Заповеди семейного воспитания по ЛМ Фридману



Заповеди семейного воспитания

( по Л.М. Фридману)

Принимайте ребенка таким, какой он есть. Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые и умные дети, и дети, прямо противоположные первым. И каждого ребенка независимо от их качеств родители должны принять с любовью, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недостатки и проявить достоинства.

Никогда не приказывайте по прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить малыша по пустякам – значит отуплять ребенка: он уже не сможет отличать мелочь от серьезного проступка. И в то же время нельзя пройти мимо этого проступка, ибо ребенок не сможет выработать у себя понимание цены проступков, их последствий. Ребенку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок, чтобы научиться отличать поступки и ошибки от проступков.

Никогда не принимайте решения в одиночку. Каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. И отец, и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигли школьного возраста, следует включать их в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.

Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей. Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем родители.

Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит. Разговаривайте, вызывайте детей на разговор; о вашей работе, о домашних делах, счетах, о предстоящем отпуске и т.д., спорьте, но уважительно, сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами. Радуйтесь, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья-первая среда для приобщения ребенка к социальной жизни.

Не допускайте никаких излишеств в подарках детям. Реклама-этот бич-осаждает нас. В результате родители разучиваются отказывать детям, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишества в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не может делать подарки-их надо зарабатывать.

Во всем нужно действовать собственным примером. Личный пример, зовущий к подражанию,-единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребенку не курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается.

Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, всё делайте сообща. Семья-частная республика. Дети-члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье надо распределить. Мать должна быть организатором семейного дела, руководителем его, а не слугой.

В ваших глазах и в глазах детей все должно быть целесообразным, разумным. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то они должны понимать, что такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению к обеду и уборке после обеда, а главное, чтобы всей семьёй собраться вместе, поделиться своими мыслями и чувствами.

Используемая литература:

Саляхова Л.И. Родительские собрания . Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы.: Москва, «Глобус», 2008



sitemap
sitemap