Здоровьесберегающие технологии как часть современных образовательных технологий



Методический доклад по теме

Здоровьесберегающие технологии, как часть современных образовательных технологий

Подготовлен: преподавателем Есиной И.А.

КРДШИ, 2012

Содержание

Что такое педагогические технологии

Гигиенические показатели, характеризующие урок

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (физкультминутки)

Профилактика зажатости игрового аппарата и утомляемости учащихся в классе специального фортепиано

Гимнастика. Упражнения на расслабление различных групп мышц

1. Педагогическая технология — это система способов, приёмов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.

Педагогическая техника — комплекс общепедагогических и психологических навыков и умений педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места.

Создание условий для здорового развития детей предусматривает:

соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима (учет времени трудоспособности, утомляемости, физкультурные минутки, учебная нагрузка);

гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, питания; санитарно-противоэпидемический режим);

формирование здорового образа жизни.

Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.

Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения.

2. Гигиенические показатели, характеризующие урок

Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут.

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех.

Чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний » в субъектов действия по их получению и созиданию.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 — повторениями каждого упражнения.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

Психологический климат на уроке.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;

Темп и особенности окончания урока:

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз).

3. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому особенно важной во время урока является смена учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен.

Широко используются на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.

Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

вертикальные движения глаз вверх — вниз;

горизонтальное вправо — влево;

вращение глазами по часовой стрелке и против;

закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; Б) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

потягивание за мочки сверху вниз;

потягивание ушной раковины вверх;

потягивание ушной раковины к наружи;

круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Массаж проводится в следующей последовательности:

точка на лбу между бровями («третий глаз»);

парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);

точка посередине верхнего края подбородка;

парные точки в височных ямках;

три точки на затылке в углублениях;

парные точки в области козелка уха.

Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

4. Характерной особенностью труда музыкантов является то, что вся их трудовая деятельность проходит в помещениях и нередко в таких, где отсутствуют необходимые санитарно-гигиенические условия (1,4). Время занятий за инструментом не всегда регламентировано. Анализ бесед со специалистами показал, что профессиональная деятельность музыкантов характеризуются малоподвижным состоянием (гипокинезией), длительным пребыванием в вынужденной позе стоя или сидя. С физиологической точки зрения состояние позы представляет собой исходное положение для активных действий. Так, при игре на рояле основная нагрузка приходится на мышцы рук, в меньшей степени плечевой пояс, спину. Характерная сидячая поза пианиста, в которой он пребывает часами (4-6 часов кряду), предъявляет определенные требования к силе мышц туловища. Их недостаточное развитие может приводить к преждевременному утомлению, к нарушению осанки. Логично предположить, что сутулость, отмечаемая у многих пианистов, может быть связана со слабым, недостаточным развитием силы мышечного корсета туловища.

Вынужденная рабочая поза сидя с постоянно наклоненной головой и вытянутыми вперед руками приводит, как правило, к значительным перегрузкам шейно-грудного отдела позвоночника. Это является частой причиной развития остеохондроза. Рабочая поза сидя менее утомительна, чем рабочая поза стоя и в некоторых случаях может рассматриваться как более удобная, так как имеется возможность держать в расслабленном состоянии мышцы ног. Длительная работа в положении сидя у музыкантов, особенно с наклоненным туловищем, кроме усталости мышц спины и шеи, может привести к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях, а также к растягиванию и ослаблению мышц плечевого пояса и разгибателей спины.

Последнее влечет за собой нарушение осанки (асимметрию плеч, сутулость, отставание лопаток и т.п.) (2,3). Такая ограниченная двигательная активность ухудшает профессиональную работоспособность, приводит к большому количеству ошибок, оказывает отрицательное кумулятивное воздействие на жизненно важные функции и системы организма. Это свидетельствует о важности выработки у будущих специалистов способности сохранять высокую работоспособность в условиях длительной гипокинезии, необходимости развития статической выносливости мышц туловища, которые испытывают наибольшее напряжение во время малоподвижной работы.

Профессиональная деятельность музыкантов-исполнителей связана с большой нервно-психической нагрузкой. Высокая эмоциональная нагрузка приводит к возникновению как общего, так и местного утомления, нервного перенапряжения, что приводит к частым нарушениям сна. Неверные навыки могут развиться по разным причинам. Одна из них — неконтролируемый рефлекс, который может возникнуть у ученика в процессе

обучения, причём часто — в самом его начале (например, некоторые дети судорожно цепляются за клавишу, поднимают плечи, напрягают спину, шею, мышцы лица). Скрытые напряжения при извлечении звука, если педагог вовремя не обратит на них внимание, могут войти в привычку, стать основой неправильного приёма игры. С другой стороны, случается, что сам педагог не всегда понимает некоторые естественные приёмы ученика, подсознательно приспособляющегося к инструменту, и борется с ними (так, например, пружинность некоторые педагоги принимают за зажатость). Иногда ученику с самого начала прививаются нерациональные движения.

Нельзя во всех случаях требовать строго определённого положения рук или движения, пусть даже и рационального, нельзя сковывать инициативу учащегося и во что бы то ни стало навязывать своё решение. Ученик должен находить и свои приёмы исполнения.

«…Доброжелательная и творческая атмосфера в классе способствует более спокойному состоянию ученика, который быстрее исправляет недостатки, больше верит в свои силы, отчего и играет с большим подъёмом. Пусть девизом педагога будут слова К. С. Станиславского: «Проще, легче, выше, веселее!»

Показывать приёмы нужно в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Оттого, насколько активны его мысль и слух, насколько осознанно он относится к работе, во многом зависит его продвижение. Ясно поставленная цель мобилизует внимание, воспитывает ответственность, самостоятельность, интерес к занятиям.

Главная цель — «не повторить движение», а «найти звук» — метод, который требует активной работы слуха. Поиски звука всегда связывались с поисками определённого тонуса мышц, состояния руки, мускульного ощущения от движения, с помощью которого извлекается данный звук. В итоге такой работы создавалась прочная связь, когда одно только представление о звуковой краске сопровождалось соответствующей настройкой, ощущением в руке. Таким путём, «изнутри наружу», в поисках звука и ощущения, находилась внешняя форма движения. Целью всей работы в области воспитания пианистических навыков было помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, научиться осознавать и культивировать их в себе.

Педагогу, особенно детскому, очень важно понимать, как устроена костно- мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течение длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание неминуемо «подстережёт» ученика.

В профилактике профессиональных заболеваний пианиста огромная роль принадлежит физическому развитию, правильной постановке дыхания. Гимнастика, как общефизическая, так и дыхательная, должна стать одной из составляющих учебного процесса. Специально подобранные упражнения готовят ребенка к выполнению сложных движений. В чрезвычайно богатой палитре

движений пианиста есть как врождённые двигательные автоматизмы, так и приобретённые двигательные навыки, выработанные и закреплённые в процессе обучения. Резкое усложнение мышечной работы ребёнка при «наложении» новой пианистической школы на уже существующую может разрушить сложившийся двигательный стереотип, а выработка новых приёмов иногда приносит больше вреда, нежели пользы. Большое значение имеет также правильный подбор репертуара, который должен соответствовать музыкальным способностям, теоретической подготовке ученика, его двигательным возможностям. Главное — закрепить естественное, свободное, координированное движение рук и туловища, чтобы впоследствии при игре пианист не фиксировал на них сознание. Не спорю — бывают редчайшие случаи врождённого, инстинктивного пианизма. Но они столь же редки, как и врождённая музыкальная сверходарённость. В повседневной же практике каждого педагога профилактика профессиональных заболеваний является одной из наиболее важных задач.

