Занятие по экологии



Тема урока «Предмет экологии. Экологические факторы».

« Мы не унаследовали Землю у своих родителей,

а взяли её взаймы у своих детей».

Ф. Майер.

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с основными задачами экологии, показать связь её с другими науками.

2.Помочь осознать роль экологии в решении глобальных проблем современности.

3.Изучить действие экологических факторов на живой организм и выявить общие закономерности зависимости организмов от факторов внешней среды.

4.Продолжить формирование умений работать с рисунками, схемами, графиками, анализировать и делать выводы.

5.Убедить школьников в том, что знание общих законов зависимости организмов от факторов среды используются в практике сельского хозяйства.

Оборудование: презентация урока со слайдами , стенд «Это интересно…».

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— задачи экологии как науки,

— связь экологии с другими науками,

— разделы экологии,

— группы экологических факторов,

— общие законы зависимости организмов от факторов среды.

Учащиеся должны уметь:

— применять знания общих закономерностей экологии в практической деятельности,

— анализировать информацию и делать выводы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Вводное слово учителя:

Ещё в середине 20 века слово «экология» было известно лишь специалистам, но в настоящее время оно стало очень популярным. Наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Иногда этот термин используют в сочетании с такими словами, как общество, семья, культура, здоровье. Неужели экология столь обширная наука, что способна охватить большинство проблем, стоящих перед человечеством?

Ответить на этот вопрос мы сможем, изучив раздел «Основы экологии», на это отводится 10 часов учебного времени.

Тема сегодняшнего урока:

( демонстрация слайда № 1)

А эпиграфом урока взяты слова немецкого философа Ф.Майера.

(демонстрация слайда №1, учащиеся записывают тему и эпиграф в тетрадь).

После изучения раздела я попрошу Вас объяснить это высказывание.

3.Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с численностью и образом жизни живых организмов. Конечно, представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени именно они послужили источником накопления экологических знаний.

Давайте посмотрим, как шло развитие природы и общества в кризисах.

(демонстрация слайда №2).

Экология… Что это за наука? Предложите свои варианты характеристики данного понятия.

(ученики предлагают варианты, учитель корректирует).

(демонстрация слайда №3), то есть, образно говоря – это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних видов дом – это крошечный участок среды (например, чашечка цветка, для живущего в ней насекомого), а для других – широкое пространство материков или океанов. Дом современного человека – вся планета Земля, теперь уже вместе с прилегающим космическим пространством.

Вот как о своём доме, о планете Земля пишет московская школьница, одиннадцатиклассница Савицкая Кристина. Я попрошу прочитать его одного из учеников.

Своё сочинение она назвала «Исповедь Земли»:

Это было давно, так давно, что я начинаю забывать, как это было. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Я восхищалась жизнью, которую породила, гордилась её совершенством. Я любила созданную природу, как заботливая, нежная мама любит своего ребёнка. Трепетно оберегая каждый лепесток, следила за тем, чтобы всем на Земле хватало и света, и пищи, и воды, чтобы никто не был угнетён и уничтожен.

Всё было чудесно, и я мечтала только о приумножении этого великолепия. Мне хотелось создать такое существо, которое станет венцом моих творений, самым мудрым, сильным, совершенным. И я воплотила в жизнь мой замысел.

Первый человек, как я назвала это высшее, в моём понимании существо, появился на свет, мало, чем отличаясь от остальных моих обитателей. Я не решилась сразу одухотворить его и подумала, что будет гораздо лучше, если первое время человек поживёт среди дикой природы, научится понимать её жизнь «изнутри», а значит, будет ближе к ней, станет любить её, как вскормившую и вырастившую его няню. Но я ошиблась! Шло время, человек совершенствовался, а вместе с ним изменялась и его жизнь. Он начал порабощать меня, животных.

Человека манили новые просторы для своей губительной деятельности. Он вырубал леса для постройки жилищ, выжигал их под пашни, которыми истощал плодородие почвы. В итоге всё больше и больше изменялся окружающий мир.

Проносились годы, тысячелетия. Пришёл 21 век. Во что превратилась некогда прекрасная, девственно чистая Земля? Что сделало со мной это чудовище? Он разрывает мои недра на куски и достаёт внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, выбрасываемыми его гадкими заводами, он перекрывает мне вены плотинами и ГЭС, душит меня выхлопами бесчисленных машин, ранит атомными взрывами. Но самое болезненное – он безжалостно истребляет всё живое. Он – монстр, он – моя ошибка, а ошибки надо исправлять. Земля.

Учитель:

Так выразила своё отношение к нашему дому Ваша сверстница. На мой взгляд, суждения московской школьницы эмоциональны, порой слишком категоричны, но они никого не оставили равнодушными, они заставляют задуматься, поразмышлять. Вот и я Вас призываю поразмышлять, поспорить, высказать свою точку зрения на проблемы, которые мы будем рассматривать при изучении экологии.

Сегодня вводный урок. Прочитайте ещё раз тему урока и сформулируйте цели, которые мы будем сегодня решать.

(учащиеся предлагают варианты, учитель корректирует)

Цель урока: рассмотреть основные задачи экологии, её связь с другими науками, познакомиться с экологическими факторами и рассмотреть общие законы зависимости организмов от факторов среды.

Термин «Экология» предложил в 1869 году крупный немецкий биолог Эрнст Геккель.

(демонстрация слайда №4).

Как самостоятельная дисциплина экология выделилась в цикле биологических наук в начале 20 века.

Какие же задачи решает экология?

(демонстрация слайда №5).

Экология – это комплексная наука, она тесно связана с другими науками.

(демонстрация слайда №6). Посмотрите на схему и проиллюстрируйте её примерами.

(учащиеся предлагают варианты, идёт обсуждение).

Рассмотрим основные разделы экологии.

(демонстрация слайда №6, комментарий учителя).

Таким образом, современная экология – наука, познающая основы устойчивости жизни на всех уровнях её организации, то есть объектом экологии является что? (учащиеся предлагают вариант: жизнь во всех её проявлениях).

На живые организмы оказывают воздействие различные факторы. Какие факторы можно назвать экологическими?

(учащиеся предлагают варианты, идёт обсуждение).

Любые компоненты внешней среды, оказывающие влияние на организмы – это экологические факторы

(демонстрация слайда №7, комментарий учителя).

Экологические факторы чрезвычайно разнообразны, и каждый вид, испытывая их влияние, отвечает на него по-разному. Тем не менее, есть некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.

Главный из них – закон оптимума. Мы не знаем, что отражает закон оптимума. Вы должны это определить, посмотрев демонстрацию слайда.

(демонстрация слайда №8, учащиеся высказывают своё мнение, учитель корректирует).

Он отражает то, как переносят живые организмы разную силу действия экологического фактора. Сила воздействия каждого из них постоянно меняется. Мы живём в мире с переменными условиями, и лишь в определённых местах планеты значение некоторых факторов более или менее постоянны (в глубине пещер, на дне океанов).

(демонстрация слайда №9, учащиеся записывают в тетрадь характеристику закона оптимума).

При отклонении от этих пределов знак воздействия меняется на противоположный. Например, животные и растения плохо переносят сильную жару и сильные морозы, оптимальными являются средние температуры. Точно также и засуха, и постоянные проливные дожди одинаково неблагоприятны для урожая. Закон оптимума свидетельствует о мере каждого фактора для жизнеспособности организмов.

Вспомните пример, который демонстрировался, и сформулируйте понятия «зона пессимума» и «предел выносливости».

(учащиеся выступают, идёт коррекция, запись характеристики понятий в тетрадь).

Предел выносливости – размах значения фактора, в пределах которого вид может существовать.

Зона пессимума – зона, где выражено угнетающее действие фактора на организм.

Экологическое разнообразие видов проявляется и в положении критических точек: у одних они сближены, у других – широко расставлены. Это значит, что ряд видов может жить только в очень стабильных условиях, при незначительном изменении экологического фактора, а другие выдерживают широкие их колебания. Например, растение недотрога вянет, если воздух не насыщен водяными парами, а ковыль хорошо переносит изменения влажности и не погибает даже в засуху.

Таким образом, закон оптимума показывает нам, что для каждого вида есть своя мера влияния каждого фактора. И уменьшение, и усиление воздействия за пределами этой меры ведёт к гибели организмов.

Для понимания связи видов со средой не менее важен закон ограничивающего фактора. В природе на организмы одновременно влияет целый комплекс факторов среды в разных комбинациях и с разной силой. Вычленить роль каждого из них непросто. Какой из них значит больше, чем другие? То, что мы знаем о законе оптимума, позволяет понять, что нет всецело положительных или отрицательных, важных или второстепенных факторов, а всё зависит от силы воздействия каждого.

(демонстрация слайда №10).

Посмотрите на рисунок и определите, какие факторы оказывают влияние на данный организм.

(учащиеся высказывают своё мнение).

А какой из этих факторов будет ограничивающим? От какого фактора зависит в данный конкретный период выживание особей? Попробуйте сформулировать закон ограниченного фактора.

(учащиеся высказываются, учитель корректирует).

В другие отрезки времени ограничивающими могут стать другие факторы, и в течение жизни организмы встречаются с самыми разными ограничениями своей жизнедеятельности.

(демонстрация слайда №11, запись понятия в тетрадь).

С законами оптимума и ограничивающего фактора постоянно сталкивается практика сельского хозяйства. Подумайте и приведите пример, который будет иллюстрировать это.

(выступления учащихся, комментарий учителя).

Например, рост и развитие пшеницы, а следовательно, и получение урожая, постоянно ограничиваются то критическими температурами, то недостатком или избытком влаги, то нехваткой минеральных удобрений, а иногда и такими катастрофическими воздействиями, как град и бури. Требуется много сил и средств, чтобы поддерживать оптимальные условия для посевов, и при этом в первую очередь компенсировать или смягчать действие именно ограничивающих факторов.

4.Закрепление изученного материала.

Для закрепления изученного материала я предлагаю выполнить два задания

(демонстрация слайда №13, обсуждение и проверка).



5.Рефлексия.

— С какими трудностями встретились на уроке? Как их преодолеть?

— Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? Мы их достигли? Чтобы это проверить, подведём итог сегодняшнего урока.

— Назовите два блока вопросов, которые мы рассматривали на уроке.

— Что для Вас оказалось сегодня наиболее важным, интересным на уроке?

— Какие вопросы возникли у Вас при обсуждении темы?

6.Инструктаж домашнего задания.

Параграф 67 пересказ, конспект изучить, в.2 стр.245 (устно), познакомиться с рубрикой «Это интересно». Для желающих: составьте задачу, подобную той, которая рассматривалась при закреплении.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительное образование детей

центр развития творчества детей и юношества

План – конспект открытого занятия

в объединении «Юный физик»

по теме:

«Экологическая среда жизни»

Разработала и провела педагог дополнительного образования

Головенкина Ирина Александровна

г. Тимашевск

2011 год

Тема: «Экологическая среда жизни»

Дата:08.11.2010 год.

Цель: способствовать углублению знаний учащихся об основных средах жизни, развивать системное мышление, наблюдательность, пробудить у учащихся интерес и любовь к окружающей природе.

Задачи:

расширить и закрепить знания учащихся, приобретенные об основных средах жизни;

сформировать у учащихся представление об основных физико-химических параметрах сред жизни;

сформировать понятия планктон, нектон, бентос, заморы

сформировать у учащихся представление о приспособления живых организмов к физико-химическим параметрам сред жизни

расширить представление о разнообразие живых организмов, обитающих в 4-х основных средах жизни;

развивать навыки работы на компьютере.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Методы и методические приемы: беседа с элементами рассказа, работа с таблицами, работа на компьютере.

Ход урока.

«Ведь не может же быть никем прочитана вся книга Природы от начала до конца. Вот цель бытия: читать ее как можно больше, прочитать ее как можно дальше»

К. Циолковский

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя.

2. Вводное слово учителя. Актуализация знаний

Зачитывает эпиграф урока, объявляет цели урока, тему урока. Слайд №1.

Записывают тему урока в тетрадь

3. Беседа с элементами рассказа

Особенностью Земли как планеты является то, что она совершает вращения вокруг Солнца и своей оси. При этом на земном шаре постоянно происходят изменения в окружающей среде. Возникнув на Земле, живые организмы должны были приспосабливаться к изменениям. Выживали те организмы, которые нашли для себя наиболее благоприятные условия жизни, при этом выживая в борьбе за территорию, ресурсы. В связи с этим на Земле выделяют 4 основные среды жизни, в которых обитают живые организмы. Давайте вспомним названия этих сред.

Учащиеся вспоминают названия сред из курса экологии 7 класса

Первая среда – водная. Слайд № 2.. Почему водная среда рассматривается в первую очередь при изучении темы урока? Данная среда рассматривается в первую очередь потому, что именно в ней возникла жизнь и именно эта среда занимает практически 71 % территории земного шара. Она обладает рядом специфических свойств.

Учащиеся высказывают свое мнение по поводу изучения водной среды в начале изучения темы.

Записывают название среды в тетрадь.

4. Актуализация знаний

Какими свойствами обладает вода?

Учащиеся отвечают

5. Беседа с элементами рассказа на фоне презентации слайдов

Слайд № 3. Физико-химические параметры водной среды.

