Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры



Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей ,определяющих потенциал страны(экономический, интеллектуальный, культурный),а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:

Поддержание в спортивном зале обоснованных санитарно — гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;

Физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;

Создание психологически комфортной среды в процессе обучения;

Оптимальное сочетание «субъект -субъектных» отношений в образовательном процессе;

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих).

При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижение перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий, используемых в работе.

Основные компоненты УВП, влияющие на здоровье детей:

— мотивация учебной деятельности;

— образовательные технологии;

-формирование культуры здоровья;

-урок.

Поскольку основной формой работы является урок, то и оценка его влияния, на здоровье обучающихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы и учителя в этой сфере.

Основная задача в моей работе состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развивать свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. На уроках физической культуры, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей.

Здоровьесберегающие технологии связаны со следующими аспектами урока:

1.Соблюдение санитарно-гигиенических норм в спортивном зале, на спортивных объектах и спортивных снарядах; чистота, температурный режим, освещение;

2.Соблюдение техники безопасности на уроках физической культуры предупреждающей случаи травматизма;

3.Занятия проводятся в спортивной форме и обуви;

4.Урок разделяется на три составных части: подготовительная, основная, заключительная. Варьирование физической нагрузки соответствует назначению каждой части урока;

5.Чередование различных методов учебной деятельности и разнообразных по уровню сложности;

6.Соответствие физической нагрузки обучающегося состоянию здоровья, медицинским показаниям и возрастным возможностям;

7.Разноуровневый подход к обучению учащегося;

8.Создание психофизического и эмоционального комфорта для обучающихся на уроке;

9.Наличие у обучающихся мотивации учебной деятельности на уроке;

10.Рост динамики уровня физической подготовленности;

11.Включение в теоретическую часть урока тем связанных со здоровьесберегающим образом жизни;

12.Соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима;

13.Формирование здорового образа жизни. Широко используются игровые моменты во время проведения урока;

14.Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам и учитель неукоснительно им следуют.

Соблюдение правил техники безопасности на уроках (ИОТ -022, — 023, — 024, — 025, — 026, — 027…) и организация рационального учебного процесс в соответствии с нормами САНПИНА.

Техника безопасности на уроках физической культуры.

В зале:

— спортивная форма (длинная или короткая) в зависимости от температуры или места занятий

— чистая обувь, на светлой резиновой подошве

— вход в зал, только с разрешения учителя

— во время занятий соблюдать дистанцию и интервал (нельзя обгонять,. ставить подножку, толкаться)

— не жевать на уроке (ж/резинку, конфеты ит.д.)

— нельзя пользоваться аппаратурой на уроке (мобильный телефон, МР3, диктофон, фотоаппарат и т.д.)

— уходить с урока или выходить без разрешения учителя. В случае плохого самочуствия предупреждать учителя заранее

— освобождённые слушают учителя и смотрят за уроком.

На улице:

— одежда тёплая (по погоде)

— Не уходить с места занятий без разрешения учителя

— не мешать одноклассникам

— не заниматься на снарядах без разрешения учителя

— не бежать навстречу во время выполнения задания (прыжков, метания, бега… и т.д.)

— не стоять и не уходить в зоне броска спортивного снаряда, не ловить метательные предметы (мячи, гранаты и т.д.)

— в случае травмы сообщить учителю

На уроках лыжной подготовки:

— обязательно должны быть варежки, вязанная шапка, куртка не продуваемая

— соблюдать дистанцию на лыжне

— не ломать свой и чужой инвентарь

— правильно нести лыжи во время передвижения к месту занятий

На уроках гимнастики:

— не заниматься на снарядах без учителя и страховки

-не выполняять упражнения без разминки

— соблюдать последовательность выполнения упражнения

-сложные упражнения выполнять со страховкой или помощью (учителя или одноклассников)

— внимательно слушать объяснение учителя

— выполнять упражнения строго по команде

Спортивные и подвижные игры:

— не кидать мяч в голову (лицо), не бить мячу ногами

— бережно относиться к спортивному инвентарю

— не выражаться нецензурными словами

— нельзя брать мяч без разрешения учителя, и когда учителя нет в зале.

О каких принципах здоровьесберегающей технологии в педагогике мы должны помнить?

Принцип 1.

Не навреди!

Не допускать учащихся к состоянию переутомления.

Принцип 3.

Триединое представление здоровье.

Не забываем, что здоровье – это единство физического, психического и духовно-нравственного благополучия.

Принцип2.

Приоритет

действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

Проводится мониторинг здоровья учащихся -физического, психологического, духовно-нравственного.

Принцип 4.

Субъективно

субъектное взаимоотношение с учащимися.

Индивидуальный подход к каждому.

Педагог – всегда пример.

Вопросы здоровья обязательно рассматриваются на разных предметах (будь то русский язык или математика).

У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье

Принцип 5.

Непрерывность и преемственность.

Здоровье сберегающая работа проводится в школе каждый день и

на каждом уроке. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

Преподавание с учетом меж предметных связей.

Принцип 6.

Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

Объем учебной нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.

Между педагогами, психологами, медицинскими работниками должно быть согласованное взаимодействие. Организация профилактических мероприятий, сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.

Отдавать предпочтение позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негативные (т.е. запреты). Создавать комфортные условия для учебы, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на его здоровье.

Активные методы обучения приносят гораздо лучшие результаты.

Следить за организацией правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении.

Принцип 7.

Сочетание охранительной и тренирующей стратегии.

При учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося подбирается такой уровень учебной нагрузки, который будет соответствовать тренирующему режиму и, следовательно, является охранительным, т.е. щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.

Не забывать о формировании ответственности учащихся за свое здоровье. Способствовать формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Принцип 8.Контакт с родителями.

Обязательно сотрудничать с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Пока ребенок растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители — все, от кого это зависит, должны способствовать наиболее полному раскрытию задатков ребенка, готовить его к будущей непростой жизни и формировать осознанное отношение к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Следуя этим принципам, мы обязательно достигнем поставленных целей и сумеем развить здоровье сберегающие навыки обучающихся.



sitemap
sitemap