Здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве школы



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20 – 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.

Это такие факторы, как:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Несоответствие    методик    и   технологий   обучения   возрастным функциональным возможностям школьников.

3. Несоблюдение    элементарных  физиологических    и    гигиенических требований к организации учебного процесса.

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья  детей.

5. Провалы в существующей системе физического воспитания.

6. Интенсификация учебного процесса.

7. Функциональная    неграмотность   педагога    в    вопросах   охраны и укрепления здоровья.

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (ММ. Безруких и др., 2002).

Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

Приведем классификацию по Н.К. Смирнову.

 

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ)

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. – тоже элементы этой технологии.

 2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового.  тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.



 3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

 4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни, то требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

–   организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющиеструктуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,способствующих   предотвращению     состояния         переутомления,

гиподинамии   и других дезаптационных состояний;

– психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной   работой  учителя   на  уроке,   воздействием,   которое   он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

–    учебно-воспитательные    технологии    (УВТ),     которые    включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной    работы    со    школьниками    после    уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

–  социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие  формирование    и укрепление    психологического    здоровья    учащихся, повышение    ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся     разнообразные социально-психологические   тренинги,   программы   социальной   и   семейной педагогики,   к   участию   в   которых целесообразно   привлекать   не   только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

–   лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

  Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.  








sitemap
sitemap