Творческая работа Они сражались за Родину



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КИРОВСКИЙ РАЙОН ГОРОД УФА

Творческая работа

посвященная

65-й годовщине Победы

в Великой Отечественной войне

1941-1945 годов

« Они сражались за Родину».

Выполнила:

Ростовцева Александра,

ученица 11А

МОУ СОШ№19

им.Б.И. Северинова

Учитель: Тарасова С.А

УФА-2010

Содержание

Введение стр.2-3

Глава I. Мои родные в ВОВ стр.4-5

Глава II. Вклад моей школы в дело Великой Победы стр.6-16

1.Моя школа в годы ВОВ стр.6-8

2.Директор школы стр.8-10

3. Ученики 19 -ой в ВОВ стр.10-14

4.Герои Советского Союза стр.14-16

Глава III.Судьбы через письма стр.16-18

Заключение стр.19

Список использованной литературы стр.20

Введение.

В наступающем новом 2010 году мир готовится отметить 65 — летие со Дня Победы. К сожалению все меньше остается на земле ее свидетелей, участников и героев, тех, кем по праву мы можем гордиться и кого мы должны беречь и защищать. Великая Отечественная война- это незаживающая рана на теле нашей истории: огромные, ничем не невосполнимые потери тех лет приводят в ужас своими масштабами. Огромное количество людей погибло, многие побывав в плену, так и не смогли вернуться к нормальной жизни, семьи разлучались, дети оставались без родителей…

Осознавая весь трагизм этой страшной войны, мы просто обязаны знать о том, что было….

Ничто так достоверно не рассказывает о войне как воспоминания тех людей, которые ее прошли.

А что будут знать о ней следующие за нами поколения? Нам надо помнить, чтобы не предать забвению то, что забыть нельзя. Мне посчастливилось родиться в той семье, где чтут традиции, и хорошо помнят и знают историю. Часть истории моей семьи связана с Великой Отечественной войной. День Победы — главный праздник в нашей семье. Моей семьей можно назвать и нашу школу 19 им. Б. И. Северинова, ее по праву можно назвать семейной, не одно и не два поколения отучились в ней, и для большинства из них школа и семья уже понятия неразделимые.

История моей школы тесным образом связана с темой войны. Славные страницы истории ВОВ вписали многие ее ученики, среди них особенно самоотвержен подвиг выпускников 40-41-х годов.

В нашей школе есть уникальный исторический источник военной поры: это письма и воспоминания фронтовиков. Много живой информации, пожелтевшие солдатские треуголки. Никто не может лучше рассказать о войне, как письма, которые передают атмосферу, чувства и переживания тех, кто в те редкие минуты между боем их писал.

Пусть моя работа будет маленькой толикой в деле сохранения памяти Священной войны, чтобы помнили….

Глава I. Мои родные в Великой Отечественной войне.

Мой прадедушка Долматов Никита Борисович (отец моего дедушки) родился в 1906 году в семье крестьян.

В 1926 году он окончил ветеринарный техникум и был призван в ряды Красной Армии. Всю свою жизнь он посвятил служению в армии — стал кадровым военным.

Большую часть службы провел на Дальнем Востоке. Служил на границе, в артиллерийском полку. Участвовал в боях с японцами у озера Хасан в 1938 году, за что 16 августа 1938 года получил нагрудный знак «Хасан», который выдавался очень редко.

Великую Отечественную войну их полк встретил в Ленинском укрепрайоне, а уже 26 июня 1941 года был направлен с Дальнего Востока под Москву.

Боевой путь полка прошел от Москвы до Праги. Прадед участвовал в боях на Курской Дуге, освобождал Белгород, Харьков, Полтаву, Румынию, Венгрию, Чехословакию, что подтверждается справками о благодарностях, которые объявлялись от имени главнокомандующего И.В.Сталина. Их у него более двадцати.

В боях прадедушка был ранен и контужен, но оставался в строю.

В июне 1945 года полк прадедушки был направлен в степи Монголии на войну с японцами, где и закончилась его война.

За мужество и отвагу он награжден двумя орденами Красной Звезды, восемью боевыми медалями, среди них – «За взятие Бухареста», «За освобождение Будапешта», «За освобождение Праги», «За боевые заслуги».

Память о прадедушке Никите свято чтит моя семья. В честь него названы два его правнука.

Мой прадедушка Дмитриев Петр Федорович (отец моей бабушки) родился 30 декабря 1901 года в селе Красный Куст Суздальского уезда Владимирской губернии в семье крестьян. Его отец погиб, в Первой мировой войне. В семье осталось пятеро детей. Младшему – 2 года. Дедушке Пете, тогда еще 14-летнему мальчику пришлось идти работать купцу «мальчиком». Затем он стал торговым работником. В 1930 году они поженились с бабусей. В семье родились двое детей: в будущем моя бабушка Светлана (род.1932) и Володя (1938-1945). В августе 1941 года дедушка ушел на фронт, а в феврале 1942 года, выписавшись после ранения из госпиталя, погиб в боях под Калинином. Он был командиром отделения. У нас хранятся его повестка о призыве на войну и последнее письмо с фронта.

Глава II. Вклад моей школы в дело Великой Победы.

Школа и война.

Школа №19 была открыта 15 октября 1938 года. Тогда в 30-х над старой Уфой возвышался силуэт только Сергиевской церкви. Остальные строения попросту терялись в сравнении с ними. В конце 30-х годов Уфа переживала строительный бум: едва не одновременно строились здания Совнаркома, Башсоюза, Почтамта, гостиницы «Башкирия». А школы так и вовсе росли «по — стахановски»- буквально в одно лето. Все они стоят и сегодня очень похожие друг на друга, отличаясь лишь цветом. Единый проект, по которому они возводились, предусматривал быстрое переоборудование школьных классов в госпитальные палаты: страна готовилась к войне с фашизмом.

Школа должна была встать в самом конце короткой тогда улицы Менделеева. Дальше только Сергиевское кладбище и пастбища, где пасла скотину одноэтажная Уфа. Многие опасались даже, что учеников не наберется и на полшколы, ведь по соседству на улице Горького (в 1956 году она стала улицей Сочинской) находились две небольшие школы. Сколько было радости у детей, когда открылась новая, просторная школа, а детей было столько, что занятия велись в две смены. Построенная светло-кремовая четырехэтажна, стала главным культурным центром всей «Старой Уфы». Кружки, библиотека, спортивная площадка — школьники ходили сюда даже с Цыганской поляны и Дудкино.

С началом Великой Отечественной войны новенькую школу, как и многие другие, занял госпиталь. Учителя, как и тысячи их коллег, ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину. Большинство учащихся старших классов перешло на производство. Количество учащихся образовательных школ республики в одном только 1941-1942 учебном году уменьшилось на одну треть. Здание 19-ой было передано под госпиталь №3887, который просуществовал с августа 1941 по 20 августа 1945 года. Учащиеся были размещены в зданиях школ №5,33 и 40. В 1942 году учащиеся восьмых и девятых классов были переданы учебные заведения трудовых резервов, а школа №19 была реорганизована в семилетнюю. Школе передано маленькое здание библиотеки по улице Горького. Профиль эвакогоспиталя №3887 был челюстно-лицевой, но принимались на лечение в него также раненные с повреждениями головы и шеи. Врачи эвакогоспиталя своим самоотверженным трудом выполняли свой долг перед Родиной, добиваясь в кратчайший срок возвращения больных и раненных в строй. В соответствии с профилем работа эвакогоспиталя носила специфический характер. Повреждения лица, если и не угрожали жизни раненных, но обезображенные в результате ранения лица, действовали на психику раненных угнетающе. Случались и покушения на собственную жизнь, поэтому медицинский персонал не только должен был ухаживать за раненными, но и проявлять чуткое внимательное отношение к бойцам. С безграничной благодарностью писал с фронта лейтенант Вилебрук в эвакогоспиталь №3887 врачу Мельниковой З.Н.:« В связи с перебитой левой голосовой связки я не произносил слов, со слезами на глазах, с тяжелым камнем в душе думал о будущем. И только благодаря вашему лечению, чуткому внимательному отношению и уходу я был снова возвращен в ряды Красной Армии и мог помочь Родине в разгроме немецких оккупантов». Многие из бойцов признавались, сами стены школа будто помогали им скорее выздороветь. Но не все раненные возвратились в строй. На Сергиевском кладбище, что находится недалеко от школы, стоит мемориал неизвестному солдату, там хоронили тех, кто не оправился от полученных ран.

