Занимательные формы работы с непроверяемыми написаниями_13306



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №6»

станицы Курджипской Майкопского района Республики Адыгея

«Занимательные

формы работы

с непроверяемыми написаниями»

Дидактические материалы с методическими рекомендациями по русскому языку.

Разработка

учителя начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ СОШ №6

Кадочниковой Н. М.

2011-2012 учебный год.

Вступление.

Слова с непроверяемыми написаниями – это словарные слова, правописание которых не проверяется правилами. Усвоение таких слов даётся младшим школьникам особенно трудно. В разработке содержится материал, который значительно облегчит запоминание словарных слов. Эта разработка поможет организовать повседневную практическую работу с непроверяемыми написаниями в занимательной форме. Личный опыт работы с непроверяемыми написаниями подтверждает эффективность использования данного материала.

Группировка словарных слов по темам на основе мнемонических связей.

Мнемоника(с греческого — «искусство запоминания») – это система различных приёмов, облегчающих запоминание слов и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

К мнемоническим приёмам можно отнести группировки слов, небольшие стихотворения, рассказы, рисунки, ребусы.

Группировка слов.

Словарные слова распределяются на группы, каждая из которых имеет свой сюжет. Где возможно, используются схематические рисунки.

1.рабочий

работа

сапоги

пальто

машина

завод

2. однажды

осина

орех

3. хорошо

быстро

весело

скоро

4. погода

дорога

огород

овощи

горох

морковь

огурец

помидор

Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.

Однажды на осине вырос орех.

Как кататься на велосипеде? Хорошо, быстро, весело, скоро!

Стояла хорошая погода, мы ехали по дороге на огород сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры.

( Семена у них круглые или овальные, они напоминают букву о). «Неправильные овощи» — капуста, картофель.

сорока 1.

ворона

молоко

корова

город

мороз

воробей

деревня 2.

ребята

ученик

дежурный

тетрадь

месяц 3.

заяц

язык

земляника

класс 4. суббота

русский

Сорока-ворона кашку варила, кашку на молоке от коровы. В городе был сильный мороз, прилетел голодный воробей и всю кашу съел.

В деревне стоит школа. В первом классе учатся ребята. Дежурный ученик проверяет тетради и пенал.

Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

В нашем классе в субботу был русский язык.

вчера

везде

беседа

интересный

путешествие

инженер

сегодня

телефон



прекрасный

семена

пассажир

аккуратно

аллея

расстояние

отец

обед

молоток

топор

Вчера везде была беседа об интересном путешествии инженера, сегодня по телефону говорили о прекрасных семенах.

Пассажир аккуратно прошёл по аллее большое расстояние.

Наступило время обеда, отец отложил молоток, топор и пошёл домой.

2.Ассоциативные связи в работе с непроверяемыми написаниями.

1.Метод ярких ассоциаций заключается в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать эту орфограмму.

Требования:

А) обязательная связь со словарным словом каким – то общим признаком. (цвет, форма, действие, материал, количество, место расположения, звучание, вкус и т.д.)

Б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая в словарном слове является сомнительной.

Не навязывать ученику свои ассоциации!

Примеры слов и ассоциативных образов:

гАзета – бумАга

дИректОр – крИк, рОт

зАвод – трубА

инЕй – бЕлый, снЕг

кАпуста – зАяц

кАрАндад – грАнь, бумАга

пОгода – дОждь

Обед – лОжка

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, хОр

кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака – хвОст

мОрковь – кОрень

Метод графических ассоциаций.

Требования:

Назвать слово, которое необходимо запомнить.

Выяснить, понятен ли смысл.

Дать установку на запоминание.

Отметить буквы, которые могут вызвать трудность при написании.

Записать слово печатными буквами.

Предложить детям сделать рисунки на «трудных» буквах, опираясь на смысл слова.

Например:

Помидор – О-помидор, и- ножи

Крапива – А -человечек кричит от боли: « А-а-а!»

Банан — А- раскрытый банан

Карандаш – А – превратить в карандаш

Фантазия – А – в форме звёздочки

Восход –О — солнышко

Однажды – О – шарик. Однажды мы купили шарик.

Огород – О – в форме овощей

Хозяйство — О – хрюшки

Рисунок только там, где непроверяемое написание. Он должен соответствовать смыслу слова.

На уроке даётся не более 2 таких слов.

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций строится на удачном созвучии фразы и словарного слова:

1)На завтрак рак. Кричи ура.

2)Дед в деревне.

3) Завтра на завод.

4) Дети дежурные.

5) Машина у Маши.

6) Пенал моют пеной.

7) Ребята копают репу.

8) Дом у дороги.

9) Коля на коньках.

10) На полке посуда.

11) Костя в костюме, а Павел в пальто.

В этом случае слова являются не проверочными, а словами-подсказками.

Использование в работе с непроверяемыми написаниями различных видов ассоциативных образов способствует активизации мыслительной деятельности, а, следовательно, прочному запоминанию материала.

3.Предъявление нового слова с помощью кроссвордов и ребусов.

г

о

р

о

х

м

а

л

и

н

а

о

в

ё

с

к

а

п

у

с

т

а

б

е

р

ё

з

а

о

с

и

н

а

п

о

м



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap