Зачетно-обобщающий урок по темам Строение клетки Обмен веществ



Зачетно-обобщающий урок по темам «Строение клетки», «Обмен веществ»

Цели:

обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии частей и органелл клетки как основы её целостности, обмене веществ, лежащем в основе жизнедеятельности.

продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, работать с рисунками, таблицами, пользоваться терминами.

формировать научно-материалистического мировоззрения.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: таблицы по общей биологии, индивидуальные карточки задания, «Экран учёта знаний»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1-2 мин.)

II. Учёт и контроль знаний

К уроку заранее готовится «экран учёта знаний». За каждый элемент знаний ученик получает отметку, которая выставляется в соответствующую графу экрана. Листки с выполненным заданием кладутся на край стола. За урок учащиеся получают несколько отметок, а в журнал выставляется итоговая оценка.

Ф.И.О.

Понятийный диктант

Задания на установлениесоответствия.

Блицопрос по теме.

Узнай биологический объект

Письменное задание.

Итоговая оценка

1. Понятийный диктант (5-6 мин.)

Вариант 1

Ф.И.О.

Определение

Пояснение

Отметка

Фотосинтез

Ассимиляция

Транскрипция

Критерии оценки: три правильных ответа – «5», два правильных ответа – «4», один правильный ответ – «3», нет правильных ответов – «2».

Вариант 2

Ф.И.О.

Определение

Пояснение

Отметка

Хемосинтез

Диссимиляция



Трансляция

Критерии оценки: три правильных ответа – «5», два правильных ответа – «4», один правильный ответ – «3», нет правильных ответов – «2»

2. Задания на установление соответствия. (5-6 мин.)

Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида).

Вариант 1

Ф.И.О.

Органоиды

Ответ

Характеристики.

1) Плазматическая мембрана2) Ядро3) Жгутики и реснички4) Рибосомы5) Митохондрии

А) Синтез белкаБ) Хранение наследственной информацииВ) НемембранныеГ) Содержит ДНКД) ОдномембранныеЕ) Обеспечение клетки энергиейЖ) Движение клеткиЗ) ДвухмембранныеИ) Связь клетки с внешней средой

Критерии оценки:

Нет ни одной ошибки – «5», 1,2 ошибки – «4»,3,4 ошибки – «3», 5 и больше – «2»

Вариант 2

Ф.И.О.

Органоиды

Ответ

Характеристики.

1) Пластиды2) Комплекс Гольджи3) ЭПС4) Клеточный центр5) Лизосомы

А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке.Б) ФотосинтезВ) НемембранныеГ) Содержит ДНКД) ОдномембранныеЕ) Обеспечение клетки энергиейЖ) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение.З) ДвухмембранныеИ) Есть только у растенийК) Есть только у животныхЛ)Синтез жиров и углеводов.

Критерии оценки:

Нет ни одной ошибки – «5», 1, 2 ошибки – «4»,3, 4 ошибки – «3», 5 и больше – «2»

3. Вопросы для блицопроса по теме. (12-15 мин.)

Учащиеся отвечают на вопросы по цепочки. В зависимости от наполняемости класса по 2-3 вопроса. Устный ответ должен быть кратким, чётким, мотивированным.

Какие организмы называются гетеротрофами? Приведите примеры.

Какие организмы называются автотрофами? Перечислите их.

В каких органах растения протекает фотосинтез?

В каких органоидах протекает фотосинтез?

В каких отделах хлоропласта осуществляется световая фаза фотосинтеза?

Что такое фотолиз? Какой процесс он сопровождает?

Какие вещества поглощаются растениями при фотосинтезе?

Какие вещества синтезируются в световой фазе?

Какие вещества синтезируются в темновой фазе?

Какие вещества выделяются растениями при фотосинтезе?

Может ли темновая фаза протекать на свету?

Может ли световая фаза протекать в темноте?

Какое вещество является источником кислорода при фотосинтезе?

Какое вещество является источником электронов при фотосинтезе?

Что такое анаболизм?

Что такое катаболизм?

Назовите три этапа дыхания

В какой части клетки протекает 1-й этап?

Что такое субстрат дыхания?

Какой субстрат дыхания даёт наибольшее количество энергии?

Какой субстрат дыхания разрушается в первую очередь?

В какие вещества превращаются белки в подготовительном этапе дыхания?

В какие вещества превращаются жиры в подготовительном этапе дыхания?

В какие вещества превращаются углеводы в подготовительном этапе дыхания?

В какой части клетки протекает 2-й этап дыхания?

Назовите продукт гликолиза у растений.

Назовите продукт гликолиза у животных?

В какой части клетки протекает 3-й этап дыхания?

Сколько молекул АТФ образуется при аэробном дыхании?

Сколько молекул АТФ образуется при анаэробном дыхании?

Сколько видов аминокислот принимает участие в биосинтезе белка?

Сколько нуклеотидов входит в триплет?

Что такое генетический код?

Какое свойства генетического кода характеризуется тем, что одна аминокислота кодируется несколькими разными кодонами?

Какое свойства генетического кода характеризуется тем, что 1 кодон всегда кодирует только одну аминокислоту?

Что такое универсальность генетического кода? Как называется 1-й этап биосинтеза –считывание информации с ДНК на РНК?

В какой части клетки происходит транскрипция?

Как называется 2-й этап биосинтеза – построение белка на рибосоме?

В какой части клетки происходит трансляция?

Какое вещество доставляет аминокислоты к рибосоме?

Что такое комплементарность?

Критерии оценки:

3 правильных ответа – «5»,2 правильных ответа – «4»1 правильный ответ – «3»нет правильных ответов – «2»

4. Узнай органеллу клетки. (2-3 мин.)

Задание с использованием рисунков. Подписать органеллы клетки. (Приложение 1)

5. Задания для письменного ответа. (10 мин.)

Каждый ученик выполняет задание индивидуально и сдаёт его в конце урока.

Вариант 1

Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующую структуру: ТГГ ТАТ ЦАГ ГТТ ЦЦТ. Определите нуклеотидный состав и-РНК, аминокислотный состав полипептида (используя таблицу генетического кода) и общее количество водородных связей в участке молекулы ДНК.

Вариант 2

Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующую структуру АТА ГЦТ ГАА ЦГГ АЦТ. Определите нуклеотидный состав и-РНК, аминокислотный состав полипептида (используя таблицу генетического кода) и общее количество водородных связей.

III. Подведение итогов (1-2 мин.)

Учитель собирает карточки с заданиями, проверяет их и выставляет отметки в экран учёта знаний. Результаты зачета сообщает на следующий урок.

IV. Домашнее задание (1 мин.)

Вспомнить, что вы знаете о размножении в органическом мире? Значение терминов из рубрики «Вспомните» § 30.








sitemap
sitemap