Часть учителей была мобилизована на фронт. Вместе с учителями на фронт ушли и многие выпускники школы первого (1940) и второго (1941) выпусков.

Не все учителя вернулись домой. Погибли смертью храбрых в боях с фашистскими захватчиками: преподаватель математики Василий Александрович Смоленский, преподаватель истории Петр Давыдович Мордань, преподаватель физики Павел Аркадьевич Сатрапинский, заведующий хозяйством Феоктист Павлович Мясников. Все они достойны чтобы память о них хранилась в сердцах поколений, как славная страница истории нашей школы.

2. Директор школы.

В феврале 1942 года был призван в армию и директор школы Борис Иосифович Северинов, его направили в военно-политическое училище, размещавшееся в городе Бузулуке. В июне 1942 года он окончил ВПУ и в звании политрука был направлен на камчатский фронт, где получил назначение политрука роты 961-го стрелкового полка.

В октябре под Ржевом Борис Иосифович получил тяжелое ранение. Ночью небольшая группа бойцов форсировала волгу, река у города узкая, и переправа прошла благополучно, закрепились на небольшом клочке земли, у водокачки. Враг вскоре обнаружил отряд и в ожесточенной ярости начал беспрерывный обстрел. Горстка бойцов держалась упорно, когда же подошло подкрепление, они смело ворвались в город. Но Северинову уже не пришлось атаковать улицы города. Раненный, там, у водокачки он был отправлен в госпиталь, в тыл. Не было предела удивлению Северинова, когда он понял, что его привезли в Уфу. И уж вовсе растрогался, оказавшись в своей родной 19-ой, хоть и в больничной палате. Он как раз и относился к тем больным, которым помогали быстрее выздороветь стены родной школы. Позже Северинова комиссовали, и в 1945 он вновь занял пост директора. 3 сентября 1945 года – памятный в летописи школы день. Начался прием родного школьного здания от эвакогоспиталя №3887, а 15 сентября в школе начались занятия. Борис Иосифович взял на себя огромную заботу: оборудовать школу мебелью, отопить ее и самое главное создать дружный коллектив учителей, способный найти подход к детям и дать им должное образование. И все что создавалось в школе, было сделано с помощью дружного сплоченного коллектива учеников и учителей во главе с Севериновым. Он был родным и близким для всех и для учеников и для родителей. Он вел уроки истории. Все кто учился у Бориса Иосифовича, испытывали к этому предмету истинную любовь. Проучившись в 19-ой у Северинова, многие стали воспринимать труд учителя совершенно по-другому: понимать всю значимость этой самоотверженной профессии. Директор относился к каждому ученику как к своему ребенку. На любовь дети отвечали взаимностью.

Он директором стал накануне войны,

А к ребятам пришел в 45-м.

И на редких привалах военных дорог

В черном зареве огненных смерчей,

Он мечтал, чтобы школьный привычный звонок

Заглушил перекличку смерти.

Он мечтал, чтобы в мирные детские сны

Не ворвались орудий раскаты.

