Занятие по экологии для обучающихся 4 года обучения Особо охраняемые природные территор



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово

Особо охраняемые

природные территории Кузбасса

занятие по экологии для обучающихся

четвертого года обучения

Составитель:



Коптелова Н. А.,

педагог дополнительного

образования МБОУ ДОД

«ЦДОД им. В. Волошиной»

Кемерово

2012

Цель: формирование представления о роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы родного края.

Задачи:

Систематизировать знания обучающихся об особо охраняемых природных территориях Кузбасса, дать их определения.

Развивать память, умение сравнивать (анализ и синтез) и делать выводы.

Воспитывать потребности бережного и ответственного отношения к природе родного края.

Методы и приемы:

объяснительно — иллюстративный;

письменного контроля и самоконтроля (проверочная карточка);

работа в группах;

самостоятельная работа в тетради;

прием «мозгового штурма».

Оборудование:

иллюстрации особо охраняемых природных территорий: заповедник «Кузнецкий Алатау», памятник природы «Липовый остров»;

физическая карта Кузбасса, карты ООПТ Кузбасса;

набор печатных слов: заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы;

раздаточный материал: карта «Охрана природы», информационные листы «ООПТ Кузбасса»;

проверочная карточка «Формы ООПТ»;

информационный материал по ООПТ Кузбасса для самостоятельной работы в группах.

План занятия:

Вступительная беседа и сообщение темы и цели занятия.

Рассказ «Особо охраняемые природные территории».

Физкультминутка.

Проверочная карточка «Формы ООПТ».

Создание информационного листа «ООПТ Кузбасса».

Презентация информационных листов «ООПТ Кузбасса».

Заключение.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа, сообщение темы и цели занятия.

Педагог:

-Здравствуйте, ребята! Наши занятия по экологии продолжаются! Послушайте стихотворение и подумайте о чём оно:

Мы безмерно богаты,

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых Просто диву даёшься.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно,

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем,

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость,

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим.

А гордимся природой



И отечество любим.

(А. Яшин)

Педагог:

— Планета Земля — уникальная планета. Из 9 планет Солнечной системы, только на планете Земля возможна разумная жизнь. На планете Земля есть среда обитания (почва, вода, воздух) для живых организмов, однако, хозяйственная деятельность человека загрязняет и разрушает эту среду обитания, что губительно сказывается на биосфере в целом. Из-за загрязнения токсическими веществами воздуха, воды, почвы и в том числе продуктов питания сокращается продолжительность жизни человека. Сегодня человечество приходит к пониманию зависимости собственного благополучия от природы. Главные усилия направлены на выработку таких норм поведения человека, которые свели бы к минимуму экологический риск, обеспечивали бы экологическую безопасность жизни.

— Мы с вами живем в Кемеровской области, в Кузбассе! Мы живем в краю не только богатом своей промышленностью и полезными ископаемыми, но и удивительной красотой природы.

— Сохранить красоту природы родного края – сохранить бесценную жизнь человека. Необходимо беречь чистый воздух, леса, реки, озера, животный мир. Это очень важно, поскольку здоровье и благополучие людей зависит от состояния природы, поэтому природу нашу надо беречь и охранять. Существует много форм охраны природы и сегодня мы познакомимся с одной из них.

— Сегодня мы узнаем, что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ), какое значение они имеют в охране природы и какие формы ООПТ существуют в Кузбассе.

— Запишите у себя в тетради число и тему занятия «Особо охраняемые природные территории Кузбасса».

2. Рассказ «Особо охраняемые природные территории».

Педагог:

Особо охраняемые природные территории – это участки природы, в которых временно или полностью запрещена хозяйственная деятельность человека.

— Ребята, запишите определение ООПТ к себе в тетрадь, будьте внимательны.

— Существуют несколько основных форм ООПТ: заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы (педагог прикрепляет на доске слова). Чем же они отличаются между собой? Это предстоит нам сегодня узнать.

Первая форма, с которой мы познакомимся – заповедник.

Заповедник — это территория, на которой полностью запрещена хозяйственная деятельность человека для охраны природы и научного исследования.

— В Кузбассе создан 1 заповедник, называется он «Кузнецкий Алатау» (педагог показывает, где находится заповедник «Кузнецкий Алатау» на физической карте Кузбасса). У вас на столах лежит карта Кузбасса, найдите там заповедник «Кузнецкий Алатау».

