Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа им. Н.В.Архангельского»

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»

Здоровьесберегающие технологии

на уроках биологии

Учитель биологии

Молчанова Любовь Дмитриевна

2014

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества.

Ежегодные медицинские осмотры наших школьников констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.

Почти у 40- 50% школьников выявлено резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей.

Существенное ухудшение здоровья детей, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.

В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности нашей школы является сохранение здоровья школьников. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему Здоровью..

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы, проведение практических и лабораторных работ.

На уроках биологии использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности;

соблюдение правил ТБ на уроках и переменах.

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

Организационно – педагогические технологии;

построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого–педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:

учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся;

создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе:

минутка для шутки;

релаксационные паузы.

Учебно – воспитательные технологии, включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:

технология сотрудничества;

групповые технологии;

интерактивные игровые технологии;

технология личностно–ориентированного обучения;

педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.

Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии, включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:

социально-психологические тренинги;

программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов и медицинских работников;

Лечебно – оздоровительные технологии;

физминутки;

смена видов деятельности;

аэрация воздуха;

зарядка для глаз;

зарядка для позвоночника и многое другое.

Так, на уроках биологии в 8 классе учащиеся самостоятельно выявляют признаки нарушения осанки, появление плоскостопия, а также формулируют правила профилактики предупреждения заболеваний опорно-двигательного аппарата. Измеряют пульс и давление в покое и после физической нагрузки…



sitemap
sitemap