Здоровьесберегающая среда в школе-новостройке факты и проблемы



Здоровьесберегающая среда в школе-новостройке: факты и проблемы.

Малыхин Д.Б, Федюк В.Ф.

Москва, 2002 год

Наша школа-новостройка проходила несколько этапов в своем развитии. При этом опираясь на один из основных принципов Закона РФ «Об образовании» — принцип адаптивности образовательной системы.

Практика показала, что реализация модели адаптивной образовательной системы (АОС) привела к изменению образовательного процесса, его структуры, содержания, организации и результатов. АОС позволила выявить проблемы организации учебного процесса и образовательной среды школы.



Одной из проблем школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Анализ этой проблемы говорит о том, что эта проблема является проблемой всего общества. Так, согласно данных, приведенных в научной литературе среди учеников младших классов число здоровых детей не превышает 10-12%, средних — 8%, старших — 5%. Поэтому в школе были введены следующие положения, направленные на сохранения здоровья учащихся:

Используя положение СанПиНа, устанавливать щадящую учебную нагрузку для всех учеников школы. Особенно обратить внимание на факт сохранения здоровья учеников, начиная с 1 класса по 11 класс. Действительно, в школу приходят учащиеся младших классов, среди которых здоровых детей по школе не превышает 20%, а задачей образовательного учреждения является сохранить здоровье ученикам до 11 класса. С этой целью в школе в течение 3 лет проводился мониторинг физического развития обучающихся. Исходя из мониторинга, было выведено, что постоянный контингент детей, занимаясь в оздоровительно-физкультурных кружках и секциях, сохранил свое здоровье. Подтверждением этому являются следующие факты: учащиеся нашей школы с 2004 года в Москве и Юго-Западном округе занимают призовые места в спортивных соревнованиях среди учеников своей возрастной группы по кроссу, легкой атлетике и спортивной гимнастике.

За время функционирования школы было отмечено стремление учеников и их родителей к уменьшению учебной нагрузки для сбережения здоровья детей. Так, например, в 2005-2006 учебном году наметилась тенденция перехода учеников из спецшкол (кадетские, физико-математические, школы с углубленным изучением иностранного языка и т.д.) в нашу школу. По итогам выпускных мероприятий и поступления выпускников в ВУЗы, родители и ученики нашей школы пришли к выводу, что благодаря нормированной учебной нагрузки выпускники 11-х классов сохранили свое здоровье и успешно учатся в ВУЗах города Москвы.

Дифференцированный подход, с учетом личностно-ориентированной методики обучения учащихся, выявляет возможность сбережения здоровья детей при подведении итогов учебного года. Так, например, если здоровье ученика по тем или иным причинам не позволяет в полном объеме участвовать в аттестации по итогам учебного года, то ему предоставляется индивидуальный график аттестации.

В сбережении здоровья педагогов инициатива принадлежит методическим объединениям и профсоюзной организации работников образовательного учреждения. В школе стала хорошей традицией совместно проводить внутришкольные мероприятия, отмечать праздники и юбилеи педагогов. Такая традиция дала возможность учителям и сотрудникам школы быстрее понять цели и задачи коллектива, сдружиться и рассматривать школу как свой «родной» дом.

Усилиями администрации школы и органов здравоохранения в школе открыты кабинет стоматологии и медицинский пункт, в которых постоянно находятся медицинские работники. Это очень важный факт, так как учителям и учащимся школы своевременно оказывается медицинская помощь. На все спортивные мероприятия школы ставится виза медицинских работников о состоянии здоровья учащихся.

Приведем здесь здоровьесберегающие мероприятия, проводимые в школе на примере групп продленного дня.

МЕРОПРИЯТИЯ

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

1.

Осуществлять сквозное проветривание

Ежедневно до начала занятий, во

время обеда, прогулки, динамических пауз, по окончании занятий

2.

Влажная уборка

Ежедневно

3.

Генеральная уборка

2 раза в четверть

4.

Прогулка

продолжительностью 1 час

2 раза в день

5.

Проведение спортивных мероприятий

Ежедневно

6.

Организация 2-х разового питания

Ежедневно

7.

Проведение динамических пауз

Ежедневно. Во время кружковой работы (15 мин), самоподготовки (10 мин), занятий по интересам (15 мин)

8.

Начало самоподготовки после 16.00

Ежедневно

9.

Продолжительность следующих видов деятельности: лепка, музыкальные занятия, рукоделие, хореография не более 30 минут

Ежедневно

10.



Соблюдение правил личной гигиены

Ежедневно

11.

Кварцевание помещения

Ежедневно

12.

Питьевой режим



Ежедневно

13.

Соблюдение светового режима

Ежедневно

Задачи физического воспитания учащихся школы решают в ГПД не только преподаватели физкультуры, но и воспитатели, которые используют разные методы приобщения детей к физическому воспитанию. К таким методам относятся:

Вовлечение детей в спорт и двигательную практику.

Организация подвижных игр на прогулке.

Проведение спортивно-оздоровительных бесед (о пользе закаливания, о видах спорта и т.д.)

Проведение динамических пауз во время самоподготовки, занятий по интересам.

Проведение эстафет, спартакиад, веселых стартов.

Просмотр фильмов и чтение литературы по спортивной тематике.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Направление детей для посещения спортивных секций школы.

Обучение детей плаванию на базе ФОК Южного Бутово.

В заключение мы пришли к выводу о том, что, при разработке и внедрению АОС, подготовке и проведении мероприятий по учебной, воспитательной работе, дополнительному образованию в школе, прежде всего, необходимо придерживаться позиции влияния всех таких мероприятий на здоровье учащегося. Ведь цель одна — НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ!








sitemap
sitemap