Творческая работа на XVIII районную научную конференцию молодых исследователей научно



Введение

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка».

(В.А.Сухомлинский)

Красочное, с занимательным сюжетом произведение привлекало моё внимание. Так родилась мысль «оживить» иллюстрации художника Ольги Ионайтис к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Невозможно выразить все эмоции, которые возникают при чтении этой волшебной, и в то же время правдивой истории кузнеца Вакулы.

Главная идея творческого проекта: перенести словесный образ героев повести на полотно; показать, что декоративно – прикладное искусство способно дать жизнь иллюстрациям.

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект, служат для оформления интерьера. Выполненные картины могут быть использованы на уроках литературы и быть рассказом об образе главных героев повести.

В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу, по технике выполнения и по функциональным признакам использования предмета.

При выполнении проекта использовали не одна техники ДПИ: объёмная аппликация, лоскутное шитьё, солёное тесто.

Актуальность.

Декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения декоративно – прикладного искусства отражают художественные традиции нации, художественный опыт народа, сохраняют историческую память народа. Ценность произведений декоративно – прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют материальную культуру, но и являются памятниками духовной культуры. Картины – панно, выполненные на основе художественных произведений, всё больше входят в жизнь как предметы, отвечающие нашим идеалам, сохраняя историческую связь времён. Занятия по прикладной композиции и работа в материале способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию.

Мотивация.

Интерес к этой теме возник неслучайно. Читая повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», я обратила внимание на колоритные иллюстрации, размещённые на страницах этой книги. Они заинтересовали меня своим цветовым спектром, яркостью красок, самобытностью выражения лиц героев повести. Так возникла идея создать композицию картин-панно, выполненных в технике декоративно-прикладного искусства.

Цель проекта: создание картин-аппликаций «Ночь перед Рождеством» в стиле ДПИ.

Задачи:

Выбрать сюжет, композицию создаваемой картины на основе иллюстраций к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Определить техники декоративно-прикладного искусства и изучить их для создания картин.

Применить на практике выбранные техники: объёмная аппликация, лоскутное шитьё, солёное тесто.

Научиться использовать цвет, пропорции, композицию, форму, силуэт для создания образов главных героев картин (Вакулы, Солохи, чёрта).

Влияние повести на сюжетную композицию картин

Широкая известность пришла к Н.В. Гоголю после выхода сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Украинский народ, носитель высоких и благородных стремлений, с его прошлым, настоящим, самобытной колоритной палитрой красок, отображённых в нарядах, головных уборах, домашних убранствах меня как внимательного читателя очень заинтересовал. Я выбрала образы героев, переданные писателем. Вот какую характеристику даёт писатель чёрту: «Спереди совершенно немец*: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом казачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт….». А вот так, по мнению Н.В.Гоголя, должна предстать перед нами Солоха: «Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она умела причаровать к себе самых степных казаков. А пойдёт ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту** с китайчатою запаскою***, а сверх её синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы… «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!»

Просто невозможно не восхититься такими образами, чтобы не передать всё в своей работе. Сразу представила, из каких материалов буду их изготавливать. А когда начинаешь работать над образом, важно показать те эмоции и ту внешность героя, о которой говорит писатель. Все лица главных героев в картинах сделаны из солёного теста и специальной массы для лепки. Это очень древняя традиция – поделки из теста. Но и в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто стало очень популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет мне удовольствие и радость.

Костюмы, головные уборы выполнены в технике объёмная аппликация. Это позволило выразить свое «я»: создать эскиз картины, раскроить и сделать наброски, пройти все этапы создания будущей картины. Материалы, используемые в тканевой аппликации, разнообразны: здесь и синтетические ткани, и разнофактурные лоскуты.

Очень выигрышно при использовании техники объемной аппликации смотрятся такие ткани, как парча или фетр, войлок, кусочки кожи или меха (искусственного и натурального). Для особых эффектов принято также использовать ткани с матовой или наоборот блестящей поверхностью, с ворсом. Отличие объемной аппликации состоит в том, что некоторые ее элементы возвышаются над основой. Эта аппликация не крепится к ткани полностью по всем краям, а лишь точечно. Конечно же, сама техника объемной аппликации немного сложнее, но и композиция получается интереснее.

Аппликацию из ткани своими руками можно сделать любую, по сложности и композиции. Она невероятно украшает интерьер и поспособствует созданию особого уюта. К выбору тканей нужно подходить с фантазией: техника объемной аппликации предполагает особенную аккуратность с целью получения яркого результата. При объемной же – наоборот: все детали, которые будут выступать над основой, следует выполнять из фактурных тканей, чтобы результат соответствовал общему представлению. Также эта техника требует особенного внимания к краям ткани: они ни в коем случае не должны скататься, иначе прикрепление композиции не будет соответствовать требованиям. Но если соблюдать все правила, сделать шаблон, затем перенести его на ткань – то и результат доставит немало радостных минут.

___________________________

*Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли. Хоть будь он француз, или цесарец, или швед – всё немец. (Примеч. Гоголя.)

** Плахта [плахта] ж. 1) Кустарная украинская шерстяная или бумажная ткань с узорами из квадратов, полос, звездочек и т.п. 2) Украинская национальная одежда из четырехугольного отреза такой ткани, обертываемого вокруг талии, заменяющая юбку.

*** Запаска — род несшитой юбки или фартука из тёмной шерстяной материи у украинцев. Обычно поверх рубахи надевали две ЗАПАСКИ — спереди и сзади.

Аппликация — традиционный вид декоративно-прикладного искусства

Сегодня в лоскутном шитье существует множество самых различных техник, и аппликация занимает среди них одну из ведущих позиций. Тканевая аппликация – это создание художественного изображения путём наложения и нашивания разноцветных фрагментов какого-либо материала на основу из другой ткани.

Аппликация является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства во многих культурах. Фрагменты одежды, украшенной аппликацией, ещё были обнаружены в египетских гробницах. Художественная аппликация из кожи и войлока была распространена на территории Горного Алтая две с половиной тысячи лет назад. При исследовании так называемых Пазырыкских курганов были найдены предметы обихода – одежда, седельные покрышки, ковры с аппликацией, изображающей животных и людей, а также с растительным орнаментом. В Англию XI веке крестоносцы принесли это искусство с Ближнего Востока. Один из самых старых, сохранившихся образцов английской аппликации – конская попона с нашитой фигурой рыцаря в полном облачении.

Сегодня множество народных мастеров и профессиональных художников во всём мире работают в этой технике. Между тем продолжаются споры о том, относить ли аппликацию к лоскутному шитью или считать эту технику особой. В литературе также часто причисляют аппликацию к одному из видов художественной вышивки. Узор выкладывается из цветных кусочков материала и обшивается декоративными швами, которые в этом случае играют доминирующую роль. Например, в европейских странах в эпоху Возрождения аппликация была наиболее распространённым видом вышивки. Обвивку мебели, покрывала, драпировки украшали, обшивая золотым шнуром контуры и детали узоров.

Но со становлением лоскутного шитья как отдельного вида прикладного искусства аппликацию стали относить именно к нему, так как в основе аппликации всегда лежат лоскутики текстиля. Считается, что самые ранние образцы лоскутных изделий были аппликационными, то есть кусочки ткани или кожи в них были нашиты на основу.

Лоскутное шитьё, в том числе и аппликация, как домашнее рукоделие бытовало везде, где использовали ткани. Но широкое распространение оно получило тогда, когда домотканую материю заменили доступные ситцы. В Европе это произошло в XVII веке с началом ввоза хлопчатобумажных тканей из индийских колоний, в России в начале XIX века – с развитием отечественного ткацкого производства. В каждой стране мира лоскутное шитьё имеет свои характерные особенности, и каждый народ внёс свой вклад в обогащение приёмов этого искусства.

Сегодня аппликация всё больше завоёвывает позиции в лоскутном шитье. Аппликация хорошо сочетается с другими видами лоскутного шитья, позволяет с большей свободой создавать сложные формы, воплощать конкретные сюжеты. Что и представлено в моих картинах. Используя несколько техник ДПИ, можно достичь необыкновенную красоту и передать образ, характер, красоту героев повести «Ночь перед Рождеством», в особенности её главного героя – Вакулы.

История возникновения лоскутной техники и её применение

в картинах «Ночь перед Рождеством»

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение, особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI веком.

Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также `лоскутная мозаика`.

С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Создавая авторские изделия с применением лоскутной техники, мы должны знать основы построения художественных произведений и правильно их применять. К таким основам относятся геометрическая композиция, цветовая композиция.

3.1. Геометрическая композиция лоскутных изделий

Выразительность композиции картин «Ночь перед рождеством» определяется ее пропорциями: соотношением линейных размеров произведения и составляющих его частей и деталей. Пропорциональность и соразмерность композиции можно достичь двумя способами:

делением композиции на равные части (это создает ощущение покоя, равновесия, устойчивости);

делением композиции на неравные части (это выражает контраст и ощущение динамики, движения).

Первый способ больше подходит для статичных композиций.

Второй способ чаще используют для создания динамичных композициях, что и представлено в моих работах. Плавные линии разделяют основные части картин.

3.2. Цветовая композиция

Основа работы при создании художественного лоскутного изделия, картины, панно – это гармоничный подбор цвета используемых лоскутов ткани. Все цвета делятся на ахроматические (белый, серый, черный) и хроматические — остальные цвета цветового спектра.

Рисунок 1.

Основные цвета — красный, желтый, синий. В цветовом круге (рис.1), они соединены треугольником основных цветов. От смешения основных цветов образуются производные: красный + желтый = оранжевый; красный + синий = фиолетовый; желтый + синий = зеленый. Производные цвета объединены треугольником производных цветов.

По окружности цветового круга между основными и производными цветами располагается бесконечное множество промежуточных цветов и оттенков, естественно переходящих от одного к другому. Группа коричневых цветов получается при смешении всех цветов цветового круга. Эти цвета не подчиняются строгим законам шестичленного цветового круга, поэтому не будем включать их в круг, а поговорим о них отдельно. Расстояние по дуге окружности цветового круга между соседними вершинами треугольников основных и производных цветов называют сектором цветового круга.

Характерные признаки отличия цветов и их оттенков:

Тон цвета — принадлежность его к определенному основному или производному цвету. Для сложных оттенков обычно указывают принадлежность к определенному сектору цветового круга: это – сине — зеленый, а это – оранжево — красный.

Насыщенность цвета – определение, сколько белой или черной краски добавлено к тону цвета.

Яркость цвета — самая сложная и относительная характеристика. По яркости цвета цветового круга делятся на две группы: более яркие (красный, оранжевый, желтый) — их называют активными или теплыми; менее яркие (зеленый, синий, фиолетовый) — их называют пассивными или холодными. Яркость цвета убывает по дуге цветового круга от оранжевого (самого теплого) до синего (самого холодного).

Для автора, создающего лоскутные изделия, панно, картины чрезвычайно важно уметь сочетать цвета тканей в одном произведении. Гармоничность цветовых сочетаний зависит от расположения цветов в цветовом круге. Различают два основных типа гармоний по цветам: родственные и контрастные. Родственные цвета — это все цвета и оттенки в пределах двух соседних секторов цветового круга. Гармонии родственных цветов делятся на три группы:

одноцветная гармония — сочетание оттенков цвета в пределах одного сектора цветового круга, различающихся по насыщенности (светлее — темнее);

смежная гармония — сочетание цветов, располагающихся в двух соседних секторах цветового круга, достаточно близко к границе между ними;

тональная гармония — сочетание чистого цвета и его же с примесью другого цвета или тона (например, желтого с табачным или голубого с пепельно-голубым).

В лоскутной технике эффекта тональной гармонии достигают сочетанием однотонного цветного лоскута и лоскута, у которого по фону того же оттенка нанесен цветной набивной рисунок. Контрастные цвета — это цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга. Различают две группы гармоний контрастных цветов: парная, или дополнительная гармония — сочетание любой пары цветов, расположенных на концах диаметра цветового круга. Вращая диаметр вокруг центра круга, получают гармоничные сочетания пар различных оттенков, на которые укажут концы диаметра. Можно немного «смягчить» жесткую контрастность сочетания, взяв один оттенок точно с конца диаметра, а другой — на небольшом удалении по дуге от другого конца диаметра. Например, гармонируют цвета синий с красно-оранжевым или желто-оранжевым.

Гармония триады — сочетание трех контрастных цветов или их оттенков, отличающихся по насыщенности и расположенных на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. По этому типу гармонии сочетаются между собой все основные, а также производные цвета. Поворачивая равносторонний треугольник вокруг центра цветового круга, подбирают подходящие сочетания для любого из его оттенков. «Смягчать» контрастность сочетания по принципу «триады» нужно очень осторожно: возможность ошибки слишком велика. Ахроматические цвета, не входящие в цветовой круг, гармонично сочетаются с любым хроматическим цветом, а также между собой. Однако в окраске тканей часто присутствуют ахроматические цвета с заметным теплым или холодным оттенком. Это обязательно нужно учитывать, подбирая оттенок ахроматического цвета в зависимости от его яркости (теплый черный к красному или оранжевому, а холодный белый — к синему или фиолетовому и т.п.). Так же лучше работать и с коричневыми оттенками, сочетая теплые «земляные» оттенки с теплыми цветами цветового круга, а холодные «шоколадные» — с холодными оттенками.

Цветовая гамма — это объединение бесконечных переходов и оттенков однородных по тону цветов. В цветовые гаммы входят оттенки нескольких соседних секторов цветового круга. Например, в центральной картине композиции «Ночь перед Рождеством» (образ Вакулы) использована зеленовато — синяя цветовая гамма, в которую могут входить цвета от бледно — голубых до тёмно — фиолетовых. Основное условие — плавный, без больших скачков и разрывов, переход от одного тона к другому через несколько промежуточных цветов и оттенков. Восприятие цвета и цветовых сочетаний в этой картине — индивидуальное свойство автора.

4. Практическая значимость проекта

Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что она развивает художественно-эстетический вкус зрителя, является прекрасным объектом интерьера, может быть использована в качестве наглядного пособия при проведении различных воспитательных мероприятий.

В процессе выполнения этих картин открылись для меня новые фантазии и воображения, освоены приёмы создания панно для композиции «Ночь перед Рождеством». Герои литературного произведения «ожили», стали зримыми через перенесение их на полотно.

5. Технологическая последовательность изготовления картин

5.1. Выбор материалов и инструментов

На этом этапе в выбранной цветовой гамме для картин подбирают ткани для верхнего (лицевого) полотна изделия. Это могут быть:

хлопковые, бязевые, сатиновые, шерстяные ткани;

искусственный мех с ворсом различной длины;

обрезки всевозможных лент, кружев, тесьмы;

кусочки чёрной или цветной искусственной кожи;

синтепон (для придания объёма некоторым деталям изделия), шерсть для валяния;

различные бусинки, бисер;

пряжа, сухие ветви деревьев, пластилин;

супер — клей «Контакт» гель;

швейные иглы различной длины, портновские булавки, мел;

ножницы, нитки в тон ткани;

гладильная доска, утюг, швейная машина.

5.2. Порядок выполнения картин

Применяя сразу несколько техник ДПИ, достаточно следовать определённым рекомендациям: выбрать для картины несложный сюжет или пейзаж, главное помнить, что мелкие детали создаваемого рисунка лучше заполнять лоскутками с подходящим узором.

Нарисовать эскиз такого же размера, как будущая картина, тщательно прорисовывая все детали персонажа и пейзажа;

аккуратно скопировать эскиз на кальку и разрезать его по контурам стыковки деталей, пронумеровать все бумажные и тканевые детали;

выкроить детали Вакулы, Солохи, чёрта с учетом припусков на швы.

выбрать техники, из которых будут выполняться персонажи и пейзаж картины;

выполнить лица героев из солёного теста и специальной массы для лепки;

представить пейзаж картин в технике лоскутное шитьё;

подготовить материал-основу по реальному размеру готовой картины, желательно светлую хлопчатобумажную ткань;

наложить выкроенные тканевые детали на основу, постоянно сверяясь с эскизом, зафиксировать их иголками;

оценить общее впечатление от заготовки картины и, при необходимости, заменить неподходящие по фактуре и цвету лоскуты;

пришить тканевые детали на основу картины, следя, чтобы основа не стянулась и не перекосилась;

обогатить работу мелкими деталями для придания изделию большего колорита;

оформить работу рамой из тёмного багета в сочетании со светлым паспарту.

6. Заключение

Анализируя проделанную работу, отмечаю, что задачи, поставленные для выполнения творческого проекта, достигли своей цели. Созданные картины — аппликации «Ночь перед Рождеством» показали влияние декоративного искусства на литературное произведение. Овладев основными навыками техник лоскутного шитья, объёмной аппликации, солёного теста, увидела, что эта увлекательная и захватывающая работа.

Творческий проект носит теоретический и практический характер, он интересен и значим для меня, потому что я занималась мыслительной, практической и презентационной видами деятельности.

Выводы:

творческий проект даёт возможность делать что-то интересное самому, максимально используя свои возможности;

это вид деятельности, позволяющий проявить себя, попробовать свои силы, показать свои знания;

представить публично достигнутый результат своей деятельности.

Таким образом, декоративно – прикладное искусство доступно каждому человеку, желающему попробовать свои силы и стать профессионалом в этой области.

Список литературы:

Амоков В.Б. Искусство аппликации. – М.: Школьная пресса, 2004

Гильман Р.А. Школа и нитка в умелых руках. – М.: Легпромиздат, 1993

Гоголь Н.В. «Ночь перед Рождеством». – М.: РОСМЭН, 2010

Гурбина Е.А. Работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника. – Волгоград: Учитель, 2009

Денисова Л.Ф. Лоскутное шитьё и аппликация. – Москва «культура и традиции», 2009

Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники «Культура и традиции». – Москва, 1997

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – Москва «ЭКСМО», 2003

Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: «ЭКСМО», 2003

Нагель О. Художественное лоскутное шитье: Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута. — М.: Школа-Пресс, 2000

Пэчворк. Домашнее творчество. – Москва «АРТ – РОДНИК», 2007

Фигурки из солёного теста. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010

Приложение I

Фотографии картин к творческому проекту

«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя в стиле ДПИ



sitemap
sitemap