Он директором стал накануне войны,

А к ребятам пришел в 45-м…

Это послание учеников далеких военных лет помогает понять отношения Бориса Иосифовича с учениками.

Борис Иосифович Северинов – один из опытнейших и заслуженных педагогов нашей республики. В школе №19 г. Уфы он работал с августа 1938 года, т.е. с момента ее открытия. Первый год был завучем, а 1 января 1941 года стал директором. Но ему не пришлось долго находиться в этой должности. В феврале 1942 года Борис Иосифович был призван в армию и направлен в военно-политическое училище в г. Бузлук. В июне 1942 года окончил училище и в звании политрука был направлен на Камчатский фронт, где получил назначение на должность политрука роты 961-го стрелкового полка. В октябре 1942 года под Ржевом Северинов получил тяжелое ранение. Раненым был направлен в госпиталь, в тот самый госпиталь, который занимал помещение школы №19. сегодня школа №19 носит имя Бориса Иосифовича Северинова.

3.Ученики 19-ой в Великой Отечественной войне.

Много выпускников было в 19-ой, первый выпуск учащихся был сделан в 1940 году, их было 37. А следующий был в 1941…. 21 июня 1941 года в школе был бал в честь ее 34-х выпускников. Четверо из них окончили школу с отличием, это были Бельский Иван, Олюнин Николай, Синева Людмила и Соколов Сергей. Выпускники всю ночь провели в школе, а под утро 22 июня вместе с учащимися отправились на реку Уфимку. А уже днем они стояли на митинге во дворе родной школы. Этот день вспоминает в своих письмах пионервожатая нашей школы Мансветова Клавдия Николаевна: « Война застала нас в летнем пионерлагере. Это был ясный воскресный день. После завтрака всем лагерем отправились в лес. К обеду усталые, но довольные возвращались в лагерь. У столовой нас встречали встревоженные родители. От них узнали страшную новость- война. По радио слушали обращение правительства к советским людям. Мужчины пошли в военкоматы, а мы остались работать, вскоре привезли детей с приграничных городов». Клавдия ушла на фронт, служила в прожекторной части связистом, в 1941 году была переброшена на запад, оборонять город Вильнюс, там она, и встретила День Победы. А в 1946 году вернулась в школу, где и работала до пенсии учителем начальных классов.

А что было с теми, кто вчера ушел со школьной скамьи? Они мечтали о будущем, строили планы, хотели создать семьи, растить детей. Но не всем предначертано было осуществить задуманное.

Погибли смертью храбрых братья Чембровские Станислав и Владислав, Асанов Евгений, братья Комар Андрей и Геннадий, Осипов Геннадий, Киселев Юрий, Иванов Сергей, Скрипник Евгений, Егоров Павел.

Все они достойны чтобы память о них хранилась в сердцах поколений, как славная страница истории нашей школы. Егоров Павел учился в 10 классе и ходил заниматься в аэроклуб. В 1940 году после окончания школы поступает в летную школу, но не проходит по состоянию здоровья. Когда началась война, он был направлен в военную школу. С 21 июля 1941 года он находился на действительной военной службе в должности пилота срочной службы, откуда был направлен на фронт под Москву. « Ваш брат, а наш лучший друг, член нашей семьи Павлик героически погиб за Родину в борьбе с германским фашизмом. Погиб он над полем боя в момент, когда вели борьбу за город Ельню. Места его погребения нет потому, что он сгорел на наших глазах. Наш Павлик трижды орденоносец, он наносил смертельные раны ненавистному врагу…25 августа 1943 года». Так писали о Павле Егорове его сослуживцы. Он был прирожденным летчиком, дважды был награжден орденом «Красной звезды» и орденом «Красного Знамени».

