Творческий проект Панно вышитое бисером



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 91

Творческий проект

«Панно, вышитое бисером»

Выполнила:

Шамыкаева Наталья

обучающаяся гр. ПШ — 9

г. Нефтекамск 2012

Содержание

1 Введение

2 История вышивки бисером

3 Полезные советы при вышивки бисером

4 Основные приёмы вышивки бисером

5 Материалы и инструменты

6 Цвет в бисере

7 Проект

8 Защита проекта

9 Литература

Введение



С незапамятных времён люди украшали себя всевозможными предметами. Это могли быть растения, перья, плодовые косточки, всевозможные раковины, кости и зубы животных. С открытием металлов возможностей в создании украшений стало значительно больше. На протяжении многих веков украшения были средством платежа.

Существовало поверье, что нити обладают волшебным свойством соединять шаманов и колдунов с миром духов. Наверное, поэтому у разных народов появилась традиция носить завязанные нити на шее или руке.

Искусство украшения людей бисером было известно, ещё во времена Древнего Египта. С тех пор из поколения в поколение передаётся опыт вышивания, плетения даже вязания с помощью крошечных разноцветных бисеринок, получивших своё название от арабского слова «бусер», что в переводе означает стеклярус. Практически в любом уголке мира Вы легко сможете найти изделия из бисера, но под разными названиями: кароляй (Литва), фенечки и гайтаны (Россия), зебигардан (Узбекистан), чале (Эфиопия), хар (Индия). Изящные и оригинальные вещи из бисера делают неповторимой внешность тысяч женщин и служат неотъемлемыми аксессуарами для того же количества мужчин.

У некоторых народностей Востока считается, что колокольчик, привязанный нитью к запястью руки или лодыжке, своим звоном отгоняет злых духов.



Изготавливать бисер первыми научились древние египтяне. Ожерелья, браслеты, даже символы божественной власти фараонов – ожерелья Солнца– создавались не только из драгоценных металлов, но и из бисера.

С тех пор прошло много лет. Технологии изготовления бусин из различных материалов совершенствовались, менялась мода. Но интерес к украшениям из бисера становится с каждым годом всё сильнее, всё чаще известные модельеры со всего мира используют их в своих коллекциях.

История вышивки бисером.

Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.

Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.

Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства (к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.

Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны.»

Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.

«Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.

К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

Широкое распространение получили картины, вышитые бисером. В них отражена разнообразная тематика: природа (пейзажи, натюрморты), духовное направление (иконы, церкви), мир животных и птиц, копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский и др.)

Полезные советы при вышивке бисером 1. Вышивку бисером можно сделать съемной, если нашивать не каждую бисеринку отдельно, а незаметными стежками закрепить на ткани целые бисерные детали, предварительно выполненные в технике низания. Такую вышивку при необходимости, перед стиркой, например, можно снять, а затем пришить обратно. Если вышивка используется для украшения одежды, то можно попробовать различные варианты расположения такой вышивки на одежде.

2. Для вышивок крестом и рядами рисунок должен быть разбит на клеточки. Можно использовать имеющиеся в продаже готовые наборы для вышивки или же разбить рисунок на клеточки самостоятельно, переведя его на клетчатую бумагу и закрасив каждую клетку тем цветом, которого в этой клетке больше всего. Чем мельче клетки, тем больше полученный рисунок будет похож на оригинал. 3. При подготовке рисунка для вышивки рядами учитывайте, что бисеринки имеют не шарообразную форму. В среднем толщина бисеринки (длина отверстия) в 1,3 раза меньше диаметра. Чтобы рисунок не оказался сплющенным вдоль рядов, что особенно искажает изображения лиц, используйте трафарет с клеточками 1х1,3. 4. Вышивка по трикотажу более сложна из-за эластичности материала. Нельзя стягивать или растягивать полотно швами, чтобы его не деформировать. Трикотаж лучше в пяльцы не заправлять, а приметать к одному обручу пялец. Отдельные бусины лучше пришивать на пересечении петель, а швы можно использовать обычные трикотажные — кетельный, «петля в петлю», «по петлям», размещая бусины на стежках с лицевой стороны.

Основные приемы вышивки бисером. Одиночные бусинки закрепляются как пуговка или с помощью бисеринки меньшего размера. Бусинку можно просто пришить стежком к ткани, а можно использовать бисеринку меньшего размера, чтобы получился небольшой столбик. Вместо нижней бусины можно вставить пайетку. Для объемного шитья можно сделать столбик из двух и более бусинок. Односторонние швы:Шов «Вперед иголку». На каждый стежок с лицевой стороны нанизывайте по одной бисеринке. Длина стежка с лицевой стороны должна быть равна длине бисеринки, а с изнанки стежки должны быть короткими. Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону,

сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять нанижите бусину. Шов «Строчной«. На каждом стежке также располагается по одной бисеринке. Для получения сплошной линии нашивайте бисеринки более плотно, но следите, чтобы они не теснились. Если нашивать бисеринки на небольшом расстоянии друг от друга, получится штриховая линия. Если нужно, чтобы линия была ровной и плотной, и бисеринки не отклонялись в стороны, то по завершении каждого ряда протягивайте нить через выполненный строчной шов (с дополни-тельным укреплением). Вышивка получится при этом более жесткой. Шов «Стебельчатый». Закрепите нить, нанижите бисерину, введите иглу в ткань и выведите иглу позади нанизанной бисеринки. Нанижите вторую бисерину, введите иглу в ткань за новой бисеринкой и выведите между последней и предпоследней бисеринками. Проденьте иглу через последнюю бисеринку, нанижите на нить еще одну бисеринку. И так далее. Бисеринки располагайте плотно, вышивка также получится жесткой. При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой. Шов «Арочный». Применяется, если не требуется плотного прилегания бисеринок к ткани или желательно, чтобы вышивка не была жесткой. На каждый стежок с лицевой стороны нанизывайте несколько бисеринок, но прикрепляйте к ткани только одну из них, находящуюся на пересечении стежков. По исполнению похож на предыдущий стежок, только на иглу нанизываются 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой. Шов «Вприкреп«. Нанижите бисеринки на нить, снизку уложите вдоль линии рисунка и пришейте ее мелкими поперечными стежками. Иглу выводите на лицевую сторону ткани между бисеринками, обхватите нить снизки и введите иглу в ткань в то же точке. Закрепляющие стежки можно выполнять и через 2-3 бисеринки. Этим швом хорошо пользоваться во избежание необходимости постоянно вынимать нить из иглы и вдевать ее, если работа делается настолько мелким бисером, что через него не проходят иглы. Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами.

Двусторонние швы:Шов «вперед иголку» двусторонний. На каждый стежок, как с лицевой, так и с изнаночной стороны, нужно нанизывать по одной бисеринке. Длина стежка должна равняться длине пришиваемой бусинки. Старайтесь не перетягивать нить, чтобы полотно вышивки не деформировалось. Шов похож на шов «Вперед иголку», с той лишь разницей, что изнаночный стежок делается подлиннее и на него также нанизывается бисерина.  Шов «Стебельчато-строчной» двусторонний. Закрепите на ткани нить, нанижите бисерину и введите иглу в ткань после нее. Нанижите следующую бисеринку (для изнанки), выведите иглу перед первой бисеринкой и пропустите иглу через нее. Затем нанижите на иглу еще одну бисеринку и введите иглу в ткань за нею. Нанижите бисеринку для изнанки и выведите иглу, проденьте ее через крайнюю бисеринку ряда лицевой стороны. Затем нанижите еще одну бисеринку и повторите стежок. По окончании ряда закрепите нить, но не отрезайте. На изнаночной стороне бисеринки располагаются на отдельных стежках и могут отклоняться в стороны, чтобы их выровнять, проденьте нить через все бисеринки изнаночной стороны. После этого нить нужно закрепить и отрезать. Шов «Вприкреп» двусторонний. На одной стороне ткани уложите снизку бисера вдоль линии рисунка. При закреплении снизки нанизывайте бисеринки и на стежки с другой стороны ткани. Закончив шов, проденьте нить сквозь бисеринки на стежках на изнаночной стороне вышивки. Шов вприкреп часто используется для вышивки картин, окладов икон, панно. При этом поверхность изделия сплошь покрывается бисером одним из двух способов: вышивка по свободному контуру или вышивка параллельными рядами. При вышивке по свободному контуру снизки бусин располагаются вдоль линий рисунка. Ряды бисеринок нашиваются вплотную друг к другу, подчеркивая направлением шва форму предметов. Вышивку параллельными рядами выполняют по грубой ткани с четким переплетением нитей (холсту, льну) или по канве вертикальными или горизонтальными рядами. При этом используются швы стебельчатый, вприкреп, арочный. На нить, пришивающую низку бисера к ткани, с изнаночной стороны нанизывается бисеринка, а затем игла выходит на лицевую часть вышивки, делается стежок, пришивающий бисерную низку к ткани. Игла уходит на изнаночную сторону, где перед выходом на лицевую чать на нить снова нанизывается бисеринка. Шов «Монастырский». Шов похож в исполнении на первые стежки вышивки крестом. По лицевой стороне направляются по диагонали стежки с бисеринками, а с изнаночной стороны стежки получаются вертикальные. На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке. На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке, делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные.

