Творческая работа по номинации История образования населенного пункта



Районная конференция «Это нашей истории строки…», посвященная 95 – летию государственной системы дополнительного образования детей.



Творческая работа по номинации

«История образования населенного пункта»

Автор работы: Бабкина Вика

ученица 4 класса

Образовательное учреждение:

МКОУ

« Основная общеобразовательная школа», д. Озеро

Руководитель: Гордеева Наталья НиколаевнаДолжность: учитель начальных классов

Время мчится, события сменяют друг друга, уходят люди. История становится далекой, безликой. И наша задача – собрать по крупицам сведения о прошедших годах.

Ежегодно 9 мая мы, учащиеся Озерской основной школы, ездим на братскую могилу в село Лунево нашего сельского Совета. Мне стало интересно узнать, какой была эта деревня, чем интересна, знаменита, какие люди проживают на её территории. За помощью я обратилась к нашему библиотекарю Л.Ф. Маркиной, которая много лет занимается историей своего края, знает почти все о его прошлом и настоящем. Также обратилась в наш школьный музей, где вместе с учителем мы нашли воспоминания односельчан, по которым узнала информацию об истории села Лунева.

Цель моей исследовательской работы – изучить историческое прошлое деревни Лунево.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

1. Анализ документальных источников и специальной литературы, содержащих информацию об истории села Лунева, материалов личных воспоминаний старожилов, интервью с лицами, имеющими отношение к селу;2. Изучение основных этапов становления села Лунева, особенностей воздействия исторических эпох на жизни сельчан;

Объектом исследования была история села Лунева.

Село Лунево возникло предположительно в конце 17 века. В 1870 г. село Лунево являлось волостным центром. Оно входило в состав Мосальского уезда Смоленской губернии и делилось на четыре части: Таракановка, Поповка, Большая и Малая сторона. В селе насчитывалось 57 дворов и 467 жителей. Основным занятием жителей было земледелие, сеяли рожь, ячмень. Селяне держали лошадей, коров, свиней, овец, занимались пчеловодством, ткачеством. Мужчины ходили в отход, мостили дороги в городах, делали кирпич, дома в деревне были каменными.

Люди жили в селе разные: состоятельные и бедняки. Среди богатых в деревне проживали зажиточные крестьяне Бурмистровы – три брата ( в деревне их звали «бурмистята»). Бурмистровы имели пять домов, огромный сад, магазин. Когда стали организовывать колхозы, началось раскулачивание богачей и середняков. При раскулачивании, как говорят местные старожилы, у Бурмистровых нашли дневник князя Кольцова, по которому здешние жители сочинили легенду, объясняющую название села Лунево.

Охотился в здешних местах князь Кольцов на своем буланом коне и заблудился. Долго плутал, и наконец, уже потерявший надежду, выехал на большую поляну, залитую луной. «Ах, какое лунево!» — воскликнул князь. Позже на этом месте в честь своего спасения князь Кольцов дал обет возвести церковь во имя Казанской Божьей Матери и Сергия Радонежского, святым, которым молился о спасении, блуждая в лесах. А рядом с церковью поселились крестьяне. Поэтому деревня и получила название Лунево. (Первоначально ударение падало на первый слог.) А речку, из которой пил сам князь и поил своего коня, назвали Булановкой.

На краю села действительно была православная деревянная церковь. Церковь имела два престола и соответственно два престольных праздника: Казанской Божьей Матери (22.07) и Сергиев день (08. 10). К церкви относился большой приход (24 деревни). На престольный праздник сюда приезжало очень много верующих. Под праздник в церкви служили службу. В этой церкви совершались все обряды: венчание, крещение, отпевание. Приходским священником в Луневе был отец Александр. Он пользовался большим уважением у прихожан. Про него вспоминали как о честном, благородном и справедливом человеке. Жил отец Александр со своей большой семьей, в которой было 5 детей, в отдельном обустроенном доме около церкви. Эту сторону села, прихожане назвали Поповкой. Дьяконом в церкви служил Орлов.

В Луневе была церковно-приходская школа. Заведующим и законоучителем школы был Светлов Евграф. Была здесь и кузня (с немым кузнецом, в народе звали его «Ам-Ам»).

По материалам нашего музея каменный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери с колокольней был действительно сооружен князем Кольцовым – Мосальским в 1804 г. Род князей Кольцовых-Мосальских очень известен в России. Он имел свой герб, и его центральная часть почти полностью перешла в герб города Мосальска.

Князья Кольцовы – Мосальские ведут свой род от потомков черниговского князя Михаила Всеволодовича, не склонившего головы перед татаро-монгольскими завоевателями, не отступившего от своей веры и за это принявшего мученическую смерть в Золотой орде. В истории он больше известен под именем Михаила Святого, так как церковью он возведен в ранг святых.

Луневская церковь стояла на возвышенном месте. Своды церкви были расписаны бирюзой и лазурью, по куполу белые ангелы. Её купол и колокольня хорошо были видны со стороны всех окрестных деревень: Любилова, Куркина, Желетова, Воронова и даже Ракитни и Огибалова. Обнесена церковь была чугунной оградой. За колокольней располагалось старинное кладбище с красивыми надгробиями. Под церковью находился фамильный склеп Кольцовых – Мосальских.

Закрыли церковь в 30-х годах. До 50-х годов в церкви было хранилище для зерновых. Лен обмолачивали даже в самом здании церкви. В 1965 помещение храма было разрушено и разобрано на кирпичи для строительства коровника. После того как церковь разрушили, открылся вход в склеп.

До сегодняшнего дня сохранилась колокольня. Сегодня она уж

« немая», с будто пустыми «глазницами» слуховых окон, смотрит она с укором на окружающий мир. Местные жители свидетельствуют, что с самого большого колокола сняли крепления, опутали веревками и бросили его вниз. Колокол полетел с каким-то тяжким гулом, глухо ударился о землю и глубоко ушел в грунт. Почти всё население окрестных сел и деревень пришли попрощаться с колоколом. Слышались возмущенные голоса, кто-то плакал. Многие годы он жил вместе с ними: веселым звоном звал прихожан на праздник, тревожным звоном сообщал о беде. «Этот колокол весил несколько тонн, и везла его к церкви 21 пара лошадей», рассказывал А.А. Корпусов – старожил деревни Куркино, которому очень давно рассказывала его мама со слов своих родителей.

В 1932 году в деревне образовался колхоз «Парижская коммуна». Вышли первые трактора «ХТЗ», на которых работали и мужчины и женщины.

В 1933 году в бывшем барском доме Бурмистровых открылся Луневский сельский Совет, центром которого было село Лунево. В него входили деревни: Давыдово, Митяги, Чибири, Липовка, Сулихово, Кострамово, Кирилловка. Первым председателем сельского Совета был Белоусов (имя, отчество забыто, а документы не сохранились).

Во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 года сельский Совет прекратил свою работу. Более 200 человек ушло из Луневского Совета на войну, но не всем пришлось вернуться домой. Это Бобков Михаил Егорович, Камочкин Михаил Константинович, Абрамов Сергей Иванович, братья Кобозевы.

Из воспоминаний Ермиловой П.В.:

Тяготы войны жестоко сказались на жизни жителей деревни Лунево. Главными работниками в деревни стали женщины. Деревня осталась без мужчин. Были лишь женщины, дети да немощные старики. Весь основной труд лег на плечи женщин и детей. Весна начиналась обычной работой: пахали, боронили в посевную на быках. В летнее время не замечая усталости, люди изо дня в день ходили на работу в поле. В ручную косили траву и убирали сено в стога. Техники практически не было. Несмотря на тяготы, люди добросовестно трудились и верили, что в скором будущем жизнь наладится. Находясь в тылу, они внесли значительный вклад в победу над Германией. Многие односельчане награждены медалью «За доблестный самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Среди них: Ермилова Прасковья Васильевна, Рябцева Лидия Ивановна, Качурина Раиса Григорьевна, Бобкова Раиса Ивановна.

Ермилова П.В. вспоминала:

В годы войны деревня Лунево не была оккупирована немцами. Но здесь действовал карательный отряд. Немцы ловили кур, стреляли свиней, раздевали, разували людей. Местные жители прятались в подвалах. Фашисты заставляли работать людей на них. На краю деревни был сильный бой. Танки шли из деревни Озеро, а пехота шла со стороны Сулихова. Но они были остановлены Красной Армией. И больше попыток захвата деревни не было. Вместе со всем народом за честь и свободу своей Родины сражались с немецкими захватчиками жители села Лунево. Это Рябцев Николай Сергеевич, Андрияшкин Николай Петрович, Абрамов Михаил Иванович и др.

В 1942 году, когда отогнали немцев, сельский Совет возобновил свою работу. Председателями сельского Совета работали: Укорова Ирина Григорьевна, Кобозев Дмитрий Николаевич, Андрейчиков Анатолий Андреевич.

С образованием сельского Совета в Луневе открылась изба-читальня, где узнавали о политической жизни страны; молодые люди ставили сценки, пьесы, читали и обсуждали книги. В деревне открыли больницу ( на три койки), школу, магазин, почту, сельпо. Школа была кирпичная, разместилась в бывшем барском доме. Так как детей, было очень много, отремонтировали другой деревянный барский дом. В одном доме была начальная школа, а в другом через дорогу — семилетняя. Возле школы был пруд. Зимой дети катались на льду, а летом – купались. Директором школы был Пчелкин Василий Иванович. Одними из первых учителей школы были Ефросинья Андреевна Кожанова, Нина Прокопьевна Мельникова, Валентина Ивановна Гущина.

В 1952 году на окраине д. Лунево возникла братская могила. Местные жители похоронили здесь останки советских воинов, погибших в окрестностях Лунева. Похоронено 260 воинов советской армии, погибших в боях смертью храбрых в 1941-1942 г. г. за освобождение населенных пунктов: Лунево, Давыдово, Сулихово. Этим обелиском очень дорожат жители деревни. Он всегда ухоженный, весь в цветах.

В 1958 году по ходатайству населения Луневский сельский Совет перешел из Мосальского района в Юхновский район.

Славные трудовые люди живут в деревне Лунево. Не жалели сил и времени для её блага. За многолетний и добросовестный труд многие отмечены правительственными наградами: Новосельцева Р. И., Шлейна Раиса Ивановна, Шлейн Егор Григорьевич награждены орденом Знак Почета. Андрияшкина Анна Александровна — орденом Трудового Красного знамени, Рябцев Алексей Григорьевич — медалью «За доблестный труд» , орденом Знака Почета».

В деревне и до сегодняшнего дня сохранены многие народные традиции, проводятся праздники.

Эта очень красивая деревня со скромной речкой Булановкой, лугами с сиреневыми колокольчиками и желтоглазыми ромашками. А еще здесь люди добрые и простые, влюбленные в свою малую родину и бережно хранящие «преданья старины глубокой»








sitemap
sitemap