— Заповедник, ребята, это особенный участок природы, сохранившийся в неизмененном человеком виде. Он создается на постоянное время. В заповеднике жесткий и контролируемый режим охраны и на его территории не допустима хозяйственная деятельность человека, например: строительство, рубка леса, охота, рыбалка, сбор лекарственных трав и красивоцветущих растений, добыча полезных ископаемых.

— Основной принцип охраны и изучения природы в заповеднике — это проведение различных исследований в течение многих лет. При этом в качестве объекта исследований принимается весь природный комплекс заповедника (растения, животные, водоемы, ледники, горы) и все это рассматривается как единое целое.

Сотрудники заповедников также проводят большую работу по охране природы с населением, публикуют статьи в разных газетах и журналах, участвуют в передачах радио и телевидения, читают лекции. В заповедниках могут проводиться и экскурсии в природу, но маршрут при этом прокладывается не по основной территории, а в охранной зоне или вдоль границы заповедника.

Педагог:

Следующая форма ООПТ – заказник. Это наиболее распространенная форма ООПТ.

Заказник — это территория, на которой временно ограничена или запрещена хозяйственная деятельность человека для охраны и восстановления численности редких видов растений и животных.

— В Кузбассе создано 13 заказников, они находятся в разных местах. Ребята, найдите заказники в своих картах и прочитайте их названия. В заказнике в отличие от заповедника, ограничение хозяйственной деятельности человека в основном временное, жесткой и контролируемой охраны в заказнике нет, создается он на постоянное время или на какой-то срок, например, на 10 лет организован заказник «Бельсинский», где разводится соболь.

Существуют разные заказники.

Зоологические:

1. «Антибесский», (разведение бобров)

2. «Бельсинский» (соболь)

3. «Писаный» (лось, колонок, косуля, тетерев, рябчик)

Ботанические:

1. «Промышленновский (охрана адониса)

2. «Верхне — Кабырзинский» (пихта, сосна сибирская (кедр))

3. «Усинский» (маралий и золотой корень)

Физкультминутка:

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте веселей,

И быстрей, быстрей, быстрей!

(Бег на месте)

Делаем вперед наклоны —

Раз – два – три – четыре — пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять,

(Вращение прямыми руками)

Начинаем приседать –

Раз – два – три – четыре — пять.

(Приседания)

А потом прыжки на месте,

Выполняем дружно вместе.

(Прыжки)

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Да прилежно, не лениться.

(Потягивание — руки вверх, потом в стороны)

Педагог:

Следующая форма ООПТ — национальный парк

Национальный парк — это территория, на которой охрана природы сочетается с туризмом.

В Кемеровской области создан один государственный национальный природный парк «Шорский». Ребята, посмотрите на карту, где он находится? (педагог показывает, где находится национальный парк «Шорский на физической карте Кузбасса).

— Если заповедник создан для получения научной информации и посещение его людьми ограничено, то национальный парк создан для познавательной информации о природе для всех людей, а также он создан для отдыха и путешествий.  На территории национального парка допустимыми видами отдыха считаются те, которые связаны с путешествием в природе — пеший, водный, лыжный туризм, кратковременные экскурсии. В национальном парке не разрешаются массовые зрелища, развлекательные игры, спортивные состязания.

Педагог:

— И еще одна форма ООПТ, с которой вы сегодня познакомитесь — это памятник природы.

Памятник природы — это уникальные, ценные в экологическом, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты.

Памятником природы может быть крупное болото, таежный или лиственный участок леса, скала, водопад, родник, огромное озеро. Эти красивые, необычные природные объекты уникальны тем, что они не созданы руками человека. Жесткой и контролируемой охраны на территории памятника природы нет, цель создания этой формы ООПТ — охрана уникального (единственного) природного комплекса или объекта, принципы организации, а также использование территории, схожи с национальным парком.

В Кузбассе много памятников природы, например Кузедеевский «Липовый остров».

— Ребята, найдите у себя на карте этот памятник природы.

Также к памятникам природы относятся: скала «Пьющий слон», водопад «Сага», скалы «Царские ворота». Вообще памятников природы в нашей области насчитывается около 100.

3. Проверочная карточка «Формы ООПТ»

Педагог:

— Ребята, мы познакомились подробно только с основными формами ООПТ, есть еще и другие формы ООПТ: ботанические сады и дендрологические парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Вы там, наверное, бывали и представляете что это такое.

— Чтобы закрепить знания по изученным формам ООПТ, я предлагаю вам сделать проверочную карточку «Формы ООПТ». (см. Приложение1)

(после выполнения проверочной карточки «Формы ООПТ» педагог раздает детям определения форм ООПТ, они вклеивают их в тетрадь)

(см. Приложение 2)

4. Создание информационного листа «ООПТ»

Педагог:

Ребята на первом занятии мы с вами узнали, что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Зачем, с какой целью они создаются, какие формы особо охраняемых природных территорий бывают, чем они отличаются друг от друга. А сейчас мы с вами познакомимся с ООПТ, которые созданы в Кемеровской области. Для этого предлагаю вам посмотреть сначала слайды о ООПТ Кузбасса.

— Сейчас, ребята, вы будете работать в группах, каждая группа из 3 человек будет создавать информационный лист об одном конкретном ООПТ Кузбасса:

1 группа создаёт лист о государственном заповеднике «Кузнецкий Алатау»

2 группа создаёт лист о государственном национальном природном парке «Шорский»

3 группа создаёт лист о памятнике природы «Липовый остров»

4 группа создаёт лист о заказнике «Антибесский».

Педагог:

— Перед вами лежит карточка с описанием ООПТ и весь материал необходимый для работы, (см. Приложение 3) вам нужно оформить информационный лист об ООПТ. В конце занятия состоится презентация ваших работ. Эти информационные листы будут использованы при оформлении нашей выставки «Сохраним природу родного края».

5. Презентация информационных листов «ООПТ Кузбасса»

Каждая группа представляет свою выполненную работу.

6. Заключение

Педагог:

Сегодня на занятии вы увидели, как красив и богат Кузбасс. Нельзя не гордиться краем, в котором ты живешь. Берегите, ребята, и любите его. Сделайте все для того, чтобы он стал еще богаче, еще красивее! На этом занятие закончено! До свидания!

Список использованной литературы

Атлас для школьников Кемеровская область. – Новосибирск: ФГУП «Новосибирская картографическая фабрика «Роскартография», 2002. – 32 с.

Береснева, Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы /Е.В. Береснева //Начальная школа. — 2011. — №6. – С.15;

Дубова, М.В., Кашкарева, Е.А. Специфика речевого оформления результатов проектной деятельности младших школьников /М.В. Дубова, Е.А. Кашкарева  //Начальная школа. — 2011. — №4. – С. 110

Заповедники и заказники Кемеровской области (путеводитель), Новокузнецк, 2003.

Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 243 с.: ил.

Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 280 с.: ил.

Ключевые ботанические территории Кемеровской области /Т.Е.Буко, С.А.Шереметова, А.Н.Куприянов и др. — Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2009. – 112 с.: ил.

Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области в 2006 году» / Администрация Кемеровской области, ГУ «Областной комитет природных ресурсов». — Кемерово: ООО «АРФ, 2007. – 320 с.: ил.

Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области в 2007 году» / Администрация Кемеровской области, ГУ «Областной комитет природных ресурсов». — Кемерово: ООО «ИНТ», 2008. – 352 с.: ил.

Соловьев, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей / Л.И.Соловьев. – Кемерово: Фабрика современной печати ОАО ИПП «Кузбасс», 2008. – 404 с.

Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие / Л.И.Соловьев. – Кемерово: ООО «СКИФ», 2006. – 384 с.

Тарасова, Т.И Учебные проекты в экологическом образовании учащихся начальной школы / Т.И. Тарасова// Начальная школа.-2011.-№2.-С.60;

Шорский национальный природный парк: природа, люди, перспективы /Институт угля и углехимии СО РАН. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 356 с.

http://www.ako.ru/PRESS/MESS/TEX — Доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Проверочная карточка

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

4 год обучения

Задание: прочитай определения особо охраняемых природных территорий (ООПТ), подбери к ним номер соответствующего названия и запиши его в тетрадь.

Определения ООПТ:

Названия ООПТ:

1. Территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека с целью охраны природы и научного исследования.

а. Национальный парк

2. Территория, на которой временно ограничена или запрещена хозяйственная деятельность с целью охраны и восстановления численности редких видов растений и животных.

б. Памятник природы

3. Территория, на которой охрана природы сочетается с туризмом.

в. Заказник

4. Уникальные, ценные в экологическом, культурном и эстетическом отношении природные объекты.

г. Заповедник

Приложение 2

Определения форм ООПТ для вклеивания детям в тетрадь

Особо охраняемые природные территории

Заповедник

это территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека с целью охраны природы и научного исследования.

Заказник

это территория, на которой временно ограничена или запрещена хозяйственная деятельность с целью охраны и восстановления численности редких видов растений и животных.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap