Занятие кружка внеурочной деятельности Я — гражданин России в 1 классе Тема занятия Шко



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального района город Нея и Нейский район

Школа вчера, сегодня, завтра

Открытое занятие кружка внеурочной деятельности «Я — гражданин России»

В 1 классе.

Разработала и провела:

Силина Ольга Сергеевна

Апрель, 2013 г.

Оформление:

Арибуты старой школы — парта, на ней: керосиновая лампа, счеты, чернильница, перьевая ручка, лупа; портфель, форма школьная, школьные принадлежности; колокольчик; диапроектор; проигрыватель с грампластинками.

Выставка старых учебников.

Выставка рисунков «Мой класс».

Выставка интерактивного оборудования.



Используемое оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, фонограммы песен о школе («Если б не было школ», «Дорогою добра»).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Вам предстоит путешествие в страну знаний, а где находится эта страна, вам нужно угадать.

-Стоит большой дом: кто в него войдет

Тот и ум приобретет (школа) .

Учитель. Правильно, это школа. А что бы вы хотели узнать о ней?(ответы детей). Представьте, что мы на машине времени отправились в далекое прошлое, когда учились в школе ваши бабушки и дедушки(1 слайд: фото старой школы). И вот мы на пороге этой школы. Посмотрите на фото. Скажите, что вы не нем видите? (большая, сколько в ней этажей, на крыше здания печные трубы, значит школа отапливалась печами). Из какого материала она построена? (Она — деревянная, т. к. в то время здания строили в основном из дерева). Зайдем в школу (дети топают ногами, имитируя ходьбу).

Ученик.

Прямо к школьному порогу

Привела тебя дорога,

Ты волнуешься немного

И не верится пока,

Что в руках тетрадки, книжки,

И помладше ребятишки

Смотрят с завистью отныне

На тебя, ученика!

Ты узнаешь на уроках

Всё о странствиях далёких,

О друзьях четвероногих

И о тех, кто жил до нас.

Ты художник, ты писатель,

Математик и спасатель —

Всё узнаешь и сумеешь,

Лишь войдя в учебный класс!

Учитель. Пройдем по школьным коридорам и войдем в учебный класс(2 слайд: фото старого класса). Что мы видим в этом классе? (парта, стулья и классная доска, печь, счеты и т.д.) Совершенно верно, а что вы видите на потолке? К потолку прикреплены керосиновые лампы (объяснить что такое, показать образец).

Учитель. Ребята, а вам хочется узнать, когда появились первые парты и классная доска? А где это можно узнать? (интернет, энциклопедии, спросить у учителя, взрослых). У меня на столе лежит старинная МУДРАЯ КНИГА. Давайте обратимся к ней за помощью. (Учитель достает из книги листы с историческими справками, дети читают — по 1 информации на группу детей).

Учитель. А теперь поделитесь полученной информацией – группа с группой(дети пересказывают)

Ученик(1группа) Первая парта появилась примерно 100 лет назад. Создал её знаменитый глазной врач профессор Ф.Ф. Эрисман. Название она получила от латинского слова «партис» — группа, это стол и скамья, соединенные вместе. Эрисман, считал, что от «неправильных» школьных столов и скамеек портится зрение.

Ученик(2 группа). Первая классная доска была изобретена неизвестным учителем в Древнем Риме. Что подсказало ему это изобретение? Может быть исписанная стена? Ведь писать на стенах домов в Древнем Риме разрешалось. Доска мало изменилась за последние годы. Но вот в некоторых Японских школах черную доску заменили на белую пластмассовую. Пишут на ней авторучкой с толстой кисточкой, пропитанной легко стираемыми чернилами шести цветов.

Учитель. Мало изменилась доска с тех пор: менялись только материалы, из которых она сделана и цвет.

Игра «Пишем и считаем как наши бабушки»

Учитель. (Обратиться к 1 группе детей): Вы наверно уже обратили внимание, что лежит у вас на партах? Правильно, это газетные листы. А причем здесь газета? Листы чистой бумаги в то время были редкостью, писали на газетах, между строк, с помощью чернил, налитых в чернильницу . А что рядом с газетой? Да, рядом с ними лежит перьевая ручка — тонкая деревянная палочка, у которой острый железный наконечник. Зачем она была нужна? ( С помощью перьевой ручки писали)

Учитель. (Обратиться ко 2 группе): Ребята, что лежит перед вами на партах? (счеты и калькулятор) А для чего они нужны? А как вы думаете, чем пользовались на уроках ваши бабушки: счетами и калькулятором? Почему?

Учитель. А теперь давайте побываем на уроке письма(1 гр.) и уроке арифметики, сейчас она называется математикой(2 гр.) и станем учениками тех времен, когда учились ваши бабушки. Попробуем написать пером между газетных строк(1 группа детей), посчитать на счетах (2 группа детей). (Предложить написать 1 гр. – фамилию, имя; 2 гр. – посчитать примеры на счетах 3+6, 8+2).

Учитель. Понравилось ли вам считать и писать, как это делали ваши бабушки? Поделитесь своими впечатлениями. А кто думает по-другому?

Учитель. Как и вы, ваши бабушки тоже учились по учебникам. Посмотрите на стеллаж с книгами – здесь представлены образцы старых учебников. После занятия я разрешу вам подойти к нему и посмотреть их. Посмотрите на экран, на нем вы видите странички старого учебника (На экране – 3 слайд) Что вы можете сказать по его оформлению? (мало картинок, они не цветные).

