Здоровьесберегающая активность школьников



Организация здоровьесберегающей двигательной

активности школьников.

1. Современное состояние здоровья школьников.

Здоровье детей России в 21 веке в значительной степени закладывалось в 90-е годы прошлого столетия, то есть в тот период, который был отмечен значительными социально-экономическими трудностями, снижением внимания к социальным проблемам, резким уменьшением финансирования профилактического направления здравоохранения, недоступностью спортивных сооружений и т.д. В первую очередь это ухудшило состояния здоровья подрастающего поколения. Статистика показывает, что состояние здоровья детей с момента поступления в школу неуклонно ухудшается. Если доля детей здоровых и с компенсированными формами отклонения в 7 лет составляет 58%, то к 14 годам этот показатель снижается до 45 – 30%. К 15 – 17 годам растет заболеваемость органов пищеварения, нервной системы и органов чувств, мочеполовой системы, травматизм. Острой и требующей кардинального решения стала проблема слабой физической подготовленности и физического развития учащихся. В последнее десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую оценку физической подготовленности, выросло в три раза и достигло у юношей 50,8%, у девушек – 58,8%. В настоящее время 1 млн.300 тыс. учащихся отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. И только 45% из этого количества привлечено к занятиям физической культурой и спортом, в том числе лечебной физкультурой.

2.Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников.

Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима физическая активность. Наиболее типичными для ребенка и подростка вариантами в этом случае могут быть:

игровая двигательная активность – направленная на эмоциональное подкрепление (например, игра во дворе со сверстниками в подвижные игры)

учебная двигательная активность – направленная на обучение двигательным действиям и воспитание физических и моральных качеств (например, урок физкультуры)

оздоровительная двигательная активность – направленная на профилактику заболеваний и укрепление здоровья (например, утренняя гигиеническая гимнастика)

спортивная двигательная активность – направленная на достижение спортивного результата (например, спортивная тренировка в секции)

релаксационная двигательная активность – направленная на преодоление утомления (например, активная физкультминутка на уроке математики или литературы, или подвижная перемена между уроками, или гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером)

досуговая двигательная активность – направленная на активное проведение досуга (например, посещение танцевального кружка или велосипедная прогулка)

бытовая двигательная активность – направленная на реализацию бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (например, мытье полов или обработка грядок на огороде)

производственная двигательная активность – направленная на освоение и применение профессиональных навыков (например, обучение профессии столяра или слесаря)

реабилитационная двигательная активность – направленная на восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей (например, после перенесенной травмы или болезни).

Любой из этих видов двигательной активности может быть реализован в различных формах. В частности, двигательная активность может быть организованной (под управлением преподавателя, тренера) и неорганизованной (самостоятельной).

3.Организованная двигательная активность может осуществляться в самых разнообразных формах. В школе это урок, спортивная или оздоровительная секция, кружок по интересам. Могут быть реализованы клубные формы, индивидуальные и групповые занятия, а также разнообразные их сочетания.

Формы организации занятий физической культурой:

— гигиеническая гимнастика;

— специализированная зарядка;

— самостоятельные занятия;

— индивидуальные занятия с учащимися;

— физкультминутка;

— физкультпауза;

— подвижная перемена;

— спортивный час;

— спортивная секция;

— спортивные соревнования по отдельным видам;

— туристический поход; слет;

— день здоровья.

По своему содержанию любое занятие, включающее двигательную активность, может быть отнесено к обучающим, тренирующим и реализующим. Обучающее занятие призвано дать понятие о новых движениях, показать ребенку технику выполнения, научить технике безопасности. Тренирующее занятие обеспечивает адаптацию организма к новому виду физической нагрузки, позволяет довести технику его выполнения до автоматизма. Реализующим может быть как состязание, так и систематическое выполнение хорошо освоенной двигательной задачи.

4. Здоровьесберегающая программа образовательной среды включает в себя два ведущих направления – образовательное и оздоровительное.

Оздоровительные задачи и способы их решения.

1. Профилактика гипокинезии – Нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок.

2. Профилактика нарушений осанки — Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника и мышц свода стопы.

3. Профилактика травматизма – Обучение технике выполнения физических упражнений и правилам техники безопасности во время занятий физическими упражнениями.

4. Профилактика сердечно — сосудистых заболеваний – Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных возможностей вегетативных систем организма.

5. Профилактика простудных заболеваний – Использование в занятиях физическими упражнениями водных процедур и других компонентов закаливания.

6. Основы безопасности жизнедеятельности – Обучение двигательным действиям прикладного характера, позволяющее использовать полученные знания и практический опыт в реальных жизненных ситуациях.

Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Поэтому мы рассматриваем двигательную активность в качестве одного из фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

5. Ожидаемые результаты

Применение здоровьесберегающей программы «Здоровье в образовательных учреждениях» должно обеспечить создание предметно – информационной образовательной среды. В рамках программы происходит формирование у учащихся основных компонентов здоровья, дети овладевают знаниями, умениями и навыками двигательной деятельности, то есть физической подготовленности, что в конечном счете оказывает влияние на их физическое развитие. В рамках реализации здоровьесберегающей программы возникает задача выработки у учащихся потребности в здоровье, понимания сущности качества жизни и выработки индивидуального способа здорового поведения.

Единая программа «Здоровье в образовательных учреждениях» и единый план мероприятий предполагает отслеживать эффективность и результативность действий этой программы, а также осуществлять динамичный контроль и анализ проведенных мероприятий и их коррекцию, а значит, обеспечат надежность выполнения данной программы в образовательных учреждениях.



sitemap
sitemap