Плотность, изменение давления с глубиной, «этажи» водоема (гиперссылка на слайд № 11 – 13)

Проникновение света на глубину до 200 м (гиперссылка на слайд № 10)

Наличие течений – имеются прикрепленные фильтраты, которые питаются за счет микроорганизмов, приносимых течением

Нерезкое колебание температуры, что позволяет обитать многочисленным холоднокровным животным

Ограниченное количество растворенного кислорода, при его недостатке – заморы

Солевой состав (гиперссылка на слайд № 14) имеет большое значение, т.к.существуют морские животные, не способные обитать в пресных водах и наоборот, за некоторым исключением

Записывают физико-химические свойства водной среды в тетрадь. Определение планктона, нектона, бентоса. Приводят примеры живых организмов, обитающих на разных «этажах» водоема, объясняют отсутствие растений на глубине более 200 метров, примеры пресноводных и морских живых организмов

Наземно-воздушная среда (слайд № 4). Самая разнообразная по своим свойствам.

Записывают название среды в тетрадь

6. Актуализация знаний

По каким свойствами отличается наземно-воздушная среда от водной среды?

Учащиеся высказываются

7. Беседа с элементами рассказа на фоне презентации слайдов

Физико-химические свойства наземно-воздушной среды. Слайд № 5.

Плотность воздуха намного меньше плотности воды, в связи с этим у наземных организмов появляются дополнительные средства опоры – у растений – механические ткани, у животных – прочный скелет и возможность парить в воздухе. Гиперссылка на слайд № 15.

Разнообразные температурные границы. Гиперссылка на слайд № 16. В связи с тем, что воздух – плохой проводник тепла, именно в наземно-воздушной среде возникла теплокровность, что позволило расселиться теплокровным животным даже в самых суровых условиях. Гиперссылка на слайд № 17, гиперссылка «Жизнь белых медведей»

Особенностью наземно-воздушной среды является и дефицит влаги в некоторых районах, что привело к возникновению приспособлений для сохранения и экономии влаги внутри организма. Гиперссылка на слайд № 18

В наземно-воздушной среде имеются перепады атмосферного давления, однако, особых приспособлений у живых организмов для данной характеристики в течении их эволюции не выработалось

Учащиеся записывают физико-химические параметры наземно-воздушной среды, высказывают предположения о возникновении возможных приспособлений у живых организмов к параметрам среды

Почва как среда. Слайд № 6.

8. Актуализация знаний через межпредметные связи (из курса географии)

Вспомните, какое определение почвы вы давали на уроках географии?

Какие виды почв вы изучали? Какие компоненты, входящие в состав почвы наиболее значимы для живых организмов?

Учащиеся отвечают

9. Беседа с элементами рассказа на фоне презентации слайдов

Физико-химические параметры почвы слайд № 7, демонстрация таблицы «Почвенные организмы»

Учащиеся записывают в тетради физико-химические параметры и примеры организмов, обитающих в почве, приходят к выводу, что почва – самая заселенная среда

10. Актуализация знаний через закрепление изучаемых в 7,8 классах на уроках биологии явлениях паразитизма и симбиоза у человека и животных

Организм как среда. Слайд № 8. Какие виды взаимоотношений возникают между организмом и находящимися внутри него другими живыми организмами? Демонстрация таблицы «Ленточные черви»

Учащиеся отвечают: симбиоз и паразитизм. Приводят примеры

11. Беседа с элементами рассказа на фоне презентации слайдов

Физико-химические параметры среды. Слайд № 9

Учащиеся записывают в тетрадь физико-химические параметры среды, высказывают мнение о возникновении приспособлений у организма-хозяина и паразита совместного существования.

12. Закрепление

Предлагается решить кроссворд в электронном варианте

Учащиеся решают кроссворд в электронном варианте

13. Вывод

Учитель нацеливает учащихся на обобщение изученного материала с целью формулирования вывода урока

Учащиеся обобщают изученное на уроке и стремятся сформулировать вывод по уроку: в связи с изменяющимися физико-химическими параметрами жизни на Земле выделяют 4 основных среды жизни, к параметрам которых вырабатываются приспособления у живых организмов в ходе их эволюции.

14. Подведение итогов урока

Учитель комментирует оценки, которые учащиеся получают за активное участие в беседе при объяснении нового материала, а также за решение кроссворда при закреплении

Учащиеся заносят оценки в дневник

15. Д/ з § 4,вопросы 1-6. творческое задание — подготовить проектную работу об обитателях различных сред жизни (по выбору учащихся)

Записывают задание в дневник.

Тема:

Физико-химические параметры среды

1.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap