Занимательный материал в начальной школе



Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

«Корень учения горек», — говорили древние римляне. И вколачивали премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда учитель ассоциировался с человеком с плеткой.

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? Не заставлять надо, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Сам процесс постижения нового должен стать для детей увлекательным, принося приобщение к неведомым ранее тайнам морального удовлетворения, чувство гордости за свои успехи.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил, заданий учебника. Интерес ребёнка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. Интерес вызывает удивление, будит мысль. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться. При обучении детей в начальных классах часто используют загадки. Пословицы. Скороговорки, игры, кроссворды, ребусы, шарады, стихи.

Уроки с использованием игр для игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

В гости к ребятам могут прийти сказочные герои (Чебурашка, Буратино, Незнайка, Вини-Пух, Пятачок и др.) Они часто просят помощи, совета у ребят. Как не помочь, например, Вини-Пуху разгадать схему слова, ребус, загадку.

Игры можно использовать на различных этапах урока (в качестве дополнения к упражнениям учебника по русскому после изучения определённой темы). Особое внимание нужно уделить игровому материалу в период обучения грамоте.

«Найди слово». На доске написаны слова: уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Учитель говорит, что в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово и предлагает его найти.

«Эхо» Учитель объясняет детям, что такое эхо и предлагает поиграть в игру с таким же названием. Игра заключается в том, что учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец так, чтобы получилось слово. Например: смех-мех, коса-оса, крот-рот и т.д.

Очень трудной для всех детей является тема «ударение». Чтобы все дети научились определять ударный слог, можно использовать следующую игру.

«Радисты». Учитель выстукивает по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слова с таким же количеством слогов в нем и ударение на том же слоге.

Для развития словарного запаса детей умения быстро подбирать слова, как для выражении своих мыслей, так и для решения грамматических задач, используются различные игры-соревнования. Например: записать на доске за определенный промежуток времени примеры на данное правило. Соревнования проводятся по рядам, в нем участвуют все учащиеся класса. Выигрывает тот ряд, у которого записано больше слов.

В начале урока, как орфографическую можно провести игру «Загадка в загадке». Дети должны прочитать загадку, вставляя в слова пропущенные буквы и назвать отгадку. Например:

Через поле и л.сокПодаётся г.л.сокОн б.жит по пр.в.дам-Скажешь здесь, а слышно там.(Телефон)

В 3 классе интересно проходит игра «Перепутаница» Слова можно брать только те, которые являются именами существительными в именительном падеже, в единственном числе. Например, исходное слово контрабас. Оно означает музыкальный инструмент.

Сейчас мы перепутаем в нем буквы и получим новые слова. Из букв, входящих в это слово, можно составить более 200 слов: баркас, кот, бант, банка, собака, бас, рот, банк, банкрот, и т. д.

Слоговой аукцион «Кто больше?»

а) составить слова с сочетаниями чу-щу: то(чу), пи(щу) и т. д.

б) составить слова с сочетаниями ча-ща: ро(ща), све(ча) и т.д.

«Замени одним словом»

— Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф)

— Шестьдесят минут (Час)

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто (развитие связанной речи детей), не говоря уже о развитии орфографической зоркости. Загадки способствуют тренировке внимания и памяти, развивают любознательность. Загадки успешно используются для пополнения словарного запаса детей, знакомство с лексическим значением слова.

Чтобы загадки были под рукой, можно завести картотеку. Куда следует внести имеющиеся загадки на определенную букву или определенную орфограмму. Можно оформить альбом, в котором распределены загадки по темам: «Животные», «Растения», «Явления природы», «Искусство», «Профессии, инструменты и орудия труда», «Человек, его изобретения, вещи», «Герои сказок» и т.д.

Этими загадками можно пользоваться и на уроках природоведения, чтения, труда.

Загадки используются с первых дней 1 класса. Например, при формировании у детей умения делить слова на слоги предлагается детям отгадать загадки:

Рыжий маленький зверекПо деревьям скок-поскок. (Белка).

Зубастый, мохнатый,Как есть начнет -Песенку поёт. (Кот).

Гладишь — ласкается,Дразнишь — кусается. (Собака).

Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, выполняют графическое обозначение на доске.

При изучении алфавита мы используем загадку:

Черные птичкиНа каждой страничке.Молчат, ожидают,Кто их отгадает. (Буквы).

Задания:

Записать отгадку;

Расположить буквы отгадки в алфавитном порядке;

На каком месте в алфавите стоит первая буква отгадки? Третья?

Записать все буквы от «Б» до «К» или от «У» до «Ы» и т. п.

Немаловажную роль играют загадки при запоминании словарных слов.

Детям нравятся словарные диктанты, когда учитель читает загадку, а они записывают отгадку, которая является словарным словом.

Пословицы и поговорки развивают нестереотипную мыслительную деятельность, обогащают словарный запас, позволяют решать не только учебные задачи, но и ощутить силу живого русского языка. Например, если в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу:

Чем зря кричать, лучше … (помолчать).

От лени болеют, от труда … (здоровеют).

Или другое задание: прочитать пословицы и объяснить их смысл.

Терпение и труд все перетрут.

Без труда нет добра.

Хорошо трудиться – хлеб уродится.

Затем, назвать однокоренные слова. Выписать их. Любую из пословиц написать по памяти.

Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, темп речи. Скороговорки часто используются на минутках чистописания, т. к. в них несколько раз повторяется одна и та же буква.

А шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал помогает учащимся в усвоении орфограмм.

Например, шарады могут быть использованы при изучении состава слова.

Задание: назвать слово.

Его корень в слове «вязать»,Приставка в слове «замолчать»,Суффикс в слове «сказка»,Окончание в слове «рыба». (Завязка).

Кроссворд по теме «Непроверяемые безударные гласные»

Решите кроссворд. Напишите в тетради слова. Подчеркните безударные гласные, непроверяемые ударением.

Верхняя одежда. (Пальто).

Средство передвижения. (Машина.)

Аппарат полета в космос. (Ракета)

Человек, который летал в космос. (Космонавт).

Подземный транспорт. (Метро).

Предприятие, где делают машины. (Завод).

Помещение, где можно посмотреть спектакль. (Театр).

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка помогает учащимся легче усваивать программный материал, а главное создает особую творческую атмосферу.

Список использованной литературы:

В.В.Волина. «Весёлая грамматика». – «Знание», Москва, 1995г.

Л.Г. Орлова. «Использование элементов фольклора на уроках русского языка». –Санкт-Петербург, 1995г.

Журнал «Начальная школа»

№3 за 1989г.;

№4 за 1989г.;

№7 за 1990г.;

Статью составила учитель начальных классов: Гуляганова О.В.

festival@1september.ru

Директор

МОУ СОШ №5 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЛИДЕР» г.о. Кинель

_______________________ Тепаев В. С.

Приемы использования мультимедийного оборудования на уроках в начальных классах (работы на интерактивной доске)

Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Во многих образовательных учреждениях нашей страны созданы все условия для нестандартной подачи материала и проведения уроков, на которые дети идут не из-под палки, а с удовольствием и интересом. Ведь главная задача учителя увлечь ребенка, сделать так, чтобы он сам хотел получать новые знания, не боялся трудностей, уверенно шел к поставленной цели . Когда дети идут на твои уроки с радостью и энтузиазмом и каждый раз с воодушевлением открывают для себя что-то новое, разве это не достойная награда для учителя? Разве не это является высшим баллом оценки его педагогической деятельности?

Мы всегда стремились к этому , и когда в собственном кабинете у нас появились интерактивные доски стало ясно, что это огромное поле для творчества К сожалению, достаточного учебного материала по этой теме нет, поэтому пришлось применять свои опыт и знания, а также фантазию и разрабатывать задания и уроки для ребят в начальной школе по всем предметам, учитывая возможности интерактивной доски. Своими разработками мы хотим поделиться с вами, т.к. выступая с этой темой на научно-практических конференциях, увидели, что нашли отклик в лице коллег.

Для того, чтобы разобраться как лучше составить урок и подобрать задания, нужно тщательно изучить возможности интерактивной доски. Ее легко подключить и использовать монитор компьютера для создания разнообразных заданий, но и сама доска может являться средством подачи материала. На ней можно чертить, рисовать, строить, выделять, увеличивать и уменьшать фигуры, удалять и снова воспроизводить. Используя заранее заготовленные задания, учитель экономит время и дети выполняют большее количество заданий, (например, таблицы для решения задач или для устного счета). Также создание математических и логических игр повышают интерес ребят.

Примерные задания по математике в начальной школе с использованием интерактивной доски.

Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру (фигуры выбираются из коллекции, которая есть в каждой интерактивной доске).

Разбей фигуры на группы по признакам (абсолютно любым). Фигуры дети двигают пальцами или обводят маркерами, приложенными к доске.

Посчитай площадь фигуры с помощью палетки (палетка быстро достается из коллекции. Предмет математика).

Собери новую фигуру (Это задание очень нравится малышам. Они сами двигают фигуры и получают забавные картинки., оно развивает творческие способности и воображение.).

Обведи фигуру (это можно сделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской)

Составьте закономерности из фигур.

Удалите или добавьте лишнюю фигуру

Докажи, что площадь одной фигуры больше или меньше другой (путем наложения).

Соединение фигуры с соответствующей формулой площади и периметра (можно соединять разными способами).

Колумбово яйцо (по принципу сборки фигуры).

Все эти задания создают условия для активной мыслительной деятельности детей, развития их творческой самостоятельности, познавательного интереса к математике, внимания, логического мышления, фантазии, воображения, смекалки.

Эти задания можно использовать на различных этапах урока с различными формами работы. Подробно и наглядно можно увидеть презентации в разработке открытых уроков. Цвет и форма геометрических фигур подбираются случайно. Такие задания позволяют также проверить у детей навыки счета, отрабатываются приемы нахождения неизвестных компонентов действий сложения и вычитания. При работе с интерактивной доской отпадает необходимость в записи примеров и таблиц, что приводит к ощутимой экономии времени, появляется стремление решить как можно больше примеров, что, естественно, способствует выработке навыков счета. Такая работа учащихся создает благоприятную атмосферу обучения и способствует осознанному усвоению материала.

Дети с интересом работают с доской. Их привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов. Даже первоклассники быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы.

Но стоит помнить, что планировать свои уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской не более 10-20 минут за урок. Это зависит от класса и возраста. Доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего урока.

А еще хотим добавить, что уроки с использованием доски требуют очень большой подготовки, но видя максимальную отдачу со стороны детей, вы поймете, что это того стоит. Успехов Вам!

Статью составили учителя начальных классов: Гуляганова О.В., Давыдова Г. Ю., Ионова Т. Ю., Седова Е. А., Токарева Е. В., Шеина Л. М.

festival@1september.ru

Директор

МОУ СОШ №5 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЛИДЕР» г.о. Кинель

_______________________ Тепаев В. С.

Приёмы использования мультимедийного оборудования на уроках в начальных классах, учитывая здоровьесберегающие технологии.

Современные информационные технологии всё шире используются в начальной школе как средство предъявления учащимся учебного материала на всех этапах урока от повторения до закрепления. Возможности ИКТ позволяют учителю самостоятельно создавать необходимые материалы, а также планировать их изучение по «личному маршруту», оптимизируя познавательную деятельность младших школьников. Они позволяют учителю компактно представить большой объём информации, чётко структурированной и последовательно организованной. Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни и деятельности современного общества. Но, как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несёт с собой и новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера следует особо отметить одну – проблему влияния компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся. Детский развивающийся организм имеет свои особенности: развитие и формирование нервной, опорно-двигательной систем и др. Все психофизиологические особенности младших школьников следует обязательно учитывать при применении ИКТ в учебном процессе. Существует несколько «золотых правил» при работе за компьютером, которые помогут получить от занятий максимум удовлетворения. Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку. Разминка может быть общая, музыкальная, танцевальная, для глаз.

I. Разминка общая.

1.И. П. – стоя. Наклоны головы вперёд и назад, влево и вправо по 10 раз, вращение по (против) часовой стрелки.

2. И. п. – стоя. Вращение согнутых и приставленных к плечам рук по 10 раз вперёд и назад.

3. И. п. – стоя. Наклоны влево и вправо по 5 раз, вперёд и назад по 5 раз.

4. И. п. – стоя. Руки на поясе, вращение таза по и против часовой стрелки по 5 раз.

5. И. п. – стоя. Прыжки на месте в течение минуты.

6. И. п. – стоя. Сжимать и разжимать пальцы по 20 раз.

II. Разминка танцевальная «На море» (под спокойную и медленную музыку).

1.«Радуга»

1 – 4 – чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

III. Разминка для глаз (из йоги).

И.п. – сидя. Сделайте медленный вдох через нос и закройте глаза. Во время медленного выдоха (тоже через нос) массируйте веки подушечками ладоней (теми, что расположены ближе к запястью). На паузе после выдоха закройте глаза ладонями так, чтобы сквозь них не проникал свет. Задержитесь в таком положении, сколько можете. Затем, не отрывая ладоней от лица, откройте глаза и сделайте вдох через нос. На медленном выдохе через нос уберите ладони от глаз. Правило второе: когда работаешь — сиди расслабленно. Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе. Правило четвёртое: пальцы должны быть лёгкими и расслабленными. Правило пятое: заботься о зрении при работе на компьютере. Правило шестое: закончил занятие – сделай разминку. Занятия с использованием компьютера для детей 7- 10 лет следует проводить не чаще трёх раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей начальной школы не более 15 минут. Детские психологи утверждают, что для любого человека, и в первую очередь для детей, условно время отдыха, проведённое за играми на компьютере, можно определить как его возраст полных лет, приравненный к минутам, увеличенный в два-три раза, причём время отдыха от компьютера должно быть в два-три раза больше времени, проведённого за компьютером. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

Список использованной литературы:

В. И. Коваленко «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер». Москва, Вако,2009 г.

Статью составила учитель начальных классов: Гуляганова О.В.

Директор

МОУ СОШ №5 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЛИДЕР» г.о. Кинель

_______________________ Тепаев В. С.

Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.

Современные информационные технологии всё шире используются в начальной школе как средство предъявления учащимся учебного материала на всех этапах урока от повторения до закрепления. Возможности ИКТ позволяют учителю самостоятельно создавать необходимые материалы, а также планировать их изучение по «личному маршруту», оптимизируя познавательную деятельность младших школьников. Они позволяют учителю компактно представить большой объём информации, чётко структурированной и последовательно организованной. Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни и деятельности современного общества. Но, как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несёт с собой и новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера следует особо отметить одну – проблему влияния компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся. Детский развивающийся организм имеет свои особенности: развитие и формирование нервной, опорно-двигательной систем и др. Все психофизиологические особенности младших школьников следует обязательно учитывать при применении ИКТ в учебном процессе. Существует несколько «золотых правил» при работе за компьютером, которые помогут получить от занятий максимум удовлетворения.

Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.

Разминка может быть общая, музыкальная, танцевальная, для глаз.

I. Разминка общая.

1.И. П. – стоя. Наклоны головы вперёд и назад, влево и вправо по 10 раз, вращение по (против) часовой стрелки.2. И. п. – стоя. Вращение согнутых и приставленных к плечам рук по 10 раз вперёд и назад.

3. И. п. – стоя. Наклоны влево и вправо по 5 раз, вперёд и назад по 5 раз.

4. И. п. – стоя. Руки на поясе, вращение таза по и против часовой стрелки по 5 раз.

5. И. п. – стоя. Прыжки на месте в течение минуты.

6. И. п. – стоя. Сжимать и разжимать пальцы по 20 раз. II. Разминка танцевальная «На море» (под спокойную и медленную музыку).

«Горизонт»

1 – 4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева – направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. 5- 8 повторить линию горизонта справа – налево.

«Лодочка»

4 -чертим «Лодочку» (дуга кверху), глаза повторяют движение, голова прямо.

«Радуга»

1 – 4 – чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. [4, стр. 137]

III. Разминка для глаз (из йоги).

И.п. – сидя. Сделайте медленный вдох через нос и закройте глаза. Во время медленного выдоха (тоже через нос) массируйте веки подушечками ладоней (теми, что расположены ближе к запястью). На паузе после выдоха закройте глаза ладонями так, чтобы сквозь них не проникал свет. Задержитесь в таком положении, сколько можете. Затем, не отрывая ладоней от лица, откройте глаза и сделайте вдох через нос. На медленном выдохе через нос уберите ладони от глаз. [4, стр. 140]

Правило второе: когда работаешь — сиди расслабленно.

Комплекс упражнений «Сядем смирно — без движенья».

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье,

(Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Руки поднимем,

(Руки дугами внутрь вверх – вдох.)

Потом разведём

(Руки в стороны – выдох.)

И очень глубоко

Все грудью вздохнём.

(Руки вниз, потом за голову.)

Дышим раз и дышим два,

(Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперёд – вдох, согнуться вперёд, расслабиться – выдох.) За работу нам пора. [1, стр. 124]

Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе.

Комплекс упражнений «Рисуй глазами треугольник»

(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец! [ 2, стр.105]

Правило четвёртое: пальцы должны быть лёгкими и расслабленными.

Упражнение «Здравствуй, пальчик!»

Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.

Пальчик- пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарил сам.

Этот пальчик сам всё съел.

Оттого и потолстел. [2, стр. 98]

Правило пятое: заботься о зрении при работе на компьютере.

Комплекс упражнений для глаз «Волшебный сон»

Реснички опускаются..

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем..

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap