Здоровьесберегающие технологи на уроках физики и математики



Здоровьесберегающие технологии

I. Комплексы упражнений для динамических пауз и физминуток

1. Упражнение для рук

1. «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн.

2. «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2 – 5 пальцев руки с большим пальцем.

3. «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.

2. Упражнения для ног

1. «С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя).

2. «Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

3. «Коленками рисуем круг»: прижимаем колени плотно друг к другу, ладони рук помещаем на колени и вращаем ими, делая круги сначала в одну сторону, затем в другую.

4. Приседание.

3. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1- голову наклонить вправо; 2 — исходное положение; 3 — голову наклонить влево; 4 — исходное положение; 5 — голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6 — исходное положение. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2. Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — исходное положение; 3 — поворот головы налево; 4 — исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

4. Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперёд, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.

2. Исходное положение – сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение – сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 

5. Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища

1. Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 6-10 — круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. Исходное положение – стойка, ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

II. Комплексы задач математического и физического содержания

С целью повышения познавательного интереса учащихся к своему здоровью, здоровому образу жизни на уроках математики и физики я предлагаю задачи, содержание которых содержит информацию об анатомии, физиологии и гигиене человека, вреде курения и т.д.

Некоторые математические задачи

1. Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека.

Ответ: 23 пары.

2. За день сердце может перекачать 10000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?

Ответ:40 дней.

3. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма витамина Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг?

Ответ:15 мг.

4. В позвоночном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на 7 больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на 5 меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?

Ответ:7,12,5,5,5.

5. Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?

Ответ:14 мг, 35%.

Одним из условий здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Можно учащимся в виде домашнего задания предложить презентации на одну из тем: «Охрана зрения», « Правильная осанка», « Здоровый образ жизни» и другие.

Можно предложить сделать слайд – шоу с помощью геометрических фигур для использования во время проведения физкультурных минуток.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

При изучении свойств жидкостей, одновременно с рассмотрением молекулярного строения и физических характеристик воды (текучести, малой сжимаемости, передачи давления по всем направлениям и др.), рассказываю ученикам (или даю подготовить сообщение) о физических методах очистки питьевой воды (использовании с этой целью отстойников, фильтров и пр.), об устройстве водопровода и качестве воды в нем, о рациональном использовании водных ресурсов, а также о важности соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде. Учащиеся должны знать, что использование воды для питья из открытых водоемов опасно, особенно в весенний и летний периоды, когда на полях применяются удобрения и ядохимикаты, попадающие через грунтовые воды в источники. Каждому человеку необходимо знать, что пить некипяченую воду нельзя.

Учебный материал о теплопередаче, процессах нагревания и перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое дополняю сведениями о возможности переохлаждения, перегревания организма человека в зимнее или летнее время года в районах резко континентального климата, о роли закаливания, физических свойствах одежды, ее гигиенически правильном использовании, о «микроклимате» кабинетов и лабораторий, жилых помещений (температуре, влажности), необходимости соблюдения гигиенических норм физических параметров и способах поддержания нормальных условий в них.

Изучая материал о взаимных превращениях жидкостей и газов, о свойствах паров, учащиеся сами подчеркивают важность с гигиенической точки зрения поддержания норм влажности воздуха в помещении, выясняют из дополнительной литературы, что избыток или недостаток паров воды в воздухе может привести к плохому самочувствию человека, различным заболеваниям органов дыхания, порче продуктов.

При изучении физических основ работы тепловых двигателей обязательно останавливаемся на вопросе о вреде тепловых двигателей для окружающей природы, людей, который обусловлен загрязнением воздуха выхлопными газами автотранспорта, а также рассматриваем все возможные меры, снижающие его негативное воздействие.

При изучении темы «Внутренняя энергия. Способы изучения внутренней энергии» даю ученикам домашнее задание исследовательского характера. В процессе выполнения задания дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей; мы обращаем внимание на необходимость своевременного и сбалансированного питания; говорим о принципах составления меню с учетом требований к здоровому питанию, о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления; проводим работу по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

Особого внимания заслуживает раздел «Электричество», поскольку существует угроза поражения электрическим током. Гигиенические правила поведения при пользовании электричеством определяются в основном требованиями техники безопасности. Как известно, прохождение тока через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца; смерть наступает из-за нарушения нормальной деятельности сердца и легких. Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1 А, при длительности 3 с — смертельное поражение, которая определяется не только напряжением, но и сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью.

Учащиеся должны знать, что при поражении электрическим током могут быть применены два метода оживления организма:

искусственное дыхание путем ритмического вдувания воздуха из своего рта в рот или нос пострадавшего (10—12 раз в 1 мин);

поддержание искусственного кровообращения закрытым массажем сердца путем сжатия его мышц ритмическими надавливаниями на переднюю стенку грудной клетки в ее нижней трети (60—70 р. в 1 мин).

Но главное — не допускать поражения, неукоснительно выполняя правила пользования электроприборами.

В теме «Механические колебания. Звук» важно сообщить учащимся о том, как воздействуют на человека музыкальные звуки и шум, об основных источниках шума на производстве и в быту, о допустимых нормах шума, методах его уменьшения. Рассматривая колебания, следует отметить и отрицательное влияние вибрации на здоровье человека, привести примеры, как гигиенические требования воплощаются в конкретных технических антивибрационных устройствах.

При изучении законов освещенности и коррекции зрения выясняем причины близорукости и дальнозоркости глаза, учащиеся делают сообщения об основах гигиены зрения, нормах освещенности, правилах размещения источников света в помещении и т. д.

Вообще вопросы здоровьесбережения можно освещать практически в любой теме физики:

Тема

Вопросы здоровьесбережения

Измерительные приборы

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).

Инерция

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.

Масса

Умение измерять массу тела. Ожирение – угроза здоровью.

Сила

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для человека.

Смачиваемость

Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила их хранения и использования.

Давление

Безопасная работа с режущими и колющими инструментами.

Атмосферное давление

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

Давление внутри жидкости

Дайвинг. Требования безопасности.

Архимедова сила

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

Температура.

Температура тела — показатель сопротивляемости иммунитета человека

Законы постоянного тока

Оказание первой помощи при поражении током

Виды излучений

Влияние солнечной энергии на организм

Электромагнитное поле

Влияние компьютера на здоровье человека

Шкала электромагнитных волн

Ультрафиолетовое излучение и защитные силы организма

Биологическое действие радиоактивных излучений

Ионизирующая радиация и здоровье

Физика температур. Влажность. Насыщенные пары

Влияние температурных условий на жизнь человека. Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека. Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях. Влажность и погода. Изменений свойств воды при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека. Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела.

Физика и экология

Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы. Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.). Возможные изменения климата в результате деятельности человека. Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Электростатика

Вред электростатических явлений. Электростатическая защита

Электромагнитные явления

О роли полей в жизни живых организмах. Электрические и магнитные явления в медицине. Электричество в медицине. Электричество в информационной службе.

Средства связи

Автоматические устройства на основе использования полупроводниковых приборов и их роль в повышении производительности труда, обеспечении безопасности людей и др. Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д. .

Световые явления

Вопросы зрения. Роль освещения в производственных и домашних условиях. Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций. Негативное влияние на организм человека сокращения светового дня на Севере.

Физика атома и атомного ядра

Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры. Биологическая допустимая доза облучения. Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях. Последствия падения ракет на территорию Республики Саха. Ответственность человека за сохранение жизни на Земле. Влияние различных излучений на живые организмы

Опыт показывает, что такое содержание указанных разделов и введение их в программу курса физики привлекает интерес к предмету и дает межпредметные дополнительные знания.



sitemap
sitemap