Творческий проект Умная игрушка для Кати и Андрюши



МОУ « Казанская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Творческий проект:

Умная игрушка

для

Кати и Андрюши.

Выполнила: Свинина Ксения

Руководитель: Ямщикова М.С.

Определение потребности:

Наш сельский детский сад расположен в здании школы. В садике делается всё, чтобы детям было комфортно. Светлые уютные группы, добрые воспитатели, интересные занятия. Большую часть дня ребенок проводит в детском саду. И практически всё время занимает игра. А для этого нужны игрушки. Конечно, игрушки в группах есть. Но они постоянно ломаются и становятся непригодными для игры. Не секрет, что приобретение новых игрушек ложиться на плечи родителей. И родители понимают, что без игрушек детям неинтересно, им нечем заняться. Они заинтересованы в том, чтобы у их детей были красивые, яркие игрушки. А ещё лучше если в процессе игры они будут учить детей чему-то полезному и нужному, то есть развивать. Взрослые читают много умных книг о развитии детей и хотят развивать своего ребенка всеми доступными средствами. Но стоит только к игрушке добавить ярлык «развивающая», как ее стоимость возрастает в геометрической прогрессии. И тут кошелек оказывается исчерпанным, и родители сдаются и теряются, впадают в панику, потому что не может ведь их ребенок быть хуже других, как же они могут недодать ему возможностей для развития. Вокруг столько методик, игр и конструкторов. А у них не хватает на все это великолепие денег. Что же делать? А ведь если подумать, абсолютно любая игрушка становится развивающей в руках взрослого, играющего с малышом. Все развитие происходит только через взрослого, рядом с взрослым и при его руководстве. А раз так, то очень легко догадаться, что много интересных игрушек можно сделать из подручных средств.

Вот тут я подумала, а почему бы не наполнить жизнь детишек из нашего детского сада разнообразными «умными игрушками»? Ведь, наверное, существуют игрушки, которые помогают ребенку развиваться и которые можно сделать своими руками. Вот так родилась идея творческого проекта «Умная игрушка для Кати и Андрюши».

Цель и задачи проекта:

Тема проекта сама подсказывает основную цель моей работы: разработать и изготовить игрушку для детей младшего дошкольного возраста — воспитанников нашего детского сада.

На пути реализации цели придется решать следующие задачи:

Изучить сведения об истории детских игрушек.

Проанализировать и систематизировать различные виды развивающих пособий и игрушек; выявить сферы и способы применения.

Определить требования, предъявляемые к изготовлению и эксплуатации развивающих пособий и игрушек для детей.

Оценить существующие технологические возможности и имеющиеся у меня навыки для самостоятельного изготовления игрушки; создать банк идей, проанализировать их, выбрать оптимальные.

Разработать технологическое пооперационное описание изготовления выбранных изделий и изготовить их.

Проанализировать результаты работы, рассчитать себестоимость изделий, описать экологическую составляющую работы.

Немного из истории игрушек на Руси.

На месте поселений и городищ, где жили славяне и их предки, археологи в большом количестве находят бытовые и культовые предметы, в том числе и игрушки. Самые древние из них найдены в славянских погребениях VI–VIII веков.

Издревле известны центры производства игрушек — это глиняная игрушка в Вятке, Каргополе, Архангельской и Тульской областях, промыслы деревянной игрушки в Нижегородской области. Крупнейший центр игрушки — Сергиев Посад Московской области. Ремесло игрушки развивалось здесь не одно столетие. Его истоки — в местных культурных традициях ещё XV–ХVI веков, связанных с художественной обработкой дерева, с искусством школы резчиков Троицкого монастыря. Сохранилось предание, что первые деревянные игрушки делал основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский и лично одаривал ими детей. Игрушки издавна были чаще всего домашними поделками. Их мастерили между делом из того, что имелось под рукой: тряпок, соломы, глины, дерева. Получалось немудрёно, но всегда со здравым смыслом.