Не вернулся с войны артиллерист Осипов Геннадий, остались только его письма с фронта как отголоски тех суровых лет, которые сохранила его школа. «Привет с фронта, здравствуйте дорогая семья. Вот пишу вам письмо, но в голову ничего не идет, до чего плохая уж эта война… Да когда она началась, я отнесся все, шутя, не замечая серьезного положения. Теперь же, когда дело зашло слишком глубоко, когда, хотя и мы накопили силы, дали отпор врагу и перешли в контрнаступление- это дало почувствовать каждому, с каким трудом вершили мы обратное. На дворе уже апрель, а конца скоро, конечно не видать, впереди упорные кровопролитные бои. В этих боях останешься ли в живых? Но и тогда пусть будет скромна или связана с героизмом смерть, не осуждайте мою скромную жизнь честного бойца, отдающего все силы во имя Родины и победы. Не всем быть героями, но честным должен быть каждый, и не последний я здесь. Особенно помогает то, что имею среднее образование. Выйдя из школы, трудно, именно попав в армейскую обстановку, и хотя это уже прошло, но все еще трудно иногда мириться с фронтовой жизнью. Ну вот и все. Привет всем родным и знакомым. Остаюсь жив и здоров, ваш сын Г.Н. Осипов»

Никто не может лучше рассказать о войне, как письма, которые передают атмосферу, чувства и переживания тех, кто в те редкие минуты между боем их писал.

Асановы Виктор и Евгений в 1940 году после окончания школы поступили в сельскохозяйственный институт. Но по семейным обстоятельствам сначала Евгений, а вскоре и Виктор бросили институт. Июнь 1941. Виктора не сразу взяли в армию, т.к. ему, как нужному мастеру буровых работ дали «броню». В октябре он получил повестку. Попал Виктор в Iую Московскую резервную армию. Сначала воевал под Тулой, а в июне 1942 года они были переброшены под Сталинград. В начале сентября был ранен в голову. Но он не уехал в тыл. После окончания курсов младших командиров снова под Сталинград. После Сталинграда – под Воронеж, Курск. И дальше на Запад: Белград, Харьков, Полтава, Киев. 1944 год. Их часть вышла к советской границе. И снова наступления: Румыния, Венгрия, Австрия. День победы он встретил в Чехословакии, под Прагой. Имеет боевые награды: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «25-летие победы над Германией». Брат Евгений погиб в боях за Родину.

Андреева Екатерина с первых же дней войны ушла добровольцем на фронт. Служила в гвардейской дивизии. Победу встретила в Берлине. За проявленное геройство и мужество в боях была награждена орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу» и другими.

Фукс Юрий в 1940 году поступил на механический факультет Ленинградского технологического института. В конце 1941 года, когда кольцо блокады все теснее сковывало город, он решил уйти добровольцем на фронт. Просьбу его удовлетворили только на второй раз. В начале января 1942 года, после ускоренных курсов младших командиров, Юрий был направлен на передовые позиции, где был назначен командиром пулеметной роты 173 стрелкового полка 90 Краснознаменной стрелковой армии 55. Позиции находились под Ленинградом, районе города Пушкина. Рота, где находился Юрий Фукс, производила разведку боем. 23 мая 1942 года, возвращаясь с очередного задания под сильным минометным огнем противника, Юрий был тяжело ранен осколком мины. После лечения в госпитале его демобилизовали. За участие в Великой отечественной войне награжден медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над фашистской Германией», «За доблестный труд в Великую Отечественную войну» и другими юбилейными медалями.

