеваемости детей астмой, туберкулезом, ухудшение осанки, расстройство нервной системы — часто причиной этого является неблагоприятная экологическая ситуация или невнимательное отношение к тому, в каких условиях ребенок учится или играет. Слишком высокий или низкий стол, неудобный стул, плохое, неправильное освещение — и ребенок уже через 10 минут работы не может сосредоточиться, начинает раздражаться. В результате страдает весь организм.

Что такое здоровье

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного социального, биологического и психологического благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. На здоровье оказывают влияние: образ жизни — до 50%, окружающая среда — до 20%, наследственность — до 20%, доступность и качество медицинской помощи — до 10%.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста): за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых. Из 1000 новорожденных младенцев 800–900 уже имеют врожденные пороки развития.

Среди подростков 15–17 лет на первом месте – болезни органов дыхания, на втором – болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем – болезни костно-мышечной системы. Отмечается рост онкологической заболеваемости у детей до 14 лет на 26,2%, среди подростков 15–17 лет – на 83,3%. Острой социальной проблемой остаётся ухудшение состояния психического здоровья детей.

Мало кто задумывается о том, почему в экологически благополучных регионах соматических и нервно-психических нарушений не меньше, а больше? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорожденных была выше, чем сегодня?

Болезнь – это медицинская категория. А здоровье – мера реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются – телесные, психические и духовно-нравственные. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей.

На 1 сентября 2011-2012 года в школе обучается 367 учащихся.

Из них 8 детей инвалидов, /1,3,4, 5,6 классы/

5 учащихся находятся на индивидуальном обучении на дому /3,4, 5,6, 9кл/

По данным обследования учащихся нашей школы

99 уч-ся имеют пониженную остроту зрения

3 уч-ся- пониженный слух

14уч-ся-дефект речи

2уч-ся-сколиоз

26 уч-ся-нарушение осанки

3 уч-ся-дефицит массы тела

Из всех детей только 62 ребёнка относятся к I группе здоровья/ здоровые дети/

271-ко II группе

34-к III группе/ дети с хроническими заболеваниями/

Как видим, основная группа детей-II-я «группа риска»- дети, у которых имеются некоторые отклонения в росте и развитии, функциональном состоянии отдельных систем организма, существует склонность к частным заболеваниям (более 4-5 раз в год), функциональные и адаптационные возможности организма снижены;

Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой школа, является

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

« Здоровье- не всё, но все без здоровья –ничто»

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; в)в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

г) в интеллектуальном плане проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: 1) строгая дозировка учебной нагрузки;

На уроках математики мы стараемся чередовать различные виды деятельности и их последовательность для обеспечения функциональной активности основных систем организма в течение длительного времени.

а) число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, ответы на вопросы, решение примеров, задач, рассматривание наглядных пособий, и т.д. Нормой считается 4-7 видов за урок.

б) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности— Ориентировочная норма 7-10мин;

в) число использованных учителем видов преподаваний: словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д. Норма- не менее трёх за урок;

г) чередование видов преподавания. Норма- не позже чем через 10-15 мин.

Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше запоминается, если задействованы различные каналы. Например, от просто прочитанного в памяти остаётся только 10% информации,

от услышанного-20%,

от увиденного-30%;

от того, что слышим и видим,-50%;

от того, что используем в своей практической деятельности и особенно в самостоятельном творчестве-90%.

Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации.2)немаловажную роль играет построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

Недельная динамика работоспособности учащихся средних и старших классов выглядит так:

Понедельник- происходит «врабатывание» в учебную работу;

Вторник и среда- дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций;

Четверг-работоспособность падает

Пятница и суббота- низкий уровень работоспособности

Нужно помнить, что первые 3-5минут любого урока занимает «врабатывание», т.е.привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 20-25 минут для среднего звена и 25-30-для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает «предутомление», или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, ещё больше снижается интерес к происходящему в классе.

3) Конечно, огромное значение имеет соблюдение гигиенических требований: чистота ,свежий воздух,/

Учебные помещения мы проветриваем во время перемен. До начала занятий и после их окончания осуществляем сквозное проветривание.

В теплые дни проводим занятия при открытых фрамугах и форточках. Следим за озеленением кабинетов/

оптимальный тепловой режим, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ

УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ

ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

+—————————————————————-+

| Наружная температура,| Длительность проветривания помещения, |

| град. С | мин |

|———————-+——————————————|

| От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |

|———————-+——————-+———————|

| От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |

|———————-+——————-+———————|

| От 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |

|———————-+——————-+———————|

| От -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |

|———————-+——————-+———————|

| Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |

+—————————————————————-+

Температура воздуха в основном составляет в учебных кабинетах математики 18 — 20 град.что соответствует норме

хорошая освещенность /норма-300люкс на поверхности парты и 500 люкс-классной доски,);

Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Каждого ученика мы приучаем своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых мы добиваемся того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

4) Огромное значение имеетблагоприятный эмоциональный настрой. Создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы на уроках.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.

Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учителя математики( да и все другие) постоянно заботятся о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.



У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища.

Работа в парах способствует более глубокому усвоению учебного материала, рождению интереса к процессу учения, возникает чувство удовлетворённости не только результатом, но и самим процессом учения.

Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала(подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты во всех классах даёт хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл. Не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Что и говорить, каждый урок для школьника — это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.

Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, так называемые физкультминутки, когда дети выполняют несложные упражнения. Правда, порой педагоги неохотно идут на это. Не хочется прерывать насыщенный сложным материалом урок, отвлекаться. Но все же такие паузы — необходимый элемент урока. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для передвижения детей по классу.

Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель /примерно через 20 минут от начала урока/ или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса ( т.е.фазы двигательного беспокойства).Они обязательны на 3 и последующих уроках. Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения.

/Норма физкультминуток на 15-20мин урока по 1мин из 3-хлёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого/

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятием «знание своего тела», «гигиена тела», правильное питание», «здоровый образ жизни».

Оптимальная дозировка домашнего задания( в том числе использование разноуровневых дифференцированных заданий)

В конце урока следует обратить внимание на : плотность урока, т.е.количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма- не менее 60% и не более 75-80%

Предлагая Д/З учитель должен прокомментировать его, указать, что ученик должен выполнить, чтобы подготовить задание на «3», «4», «5». В конце урока обсудить не только, что усвоено, но и выяснить, что понравилось, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Источником любых знаний, открытий являются наблюдения, сравнения, практические опыты.

На уроках геометрии мы проводим лабораторные работы, которые используем как средство открытия, проверки, повторения свойств геометрических фигур, как средство развития творческих способностей учащихся, для отработки умений и навыков пользования геометрическими инструментами и т.д.

В результате, учащиеся приобретают навыки сравнения, обобщения и анализа проделанной работы. Они учатся также ставить проблемы и разрешать их, делать логические выводы, развивают свою интуицию.

Лабораторные работы- как один из видов самостоятельных практических работ активизируют учебный процесс, облегчают восприятие геометрических понятий, обеспечивают доступность геометрических фактов, которые в дальнейшем постоянно применяются при решении задач.








sitemap
sitemap