Задачи современной библиотеки



Задачи современной библиотеки

Сегодня  информатизация образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образовании. В рамках реализации задач модернизации  образования средние учебные заведения активно оснащаются компьютерной  техникой и программным обеспечением. Наряду с использованием обучающих программ, электронных информационных ресурсов, систем управление школой и т.д. идет процесс внедрения  средств автоматизации библиотечно-информационной деятельности. Цель автоматизации – в первую очередь, повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационных услуг, устранение трудоемких и монотонных операций. В этом заключается внутренняя польза. Но и внешний эффект тоже очевиден. Автоматизация библиотеке позволяет стать центральным звеном в создании единого информационного — образовательного пространства школы.

   Меняется и задача библиотеки. Она не может сегодня нести только просветительскую функцию и функцию накопления и приумножения интеллектуальных богатств и предоставлять читателям лишь то, что сама имеет в своих фондах. Сегодня библиотека становится информационным центром, предоставляющим свободный доступ ко всей информации, которой владеет мировое сообщество. Наличие качественной электронной техники в школе позволяет решить следующие задачи:

— обеспечение учеников и учителей полноценной, разносторонней поддержкой при подготовке к учебным занятиям (просмотр, оценка и выбор необходимой литературы, видео- или DVD материалов по теме занятия)

— повышение качества профессионального мастерства педагогов (получение оперативной информации о выходящей в стране методической и педагогической литературе)

Внедрение новых технологий вносит количественные и качественные изменения в работу библиотеки.

  При анализе возможности компьютерных технологий  в обучении и высказываются  два очевидных соображения: компьютер не заменит преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет; и второе – электронные издания не должны дублировать книгу, они должны быть нацелены на задачи, которые полиграфические издания не решают. Для воспроизведения текстов компьютер применяется, когда книга малодоступна или такой вообще не существует.

  Используемые сегодня в обучении учебные материалы – печатные, аудиовизуальные и электронные, воспроизводимые на компьютере, — очень разные, но они друг другу не мешают, а дополняют друг друга.

   Чтобы не потерять читателя, нам необходимо совершенствовать работу и расширять спектр услуг, а это невозможно без анализа современных тенденций в информационном обслуживании. Сегодня мы уже начали внедрять в практику такие услуги, как набор текста на компьютере, распечатка на принтере, запись на дискету или CD, сканирование материала, редактирование текста. Нам очень много приходиться оформлять стен газет к юбилейным датам.  Из перечня вышеназванных задач, следует, что современная библиотека ни во что  не перерождается, а по-прежнему будет продолжать  существовать как документальная система, выполняя свою главную, документально-коммуникационную функцию. Усложняются лишь библиотечные технологии, связанные с обеспечением функционирования ее системных элементов: формированием документного фонда, обслуживанием пользователей, работой персонала и материально-технической базы. Применяя новые технологии нельзя замыкаться в читательских интересах, а ставить во главу интерес ребенка как личности. Порой мы с вами пытаемся насадить чтение среди  подростков, не задумываясь о том, что тех интересует, а неплохо было бы спросить это у самих читателей.

  Современные дети в своем большинстве весьма продвинуты. Широкий информационный поток делает их эрудированными и развитыми, поэтому назрело время для литературы нового типа. Нынешнем подросткам нужна книга, которая так увлекает, так и дает пищу для ума. Юному читателю нужен современный герой в современном мире.  В наш прагматичный век дети по-прежнему  испытывают высокие чувства, а потому нуждаются  в литературном герое, которому хочется подражать.  Например, такой герой Гарри  Потер.

   С уверенностью можно сказать: чтение не ушло от наших детей: они читают, посещают библиотеку. Просто изменилась структура чтения. Оно четче стало разделятся на деловое чтение – чтение для учебы в широком смысле и для будущей карьеры, и на развлекательное — для отдыха.

  Изменились и цели обращения к книге. Таких целей может быть две: получить радость от чтения хорошей книги и получить информацию. Современные дети все чаще выбирают второй путь. Они в полной мере воплощают в жизнь слова  «любите книгу – источник знаний». Чтение все чаще воспринимается как работа, а не как удовольствие.

   Для подготовки к уроку дети стремятся «снять» информацию отовсюду, даже с художественных произведений, включенных в школьную программу. Получается, чем больше произведений будут включены в школьную программу, тем меньше у детей остается времени на то, чтобы их прочувствовать, эмоционально пережить.

  Современным детям часто не хватает времени, поэтому идет постепенный  уход от чтения детской классики. Зато очень популярны журналы – главным образом потому, что информация там не большая по объему, но актуальная и присутствует видеоряд, к которому дети привыкли в телевизоре и в компьютере.

Л.Ирха

библиотекарь



sitemap
sitemap