История со счастливым концом у Зои Засыпкиной. После окончания школы она поступила в Башкирский государственный университет на физмат. В апреле 1942 года пошла на фронт. Зоя была зачислена в ПВВ, 10 мая их отправили на Сталинградский фронт. До июля их учили в Сталинграде, а в начале июля выехали под Аропоново. 23 августа 1942 года начались первые бомбежки Сталинграда. И вот бомбят. Зоя бросилась в окопы. Взрыв. Все засыпало землей. «Ну, все! Конец!» Но через некоторое время она пришла в сознание и выкарабкалась из-под земли. И тут ее взгляд упал на осколок, который застрял в земле. Еще бы немножко, и он бы угодил ей в голову. «Не судьба!» — горько усмехнулась Зоя. Во время переправы через волгу началась бомбежка. Много погибло. И вот матери в Уфу приходит похоронка, что ее дочь погибла. И вдруг, как снег на голову, — письмо! Письмо от Зои. А Зоя все воевала. 6 ноября 1943 года их послали в Заполярье. Они светили самолетам, которые охраняли путь союзникам в Мурманск и Архангельск. Из Заполярья их перевели в Забайкалье. 9 мая встретили по пути на Дальний Восток. На забайкальском фронте она прослужила до окончания II-ой Мировой войны. В октябре их демобилизовали. Зоя Засыпкина имеет следующие награды: «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За советское Заполярье», «Победа над Японией» и юбилейные медали.

4. Герои Советского Союза.

Многие ученики школы удостоены высоких правительственных наград за проявленный героизм мужество, а два ее выпускника получили высокое звание героя Советского Союза. Это Мельников Борис Васильевич и Шишков Михаил Федорович. Борис Мельников закончил 9 классов в нашей школе, здесь же он и посещал местный аэроклуб. После окончания пермской авиашколы в самом начале войны, улетает на фронт, где принимает боевое крещение в 143 авиаполку. За период войны совершил 231 боевых вылетов. За мужество и отвагу награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Александра Невского и медалями. На своем боевом счету гвардеец Мельников имеет:48 уничтоженных немецких танков,145 автомашин с войсками и грузами, 2 подожженных и взорванных эшелона с боеприпасами и техникой,10 зенитных,8 артиллерийских и 6 минометных батарей, 5 сожженных самолетов противника. В одном из очередных вылетов его с напарником однажды подкараулили вражеские истребители, но сбить их так и не смогли. Мельников пошел в лобовую атаку, расстреляв в упор двух «мессеров» вырвался из кольца. В 1948 году Борис Мельников демобилизовался, и в мирное время работал машинистом на элеваторе. В 1951 году он трагически погиб в возрасте 28 лет.

Шишков Михаил Федорович тоже, как и Мельников, посвятил себя небу. После окончания 9 классов он поступил на летное отделение Уфимского аэроклуба, а затем в летно-военную школу города Перми. Потом был переведен в знгельское военно-авиационное училище, где и встретил войну. Девятнадцатилетний Михаил командовал звеном минно-торпедного авиационного полка ВВС Красноармейского Балтийского Флота. Весной 1943 года Михаил попал в гвардейский минно-торпедный полк на Балтике, а через год в ноябре 1944 года Шишков получил звание Героя Советского Союза. 187 боевых вылетов, 14 кораблей противника потоплены, мужество и отвага в каждом бою… Его память хранит множество случаев, когда он со своим экипажем попадал в, казалось бы, безвыходные ситуации, но провидение обязательно спасало. Так было и 25 мая 1944 года, когда он при выполнении боевого задания немцы подбили его самолет. На базу возвращались на одном двигатели, штурман и радист были ранены. При осмотре казалось, что самолет получил четыре прямых попадания и пятьдесят осколочных. Но задание было выполнено. За подвиги Михаил Шишков был награжден четырьмя орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, орденом Ушакова II степени, Богдана Хмельницкого III степени, а в 1966 году получил почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

Когда война закончилась, Михаил продолжал служить в авиации Северного флота. В 1966 году Шишкова перевели на Украину в город Николаев, здесь в течении десяти лет он работал в центре военной переподготовки летного и технического персонала. Там и остался жить после выхода на пенсию полковник Шишков. Вот уже более 35- лет живет он на Украине, на Родине бывает не часто. Но это не мешает любить ему тот край, где он родился и вырос, где живут его родные, куда тянет до сих пор. Когда Михаил Федорович приезжает на родину, то обязательно посещает родную школу, и старается все приезды приурочить к памятным школьным датам.

Глава III.Судьбы через письма.

Перебирая фронтовые письма, мы наткнулись на письма свернутые в треуголку, датированные 1942-1944 годами. Все они написаны рукой Веры Львовой и адресованы домой на ул. Азовскую, дом №3. Я начала читать, разложив их по датам. И предо мной прошла частичка жизни не известного мне человека, у меня мелькали события из ее жизни, слезы наполняли мои глаза. Как удивительно, но письма, будто живые листочки, которые проникнули меня ее переживаниями, чувствами, радостями и страданиями. Из ее писем видно, как сильно война меняет человека, воздействует на его психологию. Меняется отношение человека к жизни. Вера, как и многие другие девушки в то время, уходит на войну. Она работает медсестрой в госпитале. Вера живет лишь письмами матери, мыслями о доме. Она очень тоскует по своим родным, по дому, по временам, когда не было войны и все было хорошо. И то, что раньше было вполне естественным и обычным, сейчас становится очень важным и значимым, необходимым. «Как часто я думаю о том, что в свое время ценила твои труды, не так как это было нужно, теперь, наверное, после того, как я буду снова с тобой, за каждую выстиранную рубашку я тебе буду целовать руки. Буду ходить за тобой по пятам, чем тебе очень быстро надоем. Но не знаю, когда это счастье снова улыбнется мне» — пишет в своем письме Вера. Она очень любит свою мать и поэтому очень беспокоится за нее: «Как дорога мне ты и как я люблю тебя, теперь ведь ты у меня одна и мне ты стала еще дороже, чем прежде. Есть на свете действительно преданный мне человек, который любит и думает обо мне, это ты моя родная мамочка. Каждый вечер, ложась спать, если, конечно, есть такая возможность, а у меня, ведь часто так бывает, что я не имею возможности спать, я страшно хочу быть с Вами, хотя бы во сне. Я уверена в том, что мы обязательно встретимся, хотя может быть и не скоро. Ведь ты любишь меня, правда, а это меня всегда спасет и поможет, как бы мне не было тяжело и в каких бы условиях я не была, я вернусь, буду жить!» Вера с горечью вспоминает свое прошлое, о многом сожалея. Сейчас, она бы все изменила, жила бы по — другому. «Перебирая все в голове, всю свою недолгую, неудачно сложившуюся жизнь и удивительно, ничего не можешь вспомнить хорошего из своей жизни, и от этого обида еще более усиливается, кто-то жил и живет, а тебе даже нечего вспомнить, да и в будущем хорошего ничего не предвидится. Куда не посмотри везде чужие люди, для которых как ты ничего не значишь, пустое место, точно так же они для тебя». Она прекрасно представляет и осознает всю тяжесть этой войны, не строит никаких иллюзий. Вера чувствует себя одинокой. И только мама – тот единственный человек, который всегда, несмотря ни на что, будет рядом. Вот, что написано в ее письме матери: « Береги себя, знай как ты мне дорога, может быть, ты еще мне будешь нужна, как никто другой. Ведь я еще не знаю, какой я вернусь, может быть, я буду нужна только тебе одной, а остальные отвернутся от меня. Ко всему нужно быть готовым, война это не шутка и не безопасная игра». Война изменяет отношение к людям, и в письмах чувствуется разочарование, которое постигает Веру. На войне происходит личная трагедия Веры – она порывает отношения с мужем Костей. И опять делится переживаниями только с самым близким человеком – мамой. «Главное, ты подумай, мама. Пишет, что я пишу на глав. Почту потому, что у меня здесь кто – то есть, то есть муж по счету уже третий. Как у человека хватает наглости – не понимаю. И, в общем, чувствуется в каждом его слове гордость за то, что он во мне совершенно не нуждается и так далее. Ну, что ж и пусть. Ведь я не в силах что-либо сделать. Зато я знаю, что мои чувства не будут раздваиваться, как это было до сих пор, а я знаю, что у меня есть на свете действительно преданный мне человек, который любит и думает обо мне, это ты моя родная мамочка. Как дорога ты и как я люблю тебя, теперь ведь ты у меня одна и мне ты стала еще дороже, чем прежде…».

Война сделала из нее очень взрослого и ответственного человека. Она берет на себя роль наставника для младшей сестренки Лиды, просит ее позаботиться о матери. «А ты слушай и не обижай маму. Ты, может быть, еще не понимаешь совсем, что такое мать для нас, но поймешь, когда лишишься ее, вот, например, как я сейчас». Вокруг война, но она, все же, не перестает верить в лучшее и строит планы на будущее: «Вот кончится война, я здесь где-нибудь устроюсь или еще южнее, там лучше и вызову вас к себе и будем жить. Лидку заставим учиться, мама, я же буду работать, потом когда-нибудь выучусь, ведь люди и в 40 лет учатся, так и я… Лидка, приехать бы домой, конечно, вначале поправиться надо, пошли бы с тобой в кино, театр; и подруг теперь не надо будет, ведь ты теперь большая стала, приеду и не узнаю…» Только вот не суждено было исполниться Вериным мечтам. 23 мая 1944 года Вера Львова умерла от тяжелых ранений.

Пережив судьбу через строки ее писем, мне захотелось узнать о ней больше. Но я не смогла найти ее родных. Улица, на которой она проживала, ныне называется Братским переулком, а в доме №3 сменилось несколько хозяев.

Заключение.

Ушел в историю XX век, с каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Выросло новое поколение людей. Для нас война – это лишь воспоминания тех, кто был участником военных действий, кто прошел все лишения, и тяготы военного времени. А какими они были молодыми, наши сверстники тех 40-х. И они, также как и мы, строили планы на будущее, о чем-то мечтали, но не суждено было исполниться их мечтам.

Все меньше и меньше становится участников этих событий, а вместе с ними и живой памяти. Но я убеждена: время не имеет власти над величием всего, что пережили эти люди в войну. Их героизм помог одолеть врага. И оглядываясь назад, мы обязаны помнить о тех, кто не щадил себя для Победы над врагом нашей Родины.

Я живу в XXI веке, и вижу, что во многом отношение к Великой Отечественной войне в мире не однозначно. Наши прадеды думали о нас, своих правнуках, и мы, наше новое поколение, должны с глубоким уважением относиться к этим трагическим событиям. Ведь неизвестно, как сложилась бы судьба России, да и всего мира, если б наши деды не совершили тот доблестный подвиг. Но я уверена: праздник Победы останется самым главным праздником в мире, как и в моей семье.

Список использованной литературы:

1.Альбом «Памяти выпускников 40-х посвящается…»// Архив СОШ№19

2.Альбом «Работа группы «Поиск» 1984-1985г.г.»// Архив СОШ№19

3.Альбом-отчет работы КИДа СОШ№19// Архив №19

4. Письма с фронта// Архив СОШ№19

5. Из воспоминаний Якуповой В.Г.// Архив СОШ№19

6. Бухаршина Д. «Небо стало судьбой»// газета «Республика Башкортостан»№185 от 25.09.2002

7. Васильева Т. «Как двадцать лет спустя…»// газета « Советская Башкирия», от 25.05.1996

8. Краткая Башкирская энциклопедия, 2005г.

9.Краснова Р. «Человек построивший школу»// журнал « Уфа», 01.2007

Прадедушка Долматов Никита Борисович (1906-1972)



Встреча учеников СОШ №19 им. Б.И. Северинова в Ф.М. Шишковым. 2002г.

Выпускники школы №19 1940 года








sitemap
sitemap