Материалы и инструменты1. Тонкие бисерные иглы №12. Если вышивка делается по очень плотным материалам: коже, картону, фетру, то бисерные иглы будут часто ломаться, поэтому лучше использовать и толстые швейные иглы. Материал предварительно прокалывается толстой иглой, а затем через отверстия продевается тонкая бисерная игла. Если бисер настолько мелкий, что через него не проходит даже тонкая игла, то в этом случае работать придется таким образом: закрепить нить на ткани, смазать клеем конец нити и дать высохнуть, вынуть нить из бисерной иглы, нанизать бисеринку на проклеенный конец нити, вдеть нитку в иголку и сделать стежок. 2. Нити — шелковые, мулине, капроновые. Нити для вышивки подбираются в цвет основы. Тонкие и капроновые нити лучше предварительно навощить. Закрепляя нить на ткани, надо избегать грубых узелков. Закреплять нить лучше на лицевой стороне ткани, сделав два-три мелких поперечных стежка в одном месте, которое будет закрыто бисеринами. 3. Бисер, стеклярус, рубленый бисер, бусины, стразы, камни, блестки, пайетки. Перед началом работы проверьте, не смоется ли краска, не сойдет ли перламутр с бусинок, не расплавятся ли бусинки во время стирки, отпаривания или глажения, если возникнет необходимость в таких операциях с тканью. 4. Пяльцы или подрамник. Если пяльцы велики, то полотно можно «нарастить», приметав по краям дополнительные полоски ткани. 5. Ножницы. 6. Ткань для изделия. Старайтесь выбирать такой материал для вышивки, чтобы он не был сильно мнущимся, марким, не требовал частой стирки и утюжки. Учтите, что вышивка стеклянными бусинками по тонкой ткани может деформировать изделие под тяжестью бусинок. Перед началом работы нужно аккуратно скопировать рисунок на ткань при помощи копировальной бумаги, мела или мыла. Для перевода рисунка на трикотаж нужно прикрепить к ткани лист кальки, на котором предварительно сделана копия рисунка, и прошить рисунок. Потом осторожно оборвать бумагу, не вытягивая нитей, которыми прошит рисунок. 7. Канва или тюль, сутаж. По канве можно вышивать картины и панно, используя готовые наборы, которые можно купить в отделах по рукоделию. Нитки мулине, прилагаемые к набору, можно заменить бисером. Также можно вышить бисером рисунок, а фон вышить нитками мулине. При работе по канве необходимо точно подобрать размер бисеринок к клеточкам канвы.

Цвет в бисере

При создании украшений мы задумываемся о том, каков будет цвет у нашего изделия. Иногда то или иное сочетание выбирается чисто интуитивно, а иногда – это кропотливая работа с сопоставлением тех или иных цветов, поиском гармоничных сочетаний.

Символика цвета меняется и плавно кочует из культуры в культуры, то мутируя до неузнаваемости, то умиляя неожиданной созвучностью.

Красныйтяжелый, насыщенный, горячий, активный, тревожный. Розовея, придаёт женственность, темнея — мужественность, желтея – веселье, синея – загадочность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, активные, агрессивные.

Жёлтыйтёплый, подвижный. Этот цвет выбирают импульсивные, жизнерадостные люди. Это цвет оптимизма, теплоты, дружелюбия. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия. Этот цвет ассоциируется со светом, радостью, надеждой.

Чёрный ночь, смерть, раскаяние, грех, зло. Тишина и пустота. Чёрный , поглощая все цвета, выражает отрицание и отчаяние, противостоит белому.

Синий и голубойцвет неба и моря представляет высоту и глубину, постоянство, преданность, правосудие, размышление, мир. Голубой символизирует доблесть и превосходство. Синий выражает сомнение и депрессию.

Пурпурныйвласть, достоинство, почёт, величие, слава, мощь. Союз любви и правдивости.

Зелёныйцвет весны, созревания, роста, природы, свободы, надежды, возрождения. Символизирует непрерывность, бессмертие. Означает избыток, процветание, стабильность. Деньги у многих народов имеют зелёный цвет.

Это цвет непослушания и проказ, символ молодости, незрелости, наивности.



Белыйсимволизирует чистоту, целомудрие, мир, девственность, свет, мудрость. Это цвет крещения, причастия, праздников Рождества, Пасхи и вознесения. Ещё этот цвет означает слепоту и тишину.

Розовый телесный цвет, цвет чувственности, Это один из цветов вызывающий аппетит.

Фиолетовый цвет божественного мрака.

Мои работы

Выбор и обоснование проблемы

Я давно хотела украсить свою комнату. От меня требуется нечто оригинальное, чтобы было под силу сделать самостоятельно. За эти годы я научилась многим видам техники ручного вышивания. С их помощью можно выполнить множество работ. Пожалуй, именно на этом я остановлюсь.

Мне кажется, что моя работа должна быть недорогой, красивой, нужной. Подумав, в какой технике выполнить работу, я остановилась на технике вышивки бисером, потому что она мне очень нравится. Теперь мне нужна схема для моей работы. Я просмотрела множество журналов, книг по вышиванию. И нашла ту схему, которая мне понравилась больше всего и хорошо подходит к моему интерьеру. Схему я дополнила своими элементами.

Я надеюсь, что в конечном итоге получится красивая и интересная работа.

Панно, вышитое бисером

Проблема, потребность

Традиции

Материалы, инструменты,

приспособления

Оборудование

Технология изготовления

Охрана труда

Себестоимость

Расчёт себестоимости изготовления панно

Чтобы подчитать затраты на изготовления панно, нужно знать стоимость материала, из которого изготавливается изделие.

1 Канва. Стоимость канвы 50 рублей. Мне потребовалось 30см.= 0,3м.

Стоимость канвы = 50 ∙ 0.3 = 15 руб.

2 Бисер. Стоимость одного пакетика = 5 руб.

В моей работе используется 12 цветов бисера, но некоторые цвета мне были необходимы по 2 пакетика. Всего мне потребовалось для работы 20 пакетиков бисера.

Стоимость бисера = 20 ∙ 5 = 100 руб.

3 Нитки. Стоимость ниток = 20 руб.

Для работы мне потребовалось 0,5 катушки.

Стоимость ниток = 20 ∙ 0,5 = 10 руб.

Общие затраты составили:

Общая стоимость = 15+100+10=125 руб.

Материалы, инструменты и приспособления

Для создания разработанной мною работы, мне потребуется: канва, пяльцы, бисер, тонкая ручная игла, нитки, ножницы, утюг, напёрсток.

Литература

1 Е. Виноградова «Браслеты из бисера и шнура».

Москва «ОЛМА – пресс» 1999г.

2 М. Ляукина «Бисер» Москва «АСТ – Пресскнига» 2004 г.

3 М. Изотова « Бисер. Модные поделки и украшения».

ИД «Владис» 2007 г.

4 Журнал «Валентина» ООО «ИМ» «ОВА – пресс» 2003.








sitemap
sitemap