ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ



ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

         Проблема личности учителя обретает сегодня особую значимость. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к профессии, социального статуса, внутреннего состояния и личностного облика.

         Развитие личности ученика – ведущая задача современной школы. Она полагает в качестве своего определяющего условия личностно развивающегося в профессии учителя, для которого решение этой задачи составляет сущностную потребность и внутренний критерий самореализации в педагогической деятельности, определяет содержание его профессионального самосознания.

         Эффективность педагогического процесса сегодня определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося учителя, осознающего себя полноправным субъектом профессиональной деятельности. Исходя из сказанного,  можем сделать вывод, что речь идет о профессиональном становлении и развитии учителя.

Деятельность учителя, в какой бы форме она ни протекала, — это сложный по своему психологическому содержанию труд, требующий от человека высокой идейности, четко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний и устойчивых интересов, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания. Все эти качества объединяются и функционируют в сложном структурном целом, которое характеризует личность учителя.

         Педагогическая деятельность как сложная динамическая система имеет свою специфическую структуру, которая представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а единое целое образование, логическим центром и основанием которого является мотивационная сфера, определяющая ее общественную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

         Сумма таких характеристик дает истинное представление о качестве специалистов. Какого специалиста можно считать отличным, какого – хорошим, а какого – плохим? Ответить на этот вопрос поможет ознакомление с системой требований, предъявляемых к человеку педагогической профессией, т.е. ознакомление с профессиограммой.

         Качественно-описательная модель специалиста — профессиограмма учителя школы – является гипотетической, вероятностной и вариативной. Профессиограмма моделирует предвосхищаемый результат, который существует идеально, но должен быть получен по прошествии определенного срока обучения и воспитания студента в вузе. Как система требований к специалисту она дает возможность предвидеть конкретные пути, средства, операции, критерии профессиональной подготовки студентов, а также совершенствовать программу формирования личности будущего учителя.

         Профессиограмма включает:

¨     Свойства и характеристики, определяющие общественную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность учителя.

¨     Требования к его психолого-педагогической подготовке,

¨     Объем и состав специальной подготовки.

¨     Содержание методической подготовки по специальности.

I. СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Общественная направленность: научно-гуманистическое мировоззрение, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, сознание общественного долга и гражданской ответственности, социальная активность.

Профессионально-педагогическая направленностьинтерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, настойчивость, выдержка, самооценка, профессиональная работоспособность.

Познавательная направленностьнаучная эрудиция, познавательные потребности и интересы, интеллектуальная активность, чувство нового, готовность к педагогическому самообразованию.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ.

Знания. Знание методологических основ и категорий педагогики, знание закономерностей развития и социального формирования личностипонимание сущности, целей и задач, форм и методов воспитания, знание закономерностей возрастного развития детей, индивидуально-психологических особенностей личности.

Умения. Анализ педагогической ситуации, проектирование результата и планирование педагогических воздействий, умение выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся, умение прогнозировать результаты обучения и воспитания, умение формулировать конкретную педагогическую задачу, умение планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью, умение теоретически обоснованно выбирать методы, средства, формы учебно-воспитательной работы.

Конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса: умение отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения, уровнем обученности и воспитанности детей, умение преобразовывать учебный материал в соответствии с конкретными дидактическими задачами, умение творчески строить структуру урока, умение педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания, умение увлекать учащихся, заинтересовывать их общественно-ценными перспективами, умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и ученическими коллективами, родителями учащихся.

Регулирование и корригирование педагогического процессаумение обоснованно осуществлять корректировку поставленных педагогических задач, способность к перестройке способов деятельности в изменяющихся условиях, умение ликвидировать возникающие конфликты у детей, умение осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся.

Итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач: умение анализировать полученные результаты, умение выявлять сравнительную эффективность применяемых методов и средств, организационных форм учебно-воспитательной работы, умение анализировать природу достижений и недостатков в профессионально-педагогической деятельности.

III. ОБЪЕМ И СОСТАВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

         Знание объекта, предмета, места и связи «своей» науки с наукой в целом, владение категориальным строем научных знаний, знание методологии и логики научного исследования, знание закономерностей, истории, современного состояния и основных направлений дальнейшего развития науки, углубленное знание одной из областей науки, первоначальные навыки самостоятельного научного исследования, умение пользоваться библиографическими справочниками, указателями, проспектами и т.д.

IV. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 Знание целей и задач преподавания предмета на современном этапе развития школы, глубокое и всестороннее знание школьных программ, учебников и основных учебных пособий, владение приемами преодоления затруднений школьников в процессе освоения программного материала, знание теоретических основ методики преподавания, умение выбирать оптимальный вариант обучения в определенных условиях, владение методикой формирования у учащихся понятий, законов, умений, навыков, умение пробуждать и развивать у учащихся интерес к предмету, умение организовывать все формы учебно-воспитательной работы, владение навыками обращения с аудиовизуальными средствами обучения и методикой их использования, навыки руководства внеклассной и внешкольной работой по специальности

Технология  деятельности педагога.

  В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требования, адаптируется к ним, а с другой — активно создает для себя необходимые условия для вхождения в культуру общества сообразно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личным установкам.

         Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого – организация единого пространства познания и индивидуального развития. Технология личностно-ориентированного образования успешно реализует именно эту функцию. Цели и ценности современной общеобразовательной школы – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не принятым. И только тогда, когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять дифференцированные формы его дальнейшего обучения.

         Термин «образовательная среда» часто отождествляется с термином «учебно-воспитательный процесс». Они близки по содержанию. Но есть принципиальное отличие. Учебно-воспитательный процесс реализует социальный заказ, строится на деятельностной, нормативно-регламентирующей основе, общей и обязательной для всех учеников школы.

Образовательная среда же обеспечивает особый стиль взаимодействия основных участников образовательного процесса, направленного прежде всего на раскрытие индивидуальности каждого ученика. Такая образовательная среда должна соответствовать трем основным принципам: вариативности (возможности свободного выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив), гибкости (возможности педагога гибко изменять план своего воздействия на ученика), открытости (готовности учителя использовать возникающие у детей идеи и предложения в совместной деятельности: в ходе урока, проводимых школьных мероприятий и т.п.).



sitemap
sitemap