С рождением ребёнка игрушка становилась непременным спутником детской жизни. Самым маленьким предназначались потехи, какие могли привлечь внимание и унять, помочь первым движениям — всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской. Их точили из дерева, лепили из глины, плели из прутьев и лыка, а внутрь клали камешки или горох. Разными «побрякушками», цветными тряпочками, колокольчиками, кусочками меди обвешивали обычно детскую колыбель. По мере того, как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили разные напольные каталки и каталки на палочке.

Игрушку обычно разрисовывали ярким цветным узором. Ритм вращения и звук буквально завораживали ребёнка, увлекая его за собой — и малыш учился ходить. Когда же появлялись у него устойчивость и уверенность, можно было играть с другой каталкой — на верёвочке. Чаще всего это был конь на колёсиках. Он, покорный воле маленького хозяина, следовал за ним по пятам, и ребёнок переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так игрушка развивала дитя физически и воспитывала духовно.

цветным узором. Ритм вращения и звук буквально завораживали ребёнка, увлекая его за собой — и малыш учился ходить. Когда же появлялись у него устойчивость и уверенность, можно было играть с другой каталкой — на верёвочке. Чаще всего это был конь на колёсиках. Он, покорный воле маленького хозяина, следовал за ним по пятам, и ребёнок переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так игрушка развивала дитя физически и воспитывала духовно.

Примерно с двух лет крестьянский ребёнок распоряжался игрушками вполне самостоятельно. Его игровой набор был обычно небогат, зато отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы — мечи, луки, пращи тренировали в нём меткость и ловкость. Волчки, кубари, жужжалки открывали тайны механики, прививали технические навыки. Дудки, сопилки, свирели, свистульки развлекали и знакомили с народной музыкой. Игрушечные сохи, бороны, топоры, тележки приобщали ребёнка к повседневному деревенскому труду. Но в целом игрушек было немного. С пяти-шести лет дети делали игрушки сами, их изобретательность была неистощима. Подражая взрослым, ребята рано учились владеть нехитрым инструментом, преображая в поделку для игры материал, который находили тут же, рядом с домом, во дворе, за деревней, в ближайшем лесу, поле, у реки. Одни поделки появлялись и тут же исчезали, как минутная утеха, другие жили дольше — как результат немалого труда и терпения.

Детские игры имели свой календарь. На каждое время года и большие праздники приходились особые забавы. По весне строили запруды, пускали кораблики, с забавными прибаутками ставили мельницы. В детских играх «проигрывались» почти все обрядовые празднества деревни. Взрослые к детским играм относились с особым вниманием, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушек. Дело в том, что в далёком прошлом с помощью игрушек в играх-упражнениях обучали детей труду, от старшего поколения к младшему передавали накопленный трудовой опыт. В древности детские игры и игрушки наделялись магической силой. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: когда дети много и усердно играют в куклы — будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский покой и сон, и как «оберёг» клали их в зыбку рядом с ребёнком. В народном быту наиболее распространённой игрушкой была кукла. Она была в каждой крестьянской семье, в иных избах их было до сотни! Современные дети, конечно же, намного отличаются от своих товарищей времен древней Руси. В их распоряжении много игрушек, разнообразных игр. Они способствуют социализации и развитию ребенка, раскрытию его талантов.

В современном мире даже появилось понятие развивающие игры и игрушки. Их существует довольно много, и все они объединены под общим названием не случайно, все они исходят из общей идеи и обладают одними и теми же характерными особенностями. Они помогают ребенку развивать мышление, творческую фантазию, смекалку. В основу развивающих игр положены два принципа обучения — это от простого к сложному и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.

В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять, принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Кроме того, развивающие игрушки могут помочь в обучении грамоте, счету, в знакомстве детей с мерами длины, веса, времени, с чертежом, планом и т. д.

