Задания на уроках русского языка_13206



Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слов опасные!

Им на слух не доверяй, удареньем проверяй.

Задание 1.

Пропала буква, вот беда!

Начнем ее мы поиски, друзья.

На помощь позовем искателей,

МЧС спасателей!

Но чтобы букву отыскать,

Проверочное слово нужно подобрать.

Поиск звука (буквы) начинаем!

Рка — реки Бжать

Грза — грозы Всна

Рга — рог Свстит

ПщатьСлны

ЦвстиПля

ТшинаКря

СтдаДлёкий

ТрпаДмашний

ЛсокТрвинка

СвчаСлёный

Вы, ребята, молодцы!

Гласных букв приятели.

Вас теперь они зовут

«МЧС спасатели!».

Задание 2.

А сейчас наоборот —

Проверочное слово

Поставим мы вперед.

Стены — стена. Почта —

Звон — позвонил Тишь —

Тяжесть — тяжёлый Вёсны —

Воздух — воздушный

Задание 3.

Только что для вас

Получила я заказ.

Ученица читает с карточки:

«Требуется подобрать проверочные слова к двум безударным гласным в корне».

Ученики пишут в тетради:

Сторожить — сторож — сторожка.

Деревцо — дерево — деревья.

Веселиться — … — …

Голодать — … — …

Холодает — … — …

Молодой — … — …

Задание 4.

Работа по карточкам с различными наборами слов.

Мы сыщики словесные,

Слова нам все известные.

Заданье тайное у нас!

Проверочное слово

Мы ищем в этот раз.

Укажите проверочное слово для пропущенной безударной гласной.

Рассмотрите три версии: А, Б, В.

Задание 5.

Предлагаю поиграть,

Букву в слове отгадать.

С вами, дружные ребятки,

А и О играют в прятки.

Играем!

Кить, ж?ра, дв?ровый, под?рил,

гра, с?довник, с?лить, п?стух, г?лубка, ш?гать.

Учащиеся объясняют написания безударной гласной в корне слова.

Попробуйте из данных слов составить предложение в рифме. Например:

Не косится трава.

Когда стоит жара!

Садовник обрезку деревьев ведет,

Пастух по дороге за стадом бредет.

Задание 6.

Работа по карточкам.

Орфограмму проверяем,

Контролера засылаем.

Контролер всегда готов

Для проверки корня слов!

Укажите проверочное слово для безударных гласных в корне слова. Какое слово является контролером?

Карточка 1 Карточка 2

Совет:

Чтобы правильно писать,

Букву нужно проверять.

Помощник в деле — ударенье,

Укажет букву без сомненья.

Контролерами являются слова цвет, травник.

Задание 7.

Названье птицы запишем мы в тетрадь,

Но прежде нужно птицу на картинке разгадать.

Заданье будет лишь тогда готово,

Когда отыщем мы проверочное слово.

Учитель читает четверостишие и показывает рисунок с изображением птицы. Ученики записывают в тетрадь слова парами.

Грудка словно огонек,

Это птица… (снегирек).

Снегирь — снег.

Звонкие и глухие согласные

Задание 1.

А теперь мы вновь играем,

Звук и букву отгадаем!

На звукобуквенной машинке

Печатаем мы без запинки.

Учитель диктует слова: шаг, гриб, флаг, чиж, сугроб и т.д.

Работа в тетрадях: [шак] — шаги — шаг, [грип] — грибы — гриб, [флак] — флаги — флаг, [чиш] — чижи — чиж, [сугроп] — сугробы — сугроб.

Хороша новинка

Пишущая машинка!

Вывод:

Слово смело изменяем,

Парный гласным проверяем.

Каждый звук этот услышим.

Слово правильно напишем.

Задание 2.

Предлагаю вам новинку:

Словарную разминку!

Слова из словаря возьмем,

И проверять мы их начнем.

Подберите из словаря слова, оканчивающиеся на согласный звук, который нужно проверять.

Например: город, тетрадь, колхоз, завод, мороз.

Ученики называют проверочные слова и записывают в тетрадь, объясняют, почему слова нужно проверять.

Городок — города — город

Тетрадочка — тетради — тетрадь

Задание 3.

За работу, детвора!

Называть будем слова.

Победитель будет тот,

Кто больше всех слов назовет.

Учитель показывает карточку, на которой написана буква, обозначающая парный звонкий или глухой согласный в конце слова. Ученики подбирают слово, оканчивающееся на эту букву, и записывают его.

Карточки:

Ответы детей: зуб, гриб, столб, ястреб, герб…

Учитель говорит победителю:

Ты победитель!

Много слов назвал,

Тебе в награду этот балл.

Учитель показывает карточку с оценкой 5.

Задание 4.

Я предложу тебе, дружок,

Сходить со мною на каток.

Мы будем резать лед коньками,

Как будто острыми ножами.

Затем зайдем в уснувший сад,

Чтоб отдохнуть и подышать,

Здесь можно классно поиграть.

Чтоб время даром не терять.

Я задаю вопрос, ты отвечаешь,

За правильный ответ награду получаешь!

Ученики называют ответ и устно подбирают проверочное слово.

Замерзшая вода. (Лед.)

Ледяная площадка для катания на коньках. (Каток.)

Участок земли, засаженный плодовыми деревьями. (Сад.)

Инструмент, который состоит из лезвия и ручки. Используется для резания. (Нож.)

Задание 5.

Труднейшая ситуация —

Буквенная провокация!

Буква Д всех уверяет

И упорно утверждает:

«Всем давно известно,

В корне мое место!»

Т кричит: «Я не пущу!

Случай свой не упущу!»

Ж и Ш ведут бои!

Правила у них свои.

Ж жужжит: «Всё впереди!»

Ш шипит: «Ну, погоди!»

Чтобы буквам не ругаться,

Поможем им мы разобраться.

Из двух слов выберите проверочное, напишите его. Припишите к нему проверяемое, вставьте буквы.

Сторожить, сторожкасторо*.

Площади, площадки — площа*ь.

Дубы, дубки — ду*.

Кровати, кроватки — крова*ь.

Морозы, морозныйморо*.

Ястребы, ястребок — ястре*.

Голуби, голубок — голу*ь.

Задание 6.

Сделай словооборот,

Прочти слова наоборот.

Вспомни правило к словам,

Написанье объясни всем нам!

Пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, дзеоп, долох, дярто, дебо, дог, шрё, жиртс, шыднал.

(Ответ: тулуп— тулупчик, труд — труды, глаз — глазик, зов — зову, снег — снеговик, овраг — овраги, поезд — поезда, холод — холода, отряд — отряды, обед — обеды, год — годы, ерш — ершик, стриж — стрижи, ландыш — ландыши)

Займемся стихосложением с одним из данных слов. Например:

Белый, нежный и душистый

Майский ландыш серебристый!

На крючочек ерш попал

И подумал: «Я пропал!»

Задание 7.

Я приглашаю вас в чудесную страну.

В стране живет жираф и кенгуру,

Хищный лев крадется по пятам,

Где ест бананы стая обезьян.

К водопаду леопард бежит,

Видно, захотел он очень пить.

К солнышку подняв свой рог,

Дремлет толстый, неуклюжий носорог.

В этой сказочной стране

Захотелось даже мне

Покачаться на лиане,

Подобно дикой обезьяне,

Посидеть у зебры на спине,

Если повезет, конечно, мне!

Найдите «в мире животных» согласные в слабой позиции и подчеркните буквы, их обозначающие.

(Ответ: жираф, лев, леопард, носорог)

Задание 8.

Во всю мощь заревел носорог:

«Куда подевался мой рог?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap