Творческая работа_2125



Деятельность концертмейстера – пианиста в классе хореографии.

концертмейстер I квалификационной категории танцевального коллектива «Радуга» Баранова Нина Олеговна

 

     Если обратиться к истории, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов  в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Специфика работы концертмейстера состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом.

 

Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии.



 

Так как я работаю концертмейстером  в классе хореографии, то хочется  подробно осветить важные   методические аспекты  деятельности. Все мы прекрасно знаем о том, что в классе хореографии с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер), поэтому дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.                  

 

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

 

     Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

 

На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки. Таким образом, у воспитанников  формируется   музыкальная культура, развивается  музыкальный слух и образное мышление,   которые   при постановочной работе помогают воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы–хореографы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Кара-Караев, Щедрин и другие.

 

Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность.

 

 Задачей концертмейстера является  развитие «музыкальности» танцевальных движений, поэтому концертмейстер хореографического класса подбирает  репертуар музыкальных произведений для занятий, постоянно расширяя музыкальный багаж и знания о природе танца, его характерных особенностей. Постоянно повышая свой профессиональный уровень, концертмейстер изучает  опыт работы по эстетическому  воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию; новые  методики «движения под музыку».

 

Музыкальное развитие на уроках  хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов. Первоисточником получения знаний является сама музыка – только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. В начале идет работа по накоплению опыта слушания  музыки.                 



Вторым источников получения знаний – является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных  музыкальных произведений. Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.

Для лучшего восприятия, необходимых  знаний, умений, навыков воспитанниками   хореограф вместе с концертмейстером  используют разнообразные методы и приемы:

··        наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);

·       

·        практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);

 

В плане музыкального воспитания   концертмейстер имеет возможность научить детей передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое,  мелодическое,  динамическое начало), выделять в музыке главное.

 

Концертмейстер   четко определяет для себя задачи  каждого года обучения, а также проявляет не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии,  а  индивидуально творчески  подходит  к  подбору музыкального оформления урока.

 

     Работа концертмейстера    заключает в себе и чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Педагогическая сторона деятельности  отчетливо выявляется в работе с учащимися хореографического класса. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних  музыкально-исполнительских дарований, отличного музыкального слуха. Специфика работы концертмейстера   требует особого универсализма, мобильности. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.



        

   ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Н.Тарасов. «Классический танец»  – 2001. — № 2. – С. 38-40..

2.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. –

М.: Музыка, 1961.

3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать».

     М.: Музыка, 1961. – 10 с.

4. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 31-48.

 

 








sitemap
sitemap