Занимательная физика — решение задач



Занимательная физика – решение задач

(Программа дополнительного образования)

7 класс

Москва 2011-2012 учод

Пояснительная записка

Данная программа «Занимательная физика» предназначена для учащихся 7 классов и рассчитана на 1 час в неделю.

Цель программы: формировать познавательный интерес к физике; расширить кругозор учащихся; научить учащихся оформлению и решению качественных и расчётных задач, повысить интерес к задачам.

Содержание программы предполагает умение работать с разными источниками знаний, обсуждать поставленные вопросы на уроках. Построить работу так, чтобы проявилось творчество учащихся, привлекать их к решению проблемных ситуаций, выполнению разнообразных по форме и содержанию заданий.

Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: самостоятельную ( индивидуальную или коллективную) работу учащихся, уроки решения задач, уроки – презентации, проектная деятельность, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

Правильно оформлять задачи.

Делать перевод единиц в СИ.

Записывать решение задачи в общем виде.

Самостоятельно выдвигать способ и алгоритм решения задач.

Обосновывать причину выбора этого способа решения.

Высказывать собственные суждения, анализировать задачи.

Оценивать себя и других.

Решая задачу, уметь выбирать простой и рациональный способ решения.

Уметь решить одну задачу различными способами.

Делать чертежи, рисунки, графики.

Экономно использовать своё время.

Содержание программы

Вводное занятие.

Задачи и содержание работы программы. Безопасность труда и правила техники безопасности.

Физические термины. Физические явления.

Круговорот веществ в природе и промышленном производстве.

Целесообразно систематизировать материал в виде таблицы.

Термин

Смысл термина или его определение

Вселенная

Весь окружающий мир, т.е. вся среда нашего существования, всё, что мы видим или можем ощутить вокруг себя, всё, что мы знаем, или даже всё то, что на сегодняшний день пока ещё находится за пределами нашего познания.

Материя

Основа всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем.

Вещество

Явление. Виды

Эксперимент

Метод

Гипотеза

Модель

Физика в природе. Физика и техника. Физика дома.

Физика в природе. Экскурсия на дачу. Обработка, обсуждение результатов поездки на дачу и подготовка докладов и демонстрационных экспериментов.

Физика и техника. Проблема безотходных производств. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. Взаимосвязь природы и человека.

Физика дома. Обсуждение физических явлений, которые можно наблюдать дома.

Итог: круглый стол с обсуждением тем, доклады.

Броуновское движение. Молекулярно-кинетическая теория.

Ознакомить с фактом, подтверждающим существование частиц вещества и их непрерывное хаотическое движение; объяснить причину броуновского движения. Сходство и различие между диффузией и броуновским движением.

На основе систематизации материала о взаимодействии частиц, явлении диффузии, броуновского движения перейти к формулировке основных положений молекулярно-кинетической теории о строении вещества.

Физическая задача. Правила решения физических задач. Приёмы решения физических задач.

Роль измерений в физике.

Ознакомить с понятием точность измерения, ввести понятие инструментальная погрешность.

Можно заполнить предлагаемую таблицу.

Величина

Обозначение

Наименование единиц

Прибор для измерения

Длина

l

м

Измерительная линейка

Объём

V

м3

Мензурка

Температура

t

0С

Термометр

Масса

m

кг

Весы

Сила

F

Н

Динамометр

Давление

p

Па (ммрт.ст.)

Барометр

Используя указанные выше измерительные приборы, можно напомнить, как определяется нижний и верхний пределы измерения, цена деления каждого прибора. Далее, на конкретных примерах показать различие понятий «прямые» и «косвенные измерения», ввести понятие «точность измерений». Никакое измерение не может быть выполнено абсолютно точно; при каждом измерении с помощью прибора вносится некоторая погрешность – приборная или инструментальная. На примере любого измерительного прибора можно показать, как определяется его инструментальная погрешность, как записываются результаты измерений с учётом инструментальной погрешности прибора.

Механическое движение. Графики движения.

Ознакомить со способами описания прямолинейного равномерного движения. Научиться: 1. По графику зависимости пути от времени определять скорость. Строить график зависимости скорости от времени.

2.По графику зависимости скорости от времени рассчитывать путь, пройденный телом. Строить график зависимости пути от времени.

3.Сравнивать графики зависимости пути от времени для двух тел; находить и сравнивать скорости тел.

4.Сравнивать графики зависимости скорости от времени для двух тел; находить и сравнивать пути тел.

5.Рассматривать графики зависимости пути от времени движения двух тел и находить по графику время и место встречи.

Расчёт пути и времени движения. Средняя скорость.

Решать задачи на расчёт пути и времени движения. Записывать решение задач в общем виде. Показать на конкретной задаче, что значение средней скорости отличается от среднего арифметического значения.

Плотность вещества. Сплошные и полые тела.

Измерение объёма тела, не помещающегося в измерительный цилиндр и расчёт плотности этих тел. Решение задач по формуле.

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Определение массы воздуха в классе. Определение объёма и плотности вашего тела.

Решение задач на определение плотности сплава.

Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Невесомость.

Притяжение Луны. Формула для вычисления силы упругости в стихах:

Закон Гука

Для каждой ситуации

В упругой деформации

Закон везде один:

Все силы, как и водится,

В пропорции находятся

К увеличенью длин.

А если при решении

У длин есть уменьшение,

Закон и тут закон:

Прямые (те же самые),

Но знак у них сменён.

Ну что это за мука:

Закон запомнить Гука!

Но мы пойдём на риск.

Напишем слева силу,

А справа, чтобы было

Знак «минус», «к» и «х».

F=-кх

Решение задач по этой формуле. Решение графических задач на определение жёсткости пружины. Наблюдение невесомости. Равнодействующая сила: задача о Лебеде, Раке и Щуке.

Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах.

Формула силы тяжести и физический смысл величин, входящих в эту формулу. Сила тяжести – сила гравитационной природы. Ускорение свободного падения и зависимость его от широты местности. Различие ускорения свободного падения для разных планет Солнечной системы.

Планеты Солнечной системы и ускорения свободного падения.

Планета

Ускорение свободного падения, м/с2

Меркурий

3,8

Венера

9,1

Земля

9,8

Марс

3,8

Юпитер

24

Сатурн

9,2

Уран

8,9

Нептун

11

Сила трения. Трение в быту и технике.

Виды сухого трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Вязкое трение. Опыты с катушкой ниток. Уменьшение трения. Формула силы трения. График зависимости силы трения от силы тяжести (силы нормального давления). Решение графических задач на нахождение коэффициента трения.

«Сердце, отданное науке». Галилей, Ньютон.



Знакомство учащихся с деятельностью того или иного учёного. Показ наиболее примечательных черт его мировоззрения. Методы получения научных знаний. Формирование правильного представления о характере научного труда учёных.

Этот урок может быть представлен в форме презентации.

Давление твёрдых тел.

Расчёт давления при ходьбе и стоя на месте. Решение качественных и расчётных задач.

Давление в природе и технике.

Способы уменьшения и увеличения давления (обобщение в виде таблицы).

Уменьшение давления

Увеличение давления

Фундамент здания

Топор

Шасси самолёта

Нож

Широкие шины автомобилей

Гвозди, кнопки

Гусеницы вездеходов, тракторов

Иголки

Лыжи

Зубы, когти, клювы зверей

Шайбы под гайки

Шипы, колючки растений

Шпалы под рельсы

Жало осы

Можно предложить дополнить таблицу ученикам, исходя из личного опыта.

Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля.

Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин.

Работа водолазов – погружения и поднятия на большие глубины.

Определение давления крови.

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы, водопровод, фонтан.

Первые водопроводы. Из «Книги рекордов Гиннеса»: шлюзы, самая большая выемка.

Атмосферное давление и история его открытия. Давление на различных высотах.

Как мы пьём? Атмосферное давление в живой природе. Атмосфера и человек. Влияние атмосферы на здоровье. Атмосфера Земли.

Магдебургские полушария.

Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели.

Легенда об Архимеде.

Архимедова сила.

Плавания тел.

Плавания судов. Применение законов гидростатики в технике.

Воздухоплавания.

Механическая работа и мощность.

Решение задач на механическую работу и мощность. Определение мощности, развиваемой человеком.

Систематизировать знания учащихся о механической работе в таблицу:

Направление действия силы и перемещение тела

Формула расчёта работы

Пример

1

A=FS

Действие силы тяги

2

A=0

Действие силы реакции опоры

3

A=-FS

Действие силы трения

4

A=0

Действие силы тяжести

Простые механизмы: рычаг. Рычаг Архимеда. Применение рычага.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap