Творческая работа Сценарный подход в менеджменте



Департамент образования и науки Брянской Области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Брянский профессионально-педагогический колледж»

Творческая работа

Сценарный подход в менеджменте

Выполнили студенты:

Никулина Рината

Шаго Наталья

Брянск 2013

Содержание

Введение

Теория сценарного подхода в менеджменте

Понятие и виды подходов в менеджменте

История сценарного подхода

1.3 Характеристика сценарного подхода

Заключение

Библиографический список

Введение

В условиях действия множества факторов неопределенности в современной российской рыночной экономике приоритетное значение приобретают вопросы стратегического управления, позволяющие осуществлять выбор среди имеющихся вариантов развития компаний.

Это имеет высокую и непреходящую актуальность как для компаний коммерческого сектора, так и для некоммерческих организаций, государства и его институтов, российской экономики в целом, социально-экономического и социально-политического развития страны и ее отдельных регионов.

Несмотря на то, что выстраивание организационных стратегий и выбор вариантов развития требуют большого искусства, вместе с тем, стратегическое управление предполагает теоретическое постижение и практическое применение ряда научных социологических принципов, основанных на управленческом опыте и синтезе знаний множества социально-управленческих дисциплин. Наряду с социологией, в вопросах стратегического развития важную роль играют менеджмент и маркетинг, различные отраслевые психологии и даже социальная рискология.

На основе изучения реальных управленческих стратегий в ряде компаний сегодня можно предположить, что имеет место возрождение стратегического менеджмента, причем все большую роль начинают играть не формализированные подходы к планированию, а комплексное стратегическое мышление. Помимо анализа факторов, влияющих на компанию и сферу бизнеса в целом, особое значение приобретают возможные сценарии развития в будущем и их возможные взаимодействия, стратегические цели, гибкие и «крепкие с точки зрения будущего», стратегии.

Именно поэтому усиливается необходимость управленческого внимания к множественным вариантам развития. Это внимание, реализующееся посредством сценариев, позволяет выстраивать альтернативные картины будущего, благодаря чему появляется возможность «справиться» с бесконечной вариативностью, бесконечным обилием имеющихся возможностей. Принимаемые к действию варианты развития содержат в себе множественные возможные картины будущего, увеличивая ценность, взвешенность и обоснованность стратегических решений, целей и стратегий, реализующихся в сценариях.

Посредством сценариев становится возможным значительно более раннее распознавание потенциала для будущего развития. Работа со сценариями позволяет посредством многоступенчатого креативного процесса разрабатывать и верифицировать собственные картины будущего. Стратегическое планирование, основанное на нескольких сценариях, позволяет реализовать собственные представления о будущем в осуществляемых впоследствии стратегиях.

В целом сценарный подход позволяет улучшить конкурентную позицию организации и любой другой управленческой (в том числе надорганизационной) системы, а также обеспечить долговременное развитие и прибыль. Несмотря на необходимость существенных затрат времени и ресурсов на применение сценарного подхода уже в настоящем, результаты можно ожидать только в более или менее отдаленном будущем. Тем не менее, реализация данного подхода в управлении приобретает исключительную значимость и оправдывает себя.

Разработка сценариев требует значительного мастерства, поскольку негативные последствия ошибок в данной стратегической сфере обычно значительно выше, чем в оперативном управлении. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые товары, когда кардинально меняются инвестиционные направления и исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора может приобретать фатальный характер.

Помимо сценарного подхода и создания системы стратегического планирования, важной составляющей управления становится практическая

реализация стратегического плана.

Особую актуальность данная тема приобретает для российских предприятий. Это обусловливается состоянием российской экономики, ее особой неопределенностью в период перехода к рыночным отношениям и их развития. На актуальность темы для российских условий накладывает отпечаток то обстоятельство, что отечественные компании относительно недавно получили полную самостоятельность в принятии решений и им теперь приходится на свой страх и риск разрабатывать стратегии собственного развития, учитывающие изменения во внешней среде и адекватно на них реагирующие.

Актуальность темы обусловлена тем, что сценарный подход является одним из важнейших и перспективных методов повышения эффективности управления и успешности современных коммерческих и государственных компаний.

Объектом — выступают проблемы, цели, методы, возможности и направления современного управления.

Предмет — сущность, формы, особенности, методы, процедуры и возможности применения сценарного подхода в современном управлении.

Основная цель работы заключается исследовании сценарного подхода как одного из современных методов управления.

Достижение цели потребовало постановки и решения ряда задач:

анализ основных принципов сценарного подхода в современном управлении;

изучение методологии, методов и техники разработки сценариев;

выявление основных целей применения сценарного подхода в современном управлении;

рассмотрение основных этапов осуществления сценарного подхода в современном управлении;

исследование ключевых сфер практического применения сценарного подхода в современном управлении;

Тема сценарного планирования начала активно разрабатываться американскими и немецкими экономистами, футурологами и специалистами в области развития технологий в 60-70-е годы XX века. На протяжении четырех десятков лет развитие данной исследовательской темы имело место в нескольких основных направлениях.

Прежде всего, это исследования в рамках стратегического менеджмента, направленного на обеспечение развития организаций в условиях изменчивой, ненадежной, нестабильной и рискованной внешней среды. Стратегическое планирование и управление разрабатывалось в большей степени американскими исследователями и консалтинговыми компаниями.

Впоследствии развитие данного направления имело место в странах Западной Европы, а в 90-е годы XX века — в Восточной Европе и России (Виханский О.С., Гапоненко А.Л., Гурков И.Б., Ефремов B.C., Идрисов А.Б., Карпов В.Н., Катькало B.C., Круглое М.И., Круглова Н.Ю., Кузнецова С.А., Лапин А.Н., Маркова В.Д., Никифорова СВ., Панкрухин А.П., Парахина В.Н., Попов С.А., Смирнов Н.Н., Соловьев B.C., Фатхутдинов Р.А. и др.).

Также вопросы стратегии и планирования рассматривались в России в более прикладной плоскости, применительно к разработке методов внутрифирменного прогнозирования и планирования, в частности, рамках традиционного рассмотрения различных аспектов социологии организаций и управления (Бавыкин В., Басовский Л.Е., Беляев А.А., Бринк И.Ю.)

Теория сценарного подхода в менеджменте

Понятие и виды подходов в менеджменте

Современная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто используются в практике управления фирмами в форме сочетания нескольких подходов.

Ниже приведены типы и краткие характеристики наиболее распространенных на современном этапе подходов к менеджменту.

Системный подход — система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь.

Комплексный подход — учет технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических и других аспектов менеджмента и их взаимосвязи.

Интеграционный подход — исследование и усиление взаимосвязей между отдельными элементами (подсистемами) менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, Уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход — ориентация управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя (повышение качества, экономия ресурсов, использование научно-технического прогресса).

Функциональный подход — потребность рассматривается, как совокупность минимальных по затратам на единицу полезного эффекта функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

Динамический подход — объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, на основе ретроспективного анализа и]перспективного прогноза.

Воспроизводственный подход — ориентация на постоянное возобновление воспроизводства товара для удовлетворения, потребностей конкретного рынка с меньшими затратами на единицу полезного эффекта (опережающее планирование, интеграция науки и производства и т.д.).

Процессный подход — процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный подход — установление рационально обоснованных нормативов управления по всем подсистемам менеджмента: целевой, функциональной, обеспечивающей.

Количественный подход — переход от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок и др.

Административный подход — регламентация функции прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.

Поведенческий подход — оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе концепции поведения в управлении фирмой.

Ситуационный подход — самым эффективным методом в конкретной ситуации (сочетания внутрифирменных и внешних факторов) является наиболее адаптированный к ней.

Сценарный подход— это способ анализа проблемы, при котором рассматриваются различные варианты развития событий в будущем.

1.2 История сценарного подхода

Сценарный подход как научный метод начали применять после Второй мировой войны при разработке военных стратегий. В США эту технику разрабатывали — в RAND Corporation, во Франции в DATAR.

Представительство по территориальному планированию и региональным вопросам. В 1960- х гг корпорации «General Electric» и «Royal Dutch Shell» успешно применили сценарный подход в корпоративном планировании, а в 1970- х гг. сценарный подход получил признание в сфере изучения будущего общества , экономики и окружающей среды.

Популярность сценарного подхода во многом обусловлена тем , что в середине XX ст . начали происходить события , которые не укладывались в стандартный ход вещей , не могли быть спрогнозированы , исходя из прошлых тенденций , но имели колоссальное

влияние на будущее в глобальном масштабе.

Одним из таких событий был нефтяной кризис 1973 г. Успешный выход корпорации «Royal Dutch Shell» из этого кризиса, благодаря применению сценарного подхода под руководством Пьера Вэка (Pierre Wack) и стал стимулом для его широкого распространения.

В то же время продление тенденций прошлого на будущее не дало позитивных результатов.

Например, Франция, принимая решения в энергетическом секторе,

опиралась в 1972 г. на неверные данные, исходя из тренда постепенного уменьшения цен на нефть вплоть до 1980–1985 гг

Сегодня известен ряд успешных применений сценарного подхода в различных областях самыми разными организациям – от малых и средних предприятий до международных корпораций и государств.

С момента распространения сценарного подхода и приобретения им популярности в самых разных сферах, сложились разные школы сценаристов.

Исторически сильные школы сценаристов сформировались в США (выходцы из корпорации RAND), во Франции (G. Berger, F. Roubelat, M. Godet), также можно выделить сценарные школы Голландии и Швеции (Ph. van Notten, T.J.B.M. Postma).

Для сценарных школ Швеции и Голландии характерны качественные подходы при проведении сценарных исследований , где большая роль отдается работе с экспертами, проведению мозговых штурмов и прочих методов организации обсуждений. Для французской школы «La prospective» характерно соединение качественных и количественных подходов.

Также известны попытки строить сценарии опираясь исключительно на точные модели и количественные подходы, но они требуют сильных упрощений и обычно не позволяют учесть множество качественных факторов, характерных для социальных систем

1.3 Характеристика сценарного подхода

Сценарий представляет собой специфический документ, описывающий ситуации, в которых может оказаться компания, и некий план действий компании в этих ситуациях. Программы действий, в отличие от классического прогнозирования, не обязательно носят альтернативный характер, они могут пересекаться и интегрироваться друг с другом. Серьезное отличие сценарного подхода от классического прогнозирования состоит также в том, что в качестве результата действий компании выбирается не одна наиболее вероятная точка исхода, а определенные диапазоны вероятных исходов. Несмотря на все отличия, ряд схожих черт у сценариев и прогнозов имеется. И сценарии, и прогнозы направлены либо на описание вероятной ситуации в будущем, либо на выявление путей и сроков ее достижения. И в сценариях, и в прогнозах необходимым является создание модели либо ситуации, либо того объекта, для которого разрабатывается сценарий и, в конечном итоге, целью и разработки сценариев, и прогнозирования является научное предвидение того, каким образом ситуация будет развиваться в определенном моменте в будущем.

Однако достаточно сложно определить, что собой представляет сам сценарий с содержательной точки зрения. С одной стороны это своеобразный план или совокупность планов, с другой – виртуальная картина мира в будущем, достоверность которой невозможно подтвердить, пока не истечет срок, на который составлялся прогноз или сценарий. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении скрытого маркетингового воздействия на потребителя через изменение окружающей его среды. Среда включает в себя очень большое число случайных факторов, хаотично действующих во времени и пространстве, которые могут вызвать неожиданные реакции со стороны потребителя.

Тем не менее, сценарий как способ «предсказания» будущего имеет свою логику, в принципе схожую с логикой прогнозирования, и методологию, согласно которой устанавливаются причинно-следственные связи между действиями компании и возникающими социальными и экономическими эффектами. Эта логика задает саму структуру сценария и его содержание. Так же, как и при прогнозировании, при разработке сценариев первым и основным шагом является постановка целей и задач, создание рабочих гипотез, определение методов создания сценариев и проч. Далее следует сбор данных и разработка базовой модели, включающей в себя основные силы и факторы, от которых зависит развитие ситуации или объекта разработки сценариев. На этом этапе, в отличие от «классического» прогнозирования, обозначение сути и взаимодействия факторов имеет дескриптивный характер, а не вид математического или статистического уравнения.

После разработки модели следует непосредственно этап создания сценариев. Существует достаточно большое количество методик, по которым разрабатываются сценарии.

Заключение

Практика применения сценарного подхода достаточно широка. Эффективность этого подхода обусловлена несколькими факторами.

1. Сценарный подход является эффективным современным методом решения ключевых управленческих проблем, позволяя в условиях неопределенности выстраивать стратегию развития через представление комплексной будущей ситуации, черты которой не могут быть предсказаны с уверенностью, но могут привести к реализации определенного варианта развития в будущем.

2. В условиях высокой неопределенности и быстрых изменений окружающей среды становится рискованным разрабатывать стратегию, основанную на единственном вероятностном прогнозе. Метод сценарного планирования позволяет создавать и логически структурировать различные варианты развития будущего, тем самым создавая предпосылки успешности организаций и надорганизационных систем при различных вариантах развития будущего.

3. На протяжении полувека аналитические, технические о управленческие возможности применения сценарного подхода непрерывно совершенствовались, сегодня представляя собой многоаспектную систему требований к качеству ключевых позиций анализа, организационным принципам и последовательности действий. Независимо от специфики различных подходов и содержания различных этапов сценарного анализа у различных исследователей, ряд принципов и требований к реализации сценарного подхода имеют универсальный характер.

4. Традиционный и сценарный подходы к стратегическому планированию не исключают, а органично дополняют друг друга. В компаниях с невысоким уровнем неопределенности при относительно небольших сроках планирования применение традиционных методов является вполне оправданным. Однако, даже при несценарной разработке управленческой стратегии, в ней закладываются такие элементы сценарного подхода как возможность оптимизации, анализ рисков и мониторинг факторов внешнего окружения.

5. Сценарный подход может применяться в самых различных сферах бизнеса, типах организаций и надорганизационных системах. Необходимым условием его применимости является многофакторный характер рассмотрения ключевых управленческих процессов. Многофакторность современных управленческих процессов неуклонно возрастает, что ведет к возникновению новых требований к управленческому осуществлению сценарного подхода.

6. Наиболее сложной и творческой задачей в практике сценарного подхода является определение ключевых подсистем организации и ее внешнего окружения — явных и скрытых факторов влияния. Для этой цели используется набор дискурсивных и интуитивных методик, направленных на выявление неожиданных путей решения рассматриваемых проблем и позволяющих привлечь к составлению сценарного проекта специалистов и практических работников из самых различных областей знания.

7. Несмотря на более частое практическое применение сценарного подхода в более инновативных, коммерческих организациях, существует немало примеров успешного использования данного метода в сфере государственного и муниципального управления. Практическая полезность сценариев в сфере государственного и муниципального управления также обусловлена необходимостью разработки стратегии и определения основных приоритетов развития.

Библиографический список

Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление / Д.А. Аакер; пер. с англ. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007

Большой энциклопедический словарь / [гл. ред. А.М. Прохоров]. – 2-е изд., перераб. и доп.– М. : Большая российская энциклопедия ; СПб., 2010.

Волкова В.Н. Основы теории систем и системного анализа / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. – СПб. : Изд-во СПбГТУ, 2009.

Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Дятловская И.С. Мифы о неприменимости и мировая практика сценарного планирования // http://www.uprav.biz/materials/ management/view/8857.html

Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)

Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией – М: Олимп-Бизнес, 2009

Лаева Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации // Менеджмент в России и за рубежом // №2, 2006

Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.

Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем / [В.В. Кульба, Д.А. Кононов, С.А. Косяченко, А.Н. Шубин]. – М. : СИНТЕГ, 2004.

Минцберг Г. Школы стратегий /Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел;пер. с англ. Ю.Н. Каптуревского. –СПб.: Питер, 2001

Мосты в будущее / Ассоциция стратегия сегодня // http://www.std1.ru/catalog/catalog293/catalog293294/catalog293294432/355

Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2009.



sitemap
sitemap