В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Такие игрушки развивают в малышах следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.Основная задача развивающих игрушек — усиленно стимулировать процессы развития у ребенка. Игрушка должна соответствовать возрасту малыша, она не должна быть сложной для него, чтобы ребенок не разочаровался, и не должна быть слишком простой, чтобы выполнять свои развивающие функции. Развитие органов чувств у детей дошкольников идет очень интенсивно. Главной составляющей

полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное и моторное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Хорошим помощником в сенсорном развитии и развитие мелкой моторики станут различные развивающие игрушки, которые можно сделать самим.

Основные типы игрушек (по Е.А.Флериной)

Ассортимент игрушек велик и разнообразен. В основном все игрушки можно разбить на следующие группы:

I. Игрушки моторно-спортивные и тренировочные.

Они способствуют развитию детского организма — мускулов, зрения, ловкости движений, развитию глазомера, слуха, развитию крупной и мелкой моторики, глазомера развитию внимания, сосредоточенности, выдержки, организованности. Моторная игрушка должна давать нормированную нагрузку на организм ребенка, только тогда она даст ему правильное развитие.

II.  Игрушка сюжетная, игрушка-образ (люди, животные, транспорт, машины, мебель и пр).

Основной задачей таких игрушек является содействие творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Эти игрушки направляют внимание ребенка на различные явления окружающей жизни. С такими игрушками ребенок становится более наблюдательным, находчивым, эмоциональным.

III. Творчески трудовая игрушка позволяет ребенку самому создавать различные образы, и затем играть с ними (всевозможные строительные материалы, конструкторы, разборные модели, наборы полуфабрикатов). Такие игрушки дают ребенку возможность развивать техническое изобретательство, приучают к труду. При конструировании и игре малыш увлекается техникой, моделированием, расширяет свой технический кругозор, приобретает ценные технические навыки,

IV. Техническая игрушка знакомит со свойствми материалов, с процессами и методами обработки, получения и использования энергии и т. д. К технической игрушке мы также отнесем игрушку, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам.

(игрушечные фотоаппараты, подзорные трубы, калейдоскопы, набор для фотопечатания, игрушечный проекционный фонарь, летательные модели, игрушечное детское кино, формовки для глины, ткацкий станок, печатный станок, конструкторы и т. п).

V. Настольные игры. Они организуют детский коллектив в играх с правилами (лото, парные картинки, квартеты, гуськи). Они способствуют развитию сообразительности, находчивости, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета.

VI. Веселая игрушка может быть в виде сложного: смешного образа, шарады, карикатуры и пр.

VII.  Музыкальные игрушки (примитивные музыкальные инструменты цимбалы, бубенцы) служат средством развития музыкального слуха ребенка.

VIII.     Театральная игрушка: теневой театр, панорама, театр игрушек, марионеток, наборы для творческих инсценировочных игр ребят и пр.

Выше перечисленную можно наглядно показать в виде схемы.

Основные типы игрушек

Театральная

Музыкальные

Веселая

Настольные

Техническая

Творчески трудовая

сюжетная

моторно-спортивные и тренировочные

Основные санитарно — гигиенические требования к игрушкам

Со стороны художественно-технического оформления игрушка должна быть высококачественна. Она должна воспитывать художественный вкус ребенка, учить видеть выразительную форму, приучать к опрятности, технике, экономии и целесообразности в использовании материала и техники обработки. Игрушка как любимая вещь, которая постоянно находится в руках ребенка, безусловно, может сыграть большую роль в развитии художественно-технических вкусов и навыков ребенка. Поэтому к созданию новой игрушки следует привлекать лучшие художественно-технические силы.

Игрушка должна быть гигиеничной и безопасной. Безусловно, не должны иметь места игрушки из меха, осыпанные толченым мелом, игрушки, окрашенные слезающими и вредными ядовитыми красками, с острыми, не заделанными краями металлических и деревянных частей и пр.

Сырье и материалы должны отвечать гигиеническим требованиям (должны быть чистыми и неинфицированными).