Обратите внимание на то, какой техникой пользовались в школе учителя — проигрыватель с пластинками (объяснить что такое), фильмоскоп (с помощью него смотрели сказки, диафильмы, но без звука, слова были написаны под каждым кадром). А теперь посмотрите и скажите: что это за одежда? (школьная форма девочек того времени). У школьной формы было 2 фартука: один белый, парадный, другой черный — повседневный. Понравилась вам школьная форма? Вам бы хотелось ее примерить?

Учитель. Как вы думаете, трудно было учиться вашим бабушкам? (ответы детей). А на все вопросы вы получили ответы? А что бы вы ещё хотели узнать? (Вопросы детей: какие предметы изучали в то время в школе? Как наказывали и поощряли учеников? Что кушали в перемену? Что делали после уроков? А давайте об этом спросим у бабушки нашего ученика.

Рассказ бабушки о школьных годах.

Учитель. Как бы трудно не было учиться в те годы, но дети очень старались и с желанием шли в школу.

Звенит колокольчик.(перемена)

Учитель. А вот и переменка. Когда ваши бабушки были детьми, они тоже любили поиграть в подвижные игры. Одну из них мы сейчас разучим. Чтобы пригласить ребят, произнесем «зазывалочку»:

Ученик.

Кто будет играть в интересную игру?

А в какую — не скажу!

А потом не примем, за уши поднимем.

Уши будут красные, до того прекрасные.

Ученик.

Тай-тай, налетай, в интересную игру.

Всех принимаем и не обижаем.

А кто опоздает — в небо улетает.

Ведущий.(объяснение правил игры)

Игра «Звонарь»:

Дети встают в плотный круг, плечом к плечу. Руки они держат за спиной. В центре круга – водящий. Дети быстро передают друг другу за спиной колокольчик, стараясь не звенеть. Задача водящего по сигналу СТОП – угадать, у кого оказался колокольчик. Если угадал – водящий меняется, игра продолжается.

Звенит колокольчик.(окончание перемены, дети садятся на места).

Учитель. Ребята, а сейчас мы возвращаемся в настоящее время…(4 Слайд: фото современной школы). И вот мы из старой школы вернулись в нашу школу. Как школа изменилась? (ответы детей, наводящие вопросы). А теперь обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили наш класс и что в нем находится. (рассказ учеников по своему рисунку).

Учитель. Ответьте, а в какой школе вам бы хотелось учиться: в той, что ваши бабушки или в современной? (современной). А почему? Начните свое предложение со слов: я люблю свою школу за то…(что школа большая, красивые учебники, в школе есть электричество, проведен водопровод, есть столовая, где вкусно кормят, библиотека, где много интересных книг, удобная мебель, новая современная техника, интернет, хорошие учителя и т.д.)

Учитель. Давайте представим себе, что бы было, если бы не было школ…

Исполнение песни «Если б не было школ».

Учитель. (подвести к выводу) А что общего у школы прошлого и школы сегодня? Чем занимается школа? (Она во все времена не только учила, но и воспитывала детей. Как бы трудно не было учиться в те далекие времена, дети с желанием ходили в неё, прилежно учились).

Учитель. О необходимости учения говорит народная мудрость, пословицы.

Игра « Составь пословицу» из 2 частей (2группы детей – каждой по 2 пословицы):

1группа : Грамоте учиться -…. всегда пригодится. Не гордись званием, …а гордись знанием.

2 группа: Красна птица перьем,… а человек ученьем. Ученье да труд… к славе ведут.

Составленные пословицы прикрепляются к доске.

Учитель. Ребята, каков смысл этих пословиц, чему они нас учат? (учат хорошо учиться, получать знания)

Учитель. За этот учебный год вы многому научились, подружились. Каждый из вас сделал вывод для себя, как важно хорошо учиться в школе. Запомните правила, которые вам помогут в этом. А расскажут нам их два мудреца, которые пришли к вам на занятие.(Дети в костюмах мудрецов).

1 Мудрец

Я для вас, друзья, составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся так вставай:

Лени воли не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой, проверь!

2 Мудрец

В школе, в классе не сори,

Сор увидишь — подбери!

Не таскай в кармане мела, —

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен,

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

Знай: хорошие отметки

Как плоды в саду на ветке!

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Учитель. Сегодня мы побывали в школе ваших бабушек, современной школе. А какая она будет завтра? А вот об этом мы узнаем на следующем занятии. А пока пофантазируйте и нарисуйте её дома.

(Рефлексия.) А сейчас я предлагаю вам проголосовать на интерактивной доске с помощью смайликов. Выразите свое настроение. (Подвести итоги голосования).

Учитель. Говорят, что школа – это храм науки. Школа дает не только знания своим ученикам, но и учит терпению, дружить, доброте. Поэтому желаю вам учиться только на «5», быть добрыми по отношению друг к другу. Пусть дорога, по которой вы пойдете по жизни – будет дорогою добра.

Звучит фонограмма песни «Дорогою добра», дети подпевают.

6+3 9-4

4+68-5

6+3 9-4

4+68-5

6+3 9-4

4+68-5

6+3 9-4

4+68-5

6+3 9-4

4+68-5

6+3 9-4

4+68-5








sitemap
sitemap