Защита проекта Кукольные истории



На конкурс «Параскева»

защита проекта «Кукольные истории»

ВСТУПЛЕНИЕ

Ой, Вы, Гости, Господа!

Мы приехали сюда

Из Большого Болдина,

С пушкинской земли.

Низкий шлем мы всем поклон,

А еще такую весть,

Что на свете ДИВО есть!

В Доме детского творчества

ДИВО то живет.

Про него молва идет,

Правду бают али лгут —

Это ДИВО, так уж диво

Не мышонок, не лягушка,

Не неведома зверушка,

А школа-студья для детей.

Постигают там без скуки

Рукодельные науки.

Красны девицы проворно

Моделируют одежду,

Шьют, кроят и вышивают,

Своих кукол наряжают,

Интерьеры создают.

А еще с большим стараньем

Рукодельных кукол шьют.

Имена им всем дают:

Дашеньки да Машеньки,

Ванечки да Колечки.

В кабинете все живут

На чудесной полочке.

Доклад

В доме Детского творчества, в школе-студии ДИВО я занимаюсь десятый год. Мне нравится и шить, и вышивать, и моделировать. Но самый мой любимый вид творчества — рукодельная кукла. Поэтому, выбирая тему проекта на конкурс, я, не раздумывая, выбрала именно куклу.

Кукла – важный элемент в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Многие творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, по праву считая их своими детьми. Ведь кукла – это живое существо, если в нее вложена частичка души того, кто ее сделал. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю.

Свой проект я так и назвала — «Кукольные истории». Их у меня несколько. В проекте мне хотелось поделиться уже накопленным теоретическим и практическим опытом в изготовлении кукол, а так же изготовить новую куклу.

Поэтому цель проекта я обозначила следующим образом: систематизация и изложение информации о ранее изготовленных куклах; разработка и изготовление современной оригинальной куклы.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

— рассказать о русских народных и современных тряпичных куклах моей коллекции

— провести исследовательскую работу в области изготовления оригинальной куклы

— продумать технологию изготовления куклы

— приобрести новые знания, умения, навыки

— изготовить современную оригинальную куклу.

Проект разбит на четыре блока.



Первый блок информационный,

состоит из введения, куда входит целеполагание, обоснование проблемы, дается краткая историческая справка.

Здесь же рассказываются две кукольные истории.

Первая история«Традиционная народная кукла».

В русской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов. Она играла роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков. Куклам приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения.

Русская народная кукла имеет не только свою славную историю, но и богатые традиции. Обращает на себя внимание такая распространенная особенность традиционной куклы как безликость. Исследователи этого явления в народной культуре говорят о том, что безликая кукла не позволяет злым силам вселиться в нее и творить зло там, где кукла находится. Подробная классификация тряпичных кукол по способу изготовления, функциям, по назначению представлена в пособии Шайдуровой Нелли Владимировны «Традиционная тряпичная кукла».

В проекте я использовала именно эту классификацию кукол. По назначению куклы делятся на:

— обереговые (обережные)

— игровые

— обрядовые

Кроме фотографий традиционных народных кукол из моей коллекции, в проекте описываются характерные особенности каждой группы кукол и каждой из кукол. В блоке приложений имеются технологические карты изготовления кукол Вербница, На ложке, кулы – Метлушки и другие.

Свою коллекцию традиционных кукол я выставляла на ХI Международном конкурсе «Детство без границ» в Москве. Куклы были собраны в композицию «Лукошко». Работа заняла 2 место. На региональном этапе работа заняла первое место.

Вторая кукольная история – «Современная тряпичая кукла»

Текстильная кукла – новое, увлекательное и доступное людям любого возраста творчество. Изготовление тряпичных кукол по сегодняшний день сохраняет многие традиции наших предков.

Такая кукла может использоваться, как игрушка, сувенир или украшение интерьера.



В процессе работы над куклой возникает особое настроение, состояние души, при котором все негативное отступает на второй план. Замечено, что настроение автора влияет на формирование задуманного образа. Будущая кукла как бы запоминает его эмоции, а потом передает их окружающим.

У меня куклы рождались самые разные: послушные и капризные, веселые и грустные, озорные и покладистые. Но, какими бы они не получались, расстаться ни с одной из них не хотелось. В результате образовалось довольно многочисленное кукольное семейство. В проекте представлена моя любимая тряпичная кукла — Дашенька.

Эта кукла заняла первое место в районном этапе конкурса «Творчество: традиции и современность», была отмечена Дипломом третьей степени на областном этапе конкурса.

Технологическая карта изготовления куклы размещена в блоке приложений.

В своем проекте я сделала акцент на изготовлении современной оригинальной куклы. Это третья история.

Размещена она во втором блоке, который называется «Технологический».

Здесь отражены все основные разделы, присущие проекту:

В разделе Исследование и анализ были выбраны

различные пути исследования (просмотр журналов и книг, поход в магазин и на рынок, информация из интернета, социальный опрос).

Я посчитала нужным, осветить в проекте такой путь исследования, как социальный опрос. На вопрос: «Нравятся ли вам оригинальные куклы, сделанные своими руками?», из двадцати опрошенных людей в возрасте от 15 до 60 лет, 80% ответили – «да».

Все требования, которым должна соответствовать моя кукла, были размещены в разделе Дизайн — спецификация.

В разделе Банк идей я представила наиболее понравившиеся мне куклы.

Больше других я оценила авторские куклы Юлии Омилаевой, выставленные в интернете на сайте «Юлины куклы». Очень понравилась мне и еще пятерым, из десяти опрошенных, кукла Любаша. Туловище и голова куклы цельнокроеные, представляют из себя непривычную форму, в виде кегли. Необычны также ручки и ножки. Как таковых их нет. Ладошки куклы крепятся сразу к рукаву платьица, а вместо ножек — атласные ленточки, вшитые между штанишками и башмачками. Взяв за основу эту куклу, я решила изготовить свою.

Данную идею я проработала в соответствии со всеми требованиями, присущими проекту.

Из материалов я выбрала белую хлопчатобумажную ткань для изготовления туловища и ладошек. Для изготовления платьица, штанишек и башмачков решила использовать носовые платки с оверложенным краем в голубую и розовую клетку. Для отделки наряда решила взять тесьму, кружево разной ширины, узкую атласную ленту разных цветов, бисер, бусины, английские булавки с цветными головками. Инструменты и техника безопасности по работе с ними так же прописаны в проекте. В качестве способа изготовления куклы и одежды для нее я выбрала ручные швы: «Назад иголка», «вперед иголка», «петельный».

В разделе Изготовление изделия на основе юлиной технологической карты, я разработала свою, с пошаговыми объяснениями изготовления куклы и одежды для нее.

В проекте дано экологическое и экономическое обоснование.

По формулам произведен расчет себестоимости изделия. В результате чего, я пришла к выводу об экономической целесообразности изготовления куклы своими руками. Юлина кукла в интернете заявлена ценой в 2000 руб. А себестоимость моей куклы – 798 рублей. Экономия составляет 1202 рубля.

В третьем блоке Заключительном

содержится анализ и дается оценка полученного изделия, анализ и оценка проекта.

В результате проделанной работы у меня получилась вот такая кукла.

Отмечу, что моя кукла соответствует всем требованиям, заявленным в дизайн – спецификации.



Часто в ходе работы задуманный ранее образ преобразуется во что-то иное. Это и удивляет, и рождает настоящую творческую радость. Нечто подобное получилось и с этой куклой. Когда она была уже готова, я все не могла представить, какое у нее должно быть лицо, не подбиралось и имя. После некоторых раздумий, я поняла, что ей надо сделать пару.

По тем же выкройкам я сделала еще одну куклу — мальчика. После того, как они оказались рядом, стало понятно, какое выражение лиц должно быть у этих кукол, и, как их назвать – Тимоша и Ариша. Захотелось посадить Тимошу и Аришу рядышком на деревянную скамью, покрытую половичком. Так получилась композиция

«Деревенские посиделки». И это четвертая кукольная история.

Над изготовлением оригинальной куклы я работала с удовольствием. Она у меня получилась яркая, мягкая, добрая, а главное, приносящая радость мне и окружающим. Кукла займет достойное место в моей коллекции, послужит прекрасным украшением интерьера кабинета школы-студии.

К проекту прилагается список используемой литературы и интернет ресурсов, в блоке приложения размещены 8 технологических карт изготовления различных кукол, речь о которых идет в проекте.

Работать над проектом мне было интересно. Я попыталась подойти к нему творчески, осветить все разделы, выложить интересную информацию. Чтобы проект получился ярким, красочным, и его было интересно читать, я добавила в него цветные рисунки, схемы, диаграммы. Во время работы над проектом я освежила в памяти, ранее полученные знания, умения, приобрела новые.

Поставленные цель и задачи были полностью достигнуты. Как и предполагалось, в информационном блоке была систематизирована и изложена информация об имеющихся куклах моей коллекции (народных, современных). В технологическом блоке была проведена полная исследовательская и технологическая работа по изготовлению оригинальной куклы Ариши.

На этом мои кукольные истории не заканчиваются. В дальнейшем я планирую изучить технику маширования и заняться изготовлением каркасных кукол. Но это уже совсем другая история.

Спасибо за внимание!








sitemap
sitemap