Здоровьесберегающие технологии на уроках физики_89277



 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

(В.А.Сухомлинский)

 Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от исходного состояния здоровья ученика на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным. Одной из главных целей для учителя является создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

В подготовке и проведении уроков можно воспользоваться моделью здоровьесберегающего обучения и воспитания, критериями урока здоровьесберегающей направленности.

В этой модели можно выделить «тренирующую» и «сохраняющую» здоровье ребенка среду. «Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности, учета функциональной ассиметрии полушарий мозга (левое полушарие – преимущественно логическое мышление и правое полушарие – преимущественно творческое).

Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения.

Кроме этого, я, совершенно согласна, с представлением здоровьесберегающих технологий как наличие условий: психологического комфорта, санитарно–гигиенических, эмоционального эффекта, двигательной активности и других критериев — это целый комплекс, который влияет на успешность в обучении.

По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из ведущих мест, т.к. требует напряженной умственной деятельности учащихся. Огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда. На уроках физики значительная часть учебной деятельности связана с классной доской. Очень важно, чтобы на доске были план работы на уроке и список заданий с указанием степени сложности. Тогда ученик сможет распределить свои силы, выбрать задания соответствующей степени сложности. Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

Учителя всегда чувствуют, когда дети устали, пропадает интерес, внимание становится рассеянным и предпринимают все возможные методы и приемы, в том числе эмоциональные паузы и физминутки.

Физкультурные минутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или подготовленного ученика. Проводят их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Например, потягивания, прогибания, полунаклоны, различные движения рук. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении темы «Атмосфера» в 7 классе мы с ребятами выполняли такие упражнения:

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.



Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Воздух обладает массой

Мы попрыгаем по классу.

Найдем давление,

На месте быстро шагом марш!

Чем выше вверх, тем воздух реже,

Друг другу улыбнулись нежно!

В физкультминутку также обязательно нужно включать простейшие упражнения для глаз, неплохо проводить массаж биологически активных точек на теле. Тренировка дыхания, в свою очередь, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения.  Нужно отметить, что на психическое здоровье детей можно повлиять и атмосферой класса. Кабинет физики нужно озеленять, потому что комнатные цветы полезны не только тем, что создают уютную обстановку, но и отфильтровывают частицы пыли, понижают содержание углекислого газа и повышают содержание кислорода, очищают воздух от примесей формальдегида, которого много в мебели, нормализуют влажность и т.д. Не только цветы, но и запахи приходят на помощь. Японские ученые доказали это научно. Число ошибок учащихся снижалось на 20%, когда классную комнату наполняли запахом лаванды, на 33% – если пахло жасмином, на 54% – от запаха лимона. В конце рабочего дня дети, занимавшиеся в «ароматном» помещении, вместо обычной утомляемости и стресса испытывали чувство покоя и уравновешенности. Ароматерапия, как показывают исследования современных ученых, может служить эффективным средством для повышения работоспособности, улучшения внимания и памяти.

На своих уроках я использовала игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто использую такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее.

Использование компьютерных технологий на моих уроках, позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Большое внимание, я уделяю системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Я разработала систему рейтингового оценивания, которая, на мой взгляд, также относится к «сохраняющей здоровье среде». Рейтинговая оценка включает в себя:

— самооценку;

— оценку товарища, друга по парте;

— коррекционную оценку;

— совместную оценку учителя и ученика;

Таким образом,  исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, учитывается различные психофизиологические особенности детей.

Не стоит забывать на уроках в целях профилактики здоровья учащихся:

         заострять внимание на таких явлениях, как инерция движение транспорта (в целях безопасности пешеходов на дороге); определение положение центра масс (предотвращение травматизма на уроках физической культурой);

         рассказывать о правилах техники безопасности и пожарной безопасности при работе с электроприборами (учащимся сообщается, что ток безопасен до 1мА, а напряжение до 36В и т.д.);

         знакомить с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей;

         обращать внимание ребят на необходимость своевременного и сбалансированного питания;

         рассказывать о принципах составления меню с учетом требований к здоровому питанию, о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления;

         проводить работу по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

Исходя из всего, что было сказано ранее, здоровьесберегающий урок, по моему мнению, — это урок, обеспечивающий и ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Урок удался, если к его концу здоровья или прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось.

А отсюда, помимо обычных учебных, перед учителем стоят ещё и такие задачи:- помочь ученику сохранить свое здоровье;- через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни;- вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.

Все  здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды:

         I вид: Это может быть запланированный «Урок здоровья» по предмету, проводимый в конце изучения темы, урок повторения, урок обобщения. Такие предметные специальные уроки здоровья продумываются заранее и включаются учителями в тематическое планирование, для этого в начале учебного года корректируется программа по предмету. Например: «Здоровье и радиация»

         II вид: Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:

— учитель связывает дату урока с событием, имеющим отношение к здоровью,

— это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками: «Почему нельзя грызть ручку»; по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т. д.,

— это тренировочные упражнения, связанные с темой здоровья,

— это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.

         III вид: Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

— полноценно выполняет учебную программу, формирует у учащихся интерес к своему предмету;

— устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;

— предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;

— максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения,

— это урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нём, используя свои способности.

 Разработаны и требования к такому уроку:

— гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места),- наличие мотивационной деятельности на уроке;

— количество видов учебной деятельности должно быть 4 — 7 за урок продолжительностью 7 — 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);

— не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);

— плотность урока — на учебную работу должно тратиться 60-80%;

— наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);

— оздоровительные моменты на уроке.

В арсенал педагога, проводящего такой урок, могут входить:

—         создание оптимальных санитарно — гигиенических условий обучения в классах;

—         разнообразие видов и форм уроков — удивление нестандартностью проведения;

—         формулирование целей урока вместе с учащимся, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;

—         гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;

—         использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;

—         разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;

—         при появлении признаков утомления у ребят — изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером;

—         использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (2-4 ученика);

—         подведение итогов урока на последних 4 -5 минутах, и лучше всего вместе с учащимися,

—         рефлексия,

—         во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной двигательной активности,

—         ежеурочные разминки в начале урока (10 — 15 секунд),

—         для слуха — различение слов, акцентов, тихой речи,

—         для речевого аппарата — произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой,

—         для кистей пальцев рук — сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах,

—         для зрения — поисковые движения для глаз, различение цвета, размера,

—         физкультминутки на 15 — 25-ой минутах урока на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук; зрительного утомления, минуты релаксации, массаж активных точек, чередование поз, дыхательная гимнастика.

 Таким образом, учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического и физического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся.








sitemap
sitemap