В педагогической работе нередко приходится наблюдать скованных, «зажатых» учащихся. Излишние напряжения могут возникнуть в мускулах пальцев, запястья, локтя, шеи, лица. Внешние проявления «зажатости» -приподнятые плечи, прижатые к корпусу руки, различные гримасы на лице и т.д. Возникают эти напряжения легко, а избавиться от них — сложно.

Перед педагогом стоит задача распознавать напряжения с первых уроков и научить ученика свободно управлять своим аппаратом, фиксировать свои ощущения, слушать себя. Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя придти ему на помощь.

Ведь одна из проблем «зажатости» — страдает качество звука (жесткое форсированное forte и тусклое, «недозвученное» piano). Также для зажатых учеников характерно и техническое отставание, что тормозит их дальнейшее развитие в целом. Технические неудобства обедняют художественную сторону исполнения.

На что следует обратить внимание при организации аппарата ученика — это положение корпуса. Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение «стержня», проходящего вдоль спины, при этом грудь открытая, плечи опущены. Поддержка мышц спины — одно из главных условий непереутомляемости аппарата. Сохранять осанку поможет хорошая опора на ноги. Работа над игровым аппаратом ученика-пианиста — это стремление сделать его гибким и послушным.

То, что мы называем «свободой», не есть отсутствие всякого напряжения мышц, а предупреждение их излишних напряжений. Н.Метнер заметил: «Почаще освобождать, встряхивать руку, чтобы вытряхнуть из нее всю силу и быстроту, которые скрываются в ней и не могут проявляться при слишком длительном дисциплинированном отношении к ней».

И еще об одном аспекте скованности. Предпосылкой «свободы» является уверенность. Следовательно, надо, прежде всего, добиваться именно ее. Чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая. Поэтому нужно развивать музыкальные, слуховые способности. Более спокойному состоянию ученика способствует доброжелательная и творческая атмосфера в классе, в которой он быстрее исправляет недостатки, больше верит в свои силы, от чего играет с большим подъемом. «Зажатые» ученики больше, чем кто-либо нуждаются в похвале и поддержке. Замечания нужно делать в тактичной форме.

Таким образом, целенаправленная работа педагога и ученика, их взаимные усилия в борьбе со скованностью, должны принести положительный результат, помочь ученику раскрепоститься и получить наслаждение от искусства фортепианной игры.

Работа по организации пианистического аппарата требует большого внимания со стороны педагога. Основной принцип — НЕ НАВРЕДИ. В обучении игры на инструменте необходимо постоянно контролировать состояние рук ученика, не допускать напряжения в какой-либо части руки (плечо, предплечье, кисть, пальцы, корпус). Все жесткости в игре, отрицательные моменты. Напряжение рук происходят зачастую от психологического зажима как следствие дискомфорта, когда ученик на уроке испытывает неудобства по разной причине (волнение, неуверенность в себе, волнение за игру, в собственных силах). Для начинающего пианиста сам инструмент вызывает некоторую робость, что может быть связано, с размером фортепиано, количеством клавиш и т.д. необходимо вывести ученика из этого состояния с помощью игровых упражнений, что позволит отвлечь его от излишних волнений, и настроит ребенка на естественную работу. Важно — ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ.

Главной задачей ‘донотного’ периода является накопление музыкальных впечатлений и некоторого практического опыта игры на инструменте. В ‘донотном’ периоде, по точному определению А.Д. Артоболевской, начинается ‘лепка рук’. Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, почувствовать свободные, естественные движения, ненапряженное состояние рук и всего организма. Большую помощь в этом может оказать специальная гимнастика для различных групп мышц. Она помогает устранить зажатость, которая довольно часто возникает у детей, начинающих заниматься на фортепиано.

5. Гимнастика вносит в урок элемент игры. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста это является необходимым. Переключаясь на другой вид деятельности, ребенок меньше утомляется , следовательно будет способен запоминать большой по объему материал. Задача педагога — преподнести эти упражнения в живой, увлекательной форме. Вначале даются несколько упражнений, помогающих ребенку ‘почувствовать’ свои руки, их вес, пластичность и свободу. Все движения, которые должен выполнить ученик во время гимнастики, описаны в стихах, прилагаемых к упражнениям.

‘Буратино’

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, плечевого пояса, рук. Ребенок стоит, подняв руки вверх,-кэк-изображено на-ка^жтке. руки его напряжены, ведь в настоящий момент он — деревянный человечек. Затем начинается освобождение ‘по частям1. Сначала расслабляются пальцы, потом руки до кисти, потом до локтя, и, наконец, вся рука падает вниз, свободная и тяжелая. ‘Лебедь’

Мышцы спины, груди, плечевого пояса играют важную роль в работе пианиста. Они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном уровне, направляют ее. Упражнение способствует выработке правильной осанки, развивает пластику руки в движении.

‘Волшебный круг’, ‘Радуга’ Эти упражнения помогут почувствовать всю руку от корпуса до кончика пальца. Рисуем в воздухе закругленные линии — радугу, горы, волшебный круг — поочередно разными пальцами, ощущая палец, как продолжение руки. ‘Художник’

Используется также метод рисования в воздухе. Кисть совершает мелкие вращательные движения, которые освобождают ее и делают более гибкой. ‘Зонтик’

Правую руку ‘повесить» на второй палец левой руки. Пальцы правой руки свободные, как будто по ним стекает вода. Рука поддерживается не только мышцами спины, но мышцами плеча. Такая поддержка регулирует вес руки, придает ей упругость и легкость. Следующие упражнения — для развития пальцев. «Киска»

Упражнение развивает чувствительность кончиков пальцев. Правильно выполняя его, ребенок поймет, что такое освобождение руки. Рука спокойно лежит на крышке стола, слегка опираясь на подушечки» полусогнутых пальцев. Рука свободная и мягкая, как лапка спящего котенка. Но вот киска проснулась, потянулась, выставила свои острые коготки. Пальцы с усилием скользят по крышке стола, принимая веерообразное горизонтальное положение. Все мышцы руки напряжены. Затем пальцы принимают первоначальное положение, рука вновь освобождается.

«Крокодильчики» Упражнение в занимательной форме знакомит ребенка с цифровым обозначением каждого пальца (1,2,3,4,5). Рука спокойно лежит на твердой поверхности. Каждый палец изображает крокодильчика, который зевает, разморившись на солнышке. Пальцы, длинные и прямые, по очереди поднимаются вверх как можно выше (крокодильчики зевают). Поднимается каждый раз только один палец, все остальные плотно прижаты к столу. Упражнение можно делать двумя руками вместе, поднимая параллельные

пальцы, или, для развития координации, разные. Например: 2 палец на правой и левой руках, 3 палец на левой руке и 5 палец на правой и так далее. «Приказы» пальцам может отдавать как учитель, так и сам ученик. Это упражнение можно использовать и как упражнение на внимание.

Особое место необходимо уделить постановке первого и пятого пальцев. Следующие два упражнения помогут ребенку почувствовать правильное положение этих пальцев.

«Серебряное копытце» Упражнение выполняется на столе. Положение руки куполообразное с опорой в подушечки первого и пятого пальцев. Три средних пальца подвижные, независимые. А теперь вспомним сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце «. » Вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые — всякие.» Сохраняя опору на первом и пятом пальцах, каждый из свободных пальцев (2,3,4 )по очереди выполняет движения, напоминающие выбивание копытцем разноцветных камешков. Ребенок должен почувствовать устойчивое положение руки.

Следующие три упражнения выполняются за инструментом.

«Листопад»

Упражнение на извлечение одного звука разными пальцами. Движения рук плавные, напоминающие полет осенних листьев. Упражнение выполняется медленно, без суеты, сначала одной рукой, потом другой. В момент звукоизвлечения ребенок должен почувствовать, как вес руки передается от спины к кончику пальца и через него — клавише. Играя это упражнение, ребенок должен следить за качеством звука, и услышать, как он » растворится» в воздухе.

«Звенящая радуга» Дуговое движение над клавиатурой с последующим погружением в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Играть отдельно правой рукой вверх, левой — вниз, каждым пальцем по очереди на белых и черных клавишах. Руки переносятся широким дуговым движением, спокойно и плавно. Исполняя это упражнение, ребенок должен представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и — звонко падает в глубокое озеро.

«Шмель»

Дуговые отрезки более короткие, в октаву. Звук извлекается не одним пальцем, а двумя, вторым и четвертым на интервале терция. Перед ребенком должен возникнуть образ шмеля, который перелетаете цветка на цветок (с клавиши на клавишу), тяжелый и пушистый. Нежные цветы гнутся под его тяжестью. Терции играются глубоко, с ощущением » дна» клавиши. Работа над упражнениями является средством воспитания музыкально осмысленной техники. Приемы звукоизвлечения, встречающиеся в упражнениях, постепенно переносятся в работу над произведениями.

ГИМНАСТИКА

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Спинка про гнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны. Не напрягая при этом рук. Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах. Вращательные движения. Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны не произвольно участвовать в движении

Это же упражнение можно немного усложнить. Ручки вытянуть вперед и выполнять движения со словами стихотворения:

Рыбки плавают, резвятся

В теплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

Руки и тело свободны. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой рукой попеременно и вместе, вперед, назад. В упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а уметь их расслаблять и движения совершать расслабленными руками. Все упражнения надо подбирать индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика..

А. Шмидт-Шкловская писала: «Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки…. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые всей рукой в плечевом суставе-так называемая игра всей рукой от плеча». Когда малыш начинает играть, я стараюсь прежде всего научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев. Очень интересную рекомендацию дает Т. Юдовина- Гальперина, она подкладывает ладонь под ягодицы ребенка проверяя, опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции она говорит «Ох, как ты на ладонь давишь. Как ей больно!» ребенок тут же подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор в ноги и ладонные мышцы — т.е. приходит к правильной посадке.

Арт-терапевтические упражнения систематизированы по группам. В первую — собраны упражнения на управление мышцами плечевого пояса, корпуса, рук, ног и т.д. Они строятся по принципу сочетания напряжения с последующим расслаблением (например, «Веревочки», «Деревянные и тряпичные куклы» и ДР-)

Среди этих упражнений есть и такие, в которых мышечное напряжение накапливается (например, «Упрямая резинка», «Ходули», «Аист» и др.) и требуется последующее расслабление мышц, которое может осуществляться путем выполнения специальных для данной группы мышц упражнений (их можно найти в данном приложении) или простого краткого отдыха с элементами аутотренинга.

А теперь мы отдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, свободно, глубоко.

В конце необходимо обязательно обращать внимание на дыхание, добиваясь более глубокого выдоха, который сопровождается полным расслаблением мышц.

Упражнения второй группы на развитие подвижности суставов, без которого невозможны выразительность и пластичность движений, строятся по другому принципу и вызывают максимальное мышечное напряжение (например, «Слон в цирке», «Рыба — меч», «Прятки с ладошкой», «Веселые ножки» и др.). После их выполнения необходим отдых, во время которого дети ощущают как приятно расслабление в мышцах после сильной усталости.

Третью группу упражнений составляют игры со словом на развитие «мышечного чувства», в которых сочетаются разнообразные движения, включаются в управляемую работу различные группы мышц (например, «Мишка», «Качели», «Сенечкино семечко» и др.)

Все упражнения имеют яркий образный характер и ассоциируются с конкретными жизненными явлениями или представляют собой сюжетную зарисовку. Они вызывают у детей живой эмоциональный отклик при их выполнении.

Кроме этого, все упражнения имеют стихотворную форму и быстро запоминаются, поэтому упражнения могут выполняться детьми самостоятельно. Часть из них выполняется в свободном темпе, другие предполагают ритмичность движений (например, «Разные руки», «Облака», «Аист» и др.), соответственно становится ритмичным дыхание и работа мышц. Таким образом, арт- терапевтические упражнения развивают не только мышечное чувство, но и чувство ритма, оказывая общий оздоравливающий эффект.

Элементы аутотренинга, которые неизбежно присутствуют в упражнениях на развитие мышечного чувства, умение сознательно управлять процессами напряжения и расслабления в мышцах очень важны для сохранения в организме эмоционального и психологического равновесия.

Веревочки

Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед, а затем, сняв напряжение в плечах, дают рукам упасть из, и так они пассивно покачиваются, пока сами не остановятся. Упражнение повторить несколько раз

Плавно руки поднимаю,

Так я плечи напрягаю.

Корпус наклоню слегка,

Руки я держу пока.

А потом их уроню,

Напряжение сниму.

Как веревочки качаю,

Напряжение снимаю

1. Упражнения на управление мышцами плечевого пояса

6. 1. Упражнения на развитие «мышечного чувства».

Напряжение и расслабление

Пальцы я сожму в кулак.

Напрягаю мышцы так.

Если пальцы разожму-

Напряжение сниму.

Это упражнение выполняется как подготовительное перед последующими упражнениями «Тряпочки» и «Капли», чтобы дети яснее чувствовали разницу между напряженным и расслабленным состоянием мышц.

Тряпочки

Руки ты согни в локтях

И держи их только так.

Вместо тряпочек кистями

Тихо потряси руками.

Напряжение сними,

Руки так освободи.

Дети сгибают руки в локтях, кисти пассивно свисают. Затем быстрыми непрерывными движениями предплечья потрясти кистями как тряпочками из стороны в сторону.

Капли

Дети сгибают руки в локтях, ладони смотрят вниз, кисти свисают. Затем несколько раз подряд движением предплечья сбросить пассивные кисти вниз.

Руки в воду опускаю

И потом их вынимаю.



Капли с пальчиков свисают,

Своей тяжестью мешают.

Капли с пальчиков стряхни — Напряжение сними.

Фокус-покус

Фокус-покус посмотри,

Приготовься: раз, два, три.

«Раз» — и нету головы,

Так и этак посмотри

«Два» — появиться она,

«Три» — исчезнет без следа.

И появится опять,

Если «четыре» мне сказать.

Дети как можно выше поднимают плечи, затем дают им свободно опуститься в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз)

Это упражнение помогает почувствовать правильное (напряженное) положение плеч.

2. Упражнения на управление мышцами корпуса

Березка и ураган

Стройная березка

К солнышку тянулась.

Стройная березка

На ветру лишь гнулась.

Налетел однажды

Сильный ураган,

Надломил березку

Точно пополам.

Но жива березка.

(Вы не бойтесь, дети)

К солнцу потянулась

Рано на рассвете.

Дети мягко поднимают руки — «веточки» в стороны — вверх и покачивают ими. Затем дают корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед освобождая от напряжения мышцы спины, шеи и плеч. (Колени при этом слегка подгибаются). И снова медленно выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе.

Деревянные и тряпичные куклы

Напряжение в ногах.

Напряжение в руках.

Головою не верчу,

Деревянным быть хочу.

Буратино буду я.

Посмотрите на меня!

Дети учатся осознавать напряженное состояние мышц всего тела. Изображая деревянных кукол, они напрягают мышцы ног, слегка отведенных в стороны рук, корпуса и делают резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

***********************

Вот куклы необычные.

Мягкие, тряпичные

Плечи, руки, голова.

Шея не напряжена.

Я расслаблю корпус свой,

Стану куклой я такой

**************************

Подражая тряпичным куклам, дети снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивные. В этом положении они быстро поворачиваются, то вправо, то влево, обвивая корпус руками, голова и ноги тоже поворачиваются, хотя ступни крепко прижаты к полу и остаются на месте.

Великан и гном

Если ты на пальцы встанешь, Великаном сразу станешь.

Пятки вместе ты держи, Опускаться не спеши



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap