Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе



Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»

Наше будущее – это наши дети.



Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. В детстве закладывается фундамент здоровья, и это забота не только медиков.

В здоровье подрастающего поколения, как в зеркале, отражаются все ошибки «мира взрослых».

По данным медицинских обследований школьников, состояние их здоровья в последнее десятилетие заметно ухудшилось. Прослеживается тенденция к увеличению численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями (нарушения зрения, осанки, болезни крови, аллергическая, эндокринная и нервно-психическая патологии и т.д.). Сегодня известно, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детском возрасте, в 5-10 лет.

И хотя традиционно считается. Что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Известно, что начальный этап обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья.

В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Самое главное в работе учителя — это использование принципа «Не навреди». Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет детям успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности. Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи.

В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей должно стать основой для их всестороннего развития.

У всех детей есть потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка и организовывать учебный процесс в условиях здоровьесберегающей технологии.

Проведение физминуток;

Пальчиковой гимнастики;

Дыхательной гимнастики;

Гимнастики для глаз.

Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью можно проводить прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке так же является удовлетворение двигательной потребности воспитанников Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.

Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.

Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где учитель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению классного коллектива.

Мы регулярно проводим большие прогулки. Все динамические паузы на воздухе можно разделить на группы:

— природоведческие («Лесное царство», «По следам пернатых», «Зимняя сказка»);

— обществоведческие («Труд работников в школе», «Поселок, в котором я живу»);

— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

— творческие прогулки («Осенний сон», «Удивительное — рядом»)

— следопытские прогулки: («Найди клад», «Чьи это следы?» и др.)

В нашей школе уже традиционными стали Дни здоровья, которые проводят старшеклассники из движения «Здоровое поколении». Мы активно принимаем участие в таких Днях здоровья. Они включают в себя общую для всех зарядку, спортивные соревнования, организованные игровые перемены, подвижные игры и активную пропаганду здорового образа жизни.

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.








sitemap
sitemap