Рассмотрев классификацию игрушек, мне предстояло определиться, какую конкретно игрушку я буду изготавливать для наших детишек. На выбор повлияли следующие факторы:

Наличие необходимых материально- технических ресурсов;

Конкретные потребности детей младшего дошкольного возраста;

Имеющиеся у меня навыки для самостоятельного изготовления пособий и игрушек.

Так как моей первоначальной целью проекта, прежде всего, была «Умная игрушка», то я отдала предпочтение игрушке развивающего характера. Именно такая игрушка сможет помочь в развитии младших дошкольников.

Изучив собранный материал, я сделала вывод:

— Для ребенка интересной игрушкой является все! Не только яркий игровой центр из магазина, но и обыкновенная кастрюля.



— Развивает все, что, во-первых, воздействует на органы чувств, то есть дает что-то новое пощупать, услышать, попробовать на вкус. Во-вторых, учит мыслительным процессам. Самые простые из них – сравнение, анализ (то есть вычленение частей из целого), синтез (наоборот, разбиение целого на части), обобщение (построение простого вывода на основе нескольких примеров).

— Использовать для изготовления игрушек можно все, что не несет угрозы для жизни и здоровья малыша. Например, не стоит делать что-то из ватных шариков, потому что кусочком ваты можно подавиться.

Исследование материала:

Так как изделие предназначается детям младшего возраста, то я предъявила к материалу, из которого оно будет изготавливаться следующие критерии:

-экологическая безопасность

-долговечность

-легкость в обработке

-доступность

Игрушку можно сделать из разного материала: бумаги, ткани, разные баночки и коробки. Я исследовала все эти материалы. С бумагой легко работать, но она недолговечна и такой игрушки хватит лишь на несколько минут. Можно использовать разные баночки и коробочки, но я посчитала, что с точки зрения экологии это небезопасно.

Я решила, что буду делать игрушку из ткани. Ткань- это долговечный, безопасный материал. Существует множество видов ткани. Можно использовать остатки, которые накопились и таким образом найти им применение или купить недорогую ткань. Думаю, что я справлюсь и с её обработкой. Итак, решено, моя игрушка будет текстильной.

Дизайн-спецификация:

В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Такие игрушки развивают в малышах следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.Основная задача развивающих игрушек — усиленно стимулировать процессы развития у ребенка. Игрушка должна соответствовать возрасту малыша, она не должна быть сложной для него, чтобы ребенок не разочаровался, и не должна быть слишком простой, чтобы выполнять свои развивающие функции. Развитие органов чувств у детей дошкольников идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное и моторное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Хорошим помощником в сенсорном развитии и развитие мелкой моторики станут различные развивающие игрушки, которые можно сделать самим.

Я сделала вывод:

-игрушка должна отвечать всем требованиям безопасности, не содержать мелкие и травмоопасные детали, изготовлена из экологически безопасных тканей, легко утилизироваться.

— должна обеспечивать моторное, сенсорное развитие ребёнка, что в свою очередь обеспечит его интеллектуальное развитие. Я определила возраст детей –от 1 года до трёх лет.

-должна быть эстетически оформленной, заинтересовать ребёнка.

-должна быть изготовлена из доступных материалов, быть недорогой; у меня должна быть швейная машина .

Первоначальные идеи:

Идея№1 – кубики мякиши:

Идея №2-мягкая игрушка:

Идея №3— мягкая книжка:

Идея №4-развивающий коврик:

Выбор лучшей идеи:

У меня возникло несколько идей развивающих игрушек из ткани. Каждая интересна по-своему. Какую же выбрать?

Я решила опросить других людей, узнать их мнения.

Мнения разделились. Я решила провести дополнительную оценку идей. Для этого оценила идеи по тем критериям, которые я предъявляла к изделию изначально. Я выбрала несколько самых важных, на мой взгляд, критериев и оценила каждую идею по пятибалльной шкале относительно каждому из них.

Критерии

Идея №1

Идея №2

Идея №3

Идея №4

Экологически безопасная

5

5

5

5

Обеспечивает всестороннее развитие

3

4

5

4

Доступная в изготовлении

5

3

5

5

Понравиться детям

4

5

5

4

Всего баллов:

17

17

20

18

Идея №3 по всем показателям оценена на пять баллов. Именно её я буду изготавливать. Она оригинальная, не требует больших материальных затрат, я смогу её изготовить.

Проработка лучшей идеи:

Я считаю, что идея №3 очень удачная. Мягкую книжку можно оформить так, что она будет отвечать всем предъявленным требованиям. Она будет мягкой, значит, не нанесёт травму ребёнку. Для её изготовления потребуется минимум материалов и оборудования, только швейная машина. Не нужны специальные умения и навыки, справится даже начинающий шить. Содержимое книжки можно наполнить различными заданиями на развитие мелкой моторики ребёнка, внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти, речи. Книжка должна быть сделана из ярких оттенков тканей, красивых аппликаций с добавлением материалов, развивающих  моторику и сенсорику пальцев рук, слух и умственные способности ребенка.

Книжка должна быть мягкой. Для этого между тканью, в страницы прокладываем синтепон.

У меня возникла также идея относительно возможности ребёнка развивать практические навыки «застегнуть-расстегнуть», «зашнуровать-расшнуровать», «открыть-закрыть» в процессе игры. В это поможет технический приём: наполнить форму игрушки всевозможными карманами, застёжками на разноцветные пуговицы, шнуровками. Где-то считаю возможным использовать подручные средства. Например, на одной из страниц пришить карман от ненужной вещи. Малыши очень любят что-нибудь складывать , а потом вынимать. Это может надолго их занять. В карман можно «поселить» какую- нибудь маленькую игрушку.

Мне также понравился простой и в тоже время интересный приём, который я подсмотрела. На дну из страничек можно просто пришить варежку,чтобы ребёнок заовывал туда свою ручку. Взрослый может положить туда сюрприз. Представляете как обрадуется малыш,когда засунет ручку и найдёт там что-нибудь. Для годовасика это будет настоящее чудо. Ведь они не знают откуда в рукавичке что-то появилось.

 Аппликации лучше сделать съемными, используя ленту — «велкро». Тогда ребёнок сам сможет составлять картинку. Можно использовать атласные ленты для украшения. Они яркие и совсем недорогие.

Можно сделать страницу с основными геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Здесь ребенок учит не только форму, но и цвет, а также размер (большой и маленький). Каждая фигура из разного материала, что способствует развитию тактильных ощущений.

Интересной будет страница с аквариумом, за основу которого взять плотный кулёк с застежкой (чтобы можно было регулировать количество рыбок и учиться их считать). Рыбки из разноцветного картона, двусторонние, что удобно для тренировки памяти, поскольку рыбки можно переворачивать и спрашивать, например: «Какого цвета рыбка была вчера?»

Думаю, что этих идей достаточно для изготовления моей «умной» книжки из ткани. Возможно, по ходу работы придут новые идеи, добавлю что-то новое, а что-то делать не буду. В изготовлении этого изделия фантазия не ограничена и какая -нибудь супер-идея может возникнуть совсем неожиданно даже в ходе пошива игрушки.

Планирование и изготовление изделия:

Планирование:

1.Разработать эскизы каждой страницы.

2.Изготовить шаблоны.

3.Выкроить детали.

4.Соединить детали.

5.Провести окончательную обработку издлия.

Оборудование и инструменты: швейная машина с электрическим приводом, ножницы, игла швейная, напёрсток, английские булавки, сантиметровая лента, линейка, утюг.

Материалы: ткань для основы, разноцветные лоскутки, ткань с рисунком, синтепон, атласные ленты, нитки швейные разных цветов, клеевая паутинка, пуговицы .

Охрана труда:

При изготовлении изделия необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, электрическим утюгом, электрической швейной машине с ножным приводом.

Технология изготовления:

п/п

Последовательность выполнения



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap