Занимательный материал на уроках информатики как средство развития познавательного инт



Занимательный материал на уроках информатики

как средство развития познавательного интереса младших школьников

Всем известно, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Способом повышения мотивации учеников к изучению информатики может стать и ситуация успеха, применение электронных энциклопедий, нетрадиционные уроки и многое-многое другое. Один из способов вовлечения учащихся в активную учебную деятельность может быть и использование элементов занимательности.

Элементы занимательности должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель введения их состоит в том, чтобы соединить игровые и учебные мотивы и в такой деятельности постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным.

Очевидным фактом является то, что занимательность обладает высоким мотивирующим потенциалом: при грамотном ее применении эффективность обучения резко повышается, учащиеся с интересом приходят на урок, выполнение заданий, направленных на развитие приобретенных знаний и навыков, проходит с интересом. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность учащегося, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. [2]

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности, способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:



уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

характером (многосторонними, широкими интересами, либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

связью с жизненными планами и перспективами.



Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. [4]



Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Примером эффективного применения средств обучения с элементами занимательности на уроке информатики при обобщении и систематизации пройденного учебного материала может быть использование ребусов, кроссвордов и занимательных задач. Использование перечисленных средств позволяет учащимся максимально мобилизовать только что полученные знания, направив и на выполнение интересной и увлекательной работы. Таким образом, школьники не просто запоминают новый материал, а используют его, пытаясь выделить из большого объема новой информации те факты, которые позволяют им решить поставленную задачу.

При отборе занимательных материалов для урока необходимо определить место занимательности в изучении раздела, темы, в структуре конкретного урока; выделить ее направленность (мотивация, актуализация знаний, контроль); определить, как она согласуется с намеченными целями урока; понять, соответствует ли занимательный материал уровню подготовленности учащихся. Найти занимательные задания по информатике не составляет особой проблемы: они периодически публикуются в журналах и газетах, также множество заданий можно найти в Интернете. Также занимательные задания можно подготовить самостоятельно, можно привлечь к этому виду деятельности заинтересованных и наиболее подготовленных учащихся, что будет способствовать развитию их творческих способностей, знакомству с профессиями, связанными с компьютером. [3]

Использование занимательного материала в обучении информатики в начальной школе позволяет расширить познавательный интерес младших школьников, привлечь их внимание не только к практической составляющей предмета, но и углубить их знания в теории. А овладение методикой использования подобного материала в практике учителя определяет уровень его профессионализма и умения увлечь своих учеников за собой.[1]

Использование элементов занимательности обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает его более интересным для учащихся.

Список используемой литературы:

1.Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977.

2.Занимательные задачи на уроках информатики. Информатика в школе №5-2004. Москва «Образование и Информатика» 2004.

3.Липская Е.В. «Элементы занимательности на уроках информатики». www.do.gendocs.ru

4. Щукина Г.И.Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., 1975








sitemap
sitemap