Занятие по речи для кукольного театра



Занятие по речи для кукольного театра

Тема занятия: « Речь – как средство передачи мыслей и чувств»

Цель занятия: раскрытие значения речи как важнейшего средства общения.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи

2.Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);

3. Развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.

4. Создать атмосферу активности на занятии;

Методическое обеспечение: 4 кубика(20*17) на сторонах которых, располагаются:

1. рисунки кукол: перчаточной, тростевой, марионетки, поролоновой;

2. Надписи: Куклы, ширма, пьеса, речь.

3.Надпись: дыхание, голос, дикция, интонация

4. Надписи: «Риторика – наука, обучающая искусно говорить,

«ритор»- красноречивый человек.

5. Вопросительный знак.

6. Слова К.С. Станиславского: «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим».

Ход занятия

I.Организационный этап

Педагог: Добрый день, ребята! Наше занятие мы начинаем с традиционного полукруга. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу справа и слева. Помните, как поется в знакомой нам песне? (звучит песня) Я буду начинать предложения, а вы его продолжите.

«От улыбке хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернется»

Давайте ребята и мы «поделимся» нашими улыбками со всеми кто находится в нашем кабинете. Повернемся и улыбнёмся им. Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы будем продолжать наше занятие.

(Обучающиеся рассаживаются на свои места)

II. Основной этап

Педагог: (повторение пройденного материала)

Ребята, вы когда-нибудь играли в кубики? (ответ)

А у кого из вас они были? (ответ)

А какие кубики у вас были? Что на них было изображено? (ответ)

А для чего вам родители покупали их? (ответ)

Вот и сегодня я предлагаю вам поиграть в кубики. Только вам они помогали: выучить алфавит, научиться складывать и вычитать, познакомиться с животным миром и т.д. А нам наши кубики помогут познакомиться с новой темой. И так, вы готовы познакомиться с моими кубиками? (ответ)

Тогда слушайте условия нашей игры:

Условия: Прошу вас разделиться на четыре команды. Каждая команда получит кубик. На этом кубике вы найдете ответы на мои вопросы. Кубики с ответами мы будем складывать на столе. Команды получите кубики.

Итак, начинаем раскладывать кубики.

Ребята! За тот период, что мы с вами занимаемся, вы немало узнали о кукольном театре. Давайте вспомним:

1. Какие куклы живут в нашем кукольном театре?

(1сторона — дети находят на кубке виды кукол и выкладывают их на столе)

— Почему эти куклы так называются?

— Какие из них относятся к верховым и напольным?

2. А скажите, если бы кто-то из вас решил поставить кукольную сказку, что вам для этого понадобилось? Найдите на кубе.

(2сторона — воспитанники находят ответы: куклы, ширма, пьеса, речь)

Педагог: Тема нашего занятия «Речь – средство передачи мыслей и чувств»

Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да ещё и видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных — на нашу речь. И нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать нашей речью: и переливы музыки и плеск воды, шум деревьев и детский лепет. Речь дает возможность нам поделиться своими переживаниями, радостью, восторгом, печалью. С помощью слов мы общаемся и понимаем друг друга.

«Эка невидаль!» – сказал Мишка. «У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось, да два качается, а я всё равно говорю правильно! Вот послушай: Хыххки! Что, … правда здорово – хыхки! Вот у меня легко выходит: хыхки! Ой, хыхечка зелёная. Боюсь, уколюсь я». Но Алёнка как закричит: «Ты говоришь не правильно. Надо говорить не хыхки, а сыски!»

— Догадались, какое слово произносили Миша и Алёнка? (ответ)

Нам кукольникам, приходится много произносить разного текста. Порой встречаются очень трудные слова. Вот попробуйте за мной произнести несколько таких слов:

Взяточничество, тупогубоширокорот, дифференцированный,….

А порой и тексты:

(читать четко, спокойно, выговаривая каждое слово)

«Из – под Костромы, из — под Костромищи, везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева — тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

Чтобы справляться с любыми сложностями в нашей речи, надо постоянно тренировать её, развивать и тренировать речевой аппарат, и совершенствовать свойства голоса.

С чего же мы сегодня будем начинать тренировку нашей речи?

Будьте внимательны, я вам буду подсказывать. А помогать мне будет скороговорка «Карл у Клары украл кораллы, ….»

(Педагог делает вдох и произносит скороговорку)      

Вопрос: «Что дает силу голосу и помогает мне произнести эту скороговорку?» Найдите на своих кубах. (№ 3- ответ «Дыхание)

Все звуки, произносимые нами, образуются на выдохе.

Поэтому очень важно во время речи уметь правильно дышать.

Правильно дышать – это значит:

а) незаметно для окружающих делать вдох,

б) вовремя «запасаться» воздухом,

в) постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.

Существует 4 типа дыхания:

— верхнее,

— грудное,

— диафрагмальное,

— диафрагмально –рёберное

Упражнение 1 Для отработки дыхания без звука.

-Вдох, выдох/ 2 раза

-«Лепестки роз» — сдуть с ладони воображаемые лепестки.

— «Имя» — Вдох, на длинном выдохе написать своё имя.

— «Художник» — Вдох, на выдохе рисуем любую картинку.

Упражнение 2. Для отработки дыхания со звуком «Звукоподражатель»

— «Самолёты взлетают» — звук «У-У-У»

— «Машины едут» — звук «Ж-Ж-Ж»

— «Ползет змея » — звук «Ш-Ш-Ш»

— «Муха бьется в стекло» — звук «З-З-З»

(Педагог произносит скороговорку то тихо, то громко)

Вопрос: — «Что обладает громкостью, силой, выразительностью?» Найдите на кубах (№3 — ответ «Голос»)

Большую половину времени мы говорим. Если дышим мы автоматически, то голосом мы должны управляем. Красивый голос обладает силой звука, гибкостью, полётностью, тембром, широтой диапазона.

Голосовые упражнения.

«Баюканье» — (убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы) «М»- « Баю, баюшки , баю,

не ложись на краю,

придет серенький волчок

и утащит за бочок….»

«Подсказка» и « На другом берегу» (текст любой пословицы)

Произнести текст так, как будто вы зовёте кого-то, который находится на другом берегу.

Представьте, что вы подсказываете своему однокласснику.

(Педагог произносит скороговорку, выговаривая четко и ясно каждую букву)

 Вопрос: « Отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков,

слогов и слов в речи. Что это? Найдите на кубах. (№3 ответ-«Дикция»)

Слово «дикция» в переводе с латинского языка обозначает «произношение». Мы будем работать над произношением.

Упражнение 1 «Звукоряд». На выдохе произносить звукоряд.

И БИ БИБ БИ-БИ-БИ — БИП

Э БЭ БЭБ БЭ-БЭ-БЭ — БЭПА БА БАБ БА-БА-БА — БАПО БО БОБ БО-БО-БО — БОПУ БУ БУБ БУ-БУ-БУ — БУПЫ БЫ БЫБ БЫ-БЫ-БЫ – БЫП

Для отработки дикции будем использовать стишки:

Упражнение 2 «Барабанный бой»

Пара барабанов, пара барабанов,

пара барабанов, била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов,

пара барабанов, била бой»

(Педагог произносит текст скороговорки с разной интонацией)

Вопрос: « Ритмико-мелодичное и логическое членение речи. Что это?» Ответ найдите на кубах (№3 — ответ «Интонация»)

Подсказка:

— Наши кукольные герои используют её в своей речи?

Речь идёт об интонации. Интонация делает нашу речь богаче, выразительнее, придает ей индивидуальный характер. Сейчас и вы в этом сами убедитесь.

Задание 1: Произнести с разными интонациями фразу: «Я получил два»

(с утверждением, удивлением, восхищением, со злостью, со страхом, с ленью, с разочарованием, с грустью, с угрозой, с обидой, задумчиво, весело, горестно)

Следующее задание вам подготовили наши куклы. Они прислали вам сундучок, в котором находятся перчаточные куклы и задание.

Задание 2: «Концерт» Произнести от имени кукольного героя детский стишок, используя разные интонации (выполняют задание на ширме)

А знаете ли вы?

Очень давно, 250 лет тому назад, в школе изучали науку, которая учила говорить. Как она называлась? Попробуйте найти на кубике это название (риторика)

Найдите, как риторика учила говорить? (№4 – ответ «искусно»)

(На уроках риторики учили: сообщать, призывать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, приветствовать)

Если риторика учит искусно говорить, то как называли человека, владеющего этой наукой? Найдите на кубе название (№4 — ответ «ритор»)

Как же переводится «ритор» ? (№4 – ответ «красноречивый человек»)

(Он должен уметь говорить: отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, искусно)

Вы видите, как важно для нас кукольников, иметь хорошую, четкую и понятную речь. Но на этом знакомство с речью у нас не заканчиваются. Посмотрите, у каждого из ваших кубов на одной из сторон нарисован вопросительный знак. Каждый из знаков продолжит знакомство с речью на следующих наших занятиях. Один из них познакомит с тембром голоса, другой – с темпом речи, третий – с жестами и мимикой, а четвертый – с артикуляционной гимнастикой (сторона№5)

III. Рефлексия

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Начали мы его с улыбки, а вот какое настроение у вас сейчас – мы узнаем. Каждый из вас получит вот такой рисунок. На нём не хватает одной детали, которая придаст ему, то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце занятия. Ваши рисунки помесите на свободной стороне вашего куба

(Воспитанники рисуют)

IV. Заключительный этап

Педагог:

Закончить наше занятие я хочу словами К.С.Станиславского:

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим.»

«Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво …» (К.С.Станиславский).

(№6 – Педагог переворачивает последнюю сторону кубиков)

На следующем занятии мы продолжим знакомство с речью, а сейчас я вам говорю до свидания.



sitemap
sitemap