Занятие из тематического цикла по УМК Все цвета кроме чёрного Учусь сопротивлятся давле



Учусь сопротивляться давлению и говорить «нет».

(Занятие из тематического цикла «Все цвета, кроме чёрного»).

Цели: — обсудить понятие «давление», формы и способы сопротивления давлению;

— показать ученикам ситуации, в которых отказ — единственный способ ответственного поведения;

— воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.

Ход занятия

Цели и задачи занятия.

Упражнение-энергизатор.

Чтобы вы поближе познакомились, я попрошу выйти и встать в круг тех, кто любит играть в шашки.

Кто любит рисовать.

Кто любит петь.

Кто пришел на занятия с хорошим настроением.

Кто любит мечтать.

Вот и состоялось ваше знакомство.

Чтоб наше занятие получилось интересным, вы разобьетесь на группы по цвету колпаков у гномов.

(Перед занятием ребята получили сказочных гномов в колпаках разных цветов). Теперь можно начинать наше занятие. И начнем его с игры. Правила игры такие: я задаю вопрос — вы дружно отвечаете одним словом.

Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и не выходить на улицу?

Вы хотели бы съесть горькое мороженое?

Вы хотели бы обидеть близких вам людей?

А если я буду настаивать, оказывать на вас давление, просто ли вам будет отказать?

-Да, отказывать действительно трудно, потому что вы еще мало знаете о том, что такое давление и как люди могут давить друг на друга. Но главное — вы еще не знаете, как можно отказать в случае давления.

Перед вами лестница знаний. Сейчас вы находитесь в самом начале пути. Я надеюсь, что к концу занятия вы поднимитесь на верхнюю ступеньку этой лестницы.

А теперь проведем упражнение в парах.

(Учащиеся становятся друг напротив друга и с силой давят на ладони друг другу).

Какое ощущение вы испытали?

Легко ли сопротивляться давлению?

Что же такое «давление»? Прочитайте:

На доске определение по толковому словарю. «Давление — это когда тебя заставляют сделать что-то такое, что ты не хочешь». Ниже группа слов: принуждение, подарок, нажим, сообщение, угнетение, сила.

Давайте попытаемся доказать, что все эти слова являются синонимами слова давление.

Нередко умение человека не согласиться с чем-то, что-то не сделать — это тоже поступок. И такой поступок порой требует очень большой силы воли, смелости и решительности.

3. Обсуждение ситуаций

Подумайте, в каких случаях поступком будет считаться отказ сделать что-то.

В каких ситуациях вам трудно сказать «нет» и отказаться от какого-то предложения?

Были ли случаи, когда вам приходилось говорить «нет», отказаться от чего-то? Трудно ли вам было?

А кто вас может заставить делать то, чего вы не хотите? (Взрослые, сверстники).

4. Способы давления

— Взрослые, сверстники, СМИ по-разному оказывают давление на человека. А какие бывают способы давления? Попробуете определить сами, посмотрев отрывки из сказок.

Инсценируются отрывки из сказок и по ходу определяются способы давления. И.Крылов «Ворона и Лисица»лесть

Русская народная сказка «Петух и Кот»хитрость обман

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»обещание награды

«Дюймовочка»угроза

— А в каких случаях используется дружеское давление?

Формы отказа Игра «Нет — не говорить»:

В эту игру играют двое. Один из вас должен задать любой вопрос. Например: «Ты пойдешь сегодня гулять»?

Другой должен отказать, но при этом не говорить «нет», например: «Я еще не решил».

Тогда первый продолжает, повторяя услышанный ответ: «Все говорят «я еще не решил», но ты пойдешь гулять»?

«Я посоветуюсь с друзьями (спрошу разрешения у мамы)».

«Все говорят «посоветуюсь с друзьями», но ты пойдешь гулять»? И т.д.

Трудно ли было отказать?

Я предлагаю некоторые формы отказа. (Запись на доске).

Нет! (Объяснение причины)

Нет! (Предложение чего-то другого)

Нет! Не буду! Не хочу!

Уйти в сторону.

Сделать вид, что не услышал.

Работа в группах

Вы узнали какие бывают способы давления и некоторые формы отказа. Будем учиться применять эти знания в конкретных жизненных ситуациях.

Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации. Ученикам необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа.

Один мальчик заставляет другого выпить из бутылки, которую нашел на улице.

Один мальчик предлагает другому закурить.

Просит дать списать домашнее задание.

Просит подарить дорогую вам вещь.

После выступлений выясняется, какие способы давления были оказаны, какие формы отказа были использованы.

7. Итог занятия.

Чему научило нас занятие?

А эти знания нужны в жизни? (Эти знания могут быть полезны для здоровья, помогут нам избежать вредных привычек, а порой помогают сохранить человеку жизнь).

Здоровье — главная ценность нашей жизни. И вы всегда должны быть уверены в себе, уверены в своих силах, в том что вы сможете отличить «добро» и «зло», и что у вас в жизни все будет хорошо, надо только захотеть.

Сядьте удобно, закройте глаза и почувствуйте уверенность в себе. Упражнение «Имитация».

8. Оценка занятия

Предлагаю нарисовать гномику такую форму рта, чтобы это выражение лица соответствовало вашему настроению после проведенного занятия.

В начале занятия вы были на нижней ступеньке знаний. Но теперь вы знаете способы давления и формы отказа, можете твердо сказать слово «нет», если вас будут принуждать к неправильным поступкам.

Прикрепите своего гномика на ту ступеньку, на которой вы сейчас себя ощущаете.

Думаю, что наше занятие прошло не зря, и вы не растеряетесь, если откажетесь в трудной ситуации. Спасибо за внимание.

Литература

УМК «Все цвета, кроме черного», рабочая тетрадь «Учусь общаться» 4 класс Журнал «Начальная школа» № 1/2003 г.



sitemap